Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы «Анализ производства и реализации продукции» в курсе «Комплексный экономический анализ финансовой деятельности».

В ходе работы можно выделить несколько основных задач:

- рассмотреть методику анализа производства и реализации продукции;

- выявить показатели качества и разобрать методику их изучения;

- на практическом примере проанализировать материал, изученный при рассмотрении данной темы.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………………….....3

Глава I. Методика анализа производства и реализации продукции………………………………….……………….……………………...…5

Глава II. Показатели качества и методики их изучения…………………………………..…………………………………………12

Практическая часть ..………………………………………………………………18

Заключение…………………………………….……………….…………………...27

Список литературы……………………………………….…….…………………..

Работа содержит 1 файл

3.9.( Анализ производства и реализации продукции).doc

— 241.50 Кб (Скачать)

           А – количество дней в анализируемом периоде;

           Niвыручка от продажи готовой продукции i-го вида за анализируемый период. 

    Всесторонний  анализ производства и реализации продукции  невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются резервы роста выручки от продаж, обосновываются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в перспективе.

    На  выручку организации прямо или  косвенно влияет вся совокупность факторов финансово-хозяйственной деятельности.

      Необходимо установить, какие внешние и внутренние факторы оказали наиболее существенное влияние на динамику и выполнение плана продаж. С помощью методов факторного анализа и приемов многофакторного моделирования исследуются многочисленные причинно-следственные связи, в результате действия которых предприятие недополучило определенный объем выручки.

      В систему показателей, которые характеризуют объем производства кроме показателя объема товарной продукции, включается также показатель фондоотдачи, то есть выпуска продукции на 1 рубль стоимости средств труда.

Фондоотдача является основным показателем использования  всех основных средств на предприятии, он характеризует выпуск продукции  на единицу стоимости основных фондов. При планировании производственной деятельности промышленных предприятий фондоотдача определяется как объем реализованной продукции к балансовой стоимости основных промышленно производственных фондов10 

                                                    Ф = Vрп/ F

    

 Основная  задача комплексного анализа производства и продажи продукции – определить каким образом итоговый показатель зависит от того или иного параметра, а следом принять правильное управленческое решение с целью повышения эффективности производства. Значит, необходимо определить влияние на объем выручки в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

Для этого  надо выделить факторы разных уровней. Принципы данной классификации могут отличаться. Пример : факторами первого уровня может быть среднегодовое количество рабочих и среднегодовая выработка продукции одним рабочим. Среднедневная выработка и количество отработанных дней одним рабочим могут быть отнесены к факторам второго уровня по отношению к показателю товарной продукции. Продолжительность рабочего дня и среднечасовая выработка относятся к факторам третьего уровня.

      Все производственные факторы делятся на три основные группы:

предметы  труда, труд и средства труда. Они  взаимосвязаны и оказывают комплексное  воздействие на выпуск продукции.  Влияние трех обобщающих факторов на объем производства можно определить, если показатель выпуска продукции представить в виде следующих зависимостей11: 

N = RD = R х ( N/R), 

где R – среднесписочная численность,

D – производительность труда, 

N = FФо =F х (N/F), 

Где F – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, Фо – фондоотдача основных производственных фондов. 

N=МЗ х Мо = МЗ х (N/МЗ), 

Где МЗ –сумма потребленных материалов для  производства продукции,

Мо –  материалоотдача.

   Первая формула характеризует зависимость выпуска товарной продукции от численности персонала и производительности труда, вторая влияние основных промышленно–производственных средств и их фондоотдача на объем товарной продукции, третья – зависимость от количества материалов, потребленных в производстве, и выпуска продукции на 1 рубль предметов труда. Производительность труда зависит от фондовооруженности труда работающих и фондоотдачи производственных средств, т.е.  

D=(F/R) х (N/F) = F/R х N/F=N/R=D

Если  подставить в первую формулу вместо D развернутое его значение, то выпуск продукции можно разложить на три составных элемента. Это позволяет установить влияние трех факторов  на объем продукции: обеспеченности организации работниками, изменения фондовооруженности труда и фондоотдачи основных промышленно-производственных средств. Таким образом получаем:  

N=R х (F/RхN/F), или N=RФв х Фо. 

Влияние этих факторов на объем товарной (реализованной) продукции можно определить, например, с помощью метода цепных подстановок или интегрального метода.

Таким образом, выпуск продукции зависит  от трех факторов: обеспеченности организации  работника, фондовооруженности труда  и фондоотдачи основных средств.

По определению, производство, характеризуется постоянным ростом его объемных показателей, считается стабильным. Динамичным называют производство, характеризующееся изменяющимся выпуском в одинаковые по времени отчетные периоды.

Динамический  индекс можно построить по данным внешней бухгалтерской отчетности только для реализованной продукции.

Прежде  всего, это индекс объема реализации по выручке от продаж: 

IN  = N1/No. 

В условиях инфляции  актуален вопрос:  обусловлен ли рост выручки увеличением объема производства и реализации или это  является следствием общего роста цен?

        Принято считать, что производство стабильно, если  выполняется условие : In меньше Iинф  - индекс инфляции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. 

Если  In больше  Iинф  - это растущее производство, если   In меньше Iинф  , то это снижающееся производство.

   В заключении комплексного анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации.

Оценить резервы объема производства для  конкретной организации можно методом  сравнения фактического объема выпуска  с максимально возможным   (например, с производственной мощностью).

  Практикой производственной деятельности подтверждена величина оптимальной нагрузки мощностей организации: 70-80%.

  При меньшей нагрузке растут убытки от простоев машин и оборудования, при большей растет риск непредвиденных поломок или аварий, а это все внеплановый ремонт, лишние расходы и сверхурочные работы. Если такая нагрузка сохраняется длительное время, производство можно считать стабильным. Но, этот показатель не всегда можно получить. Иногда во внешней бухгалтерской отчетности содержится недостаточно информации об используемой производственной мощности организации.

     Об уровне и динамике можно судить на основе такого косвенного показателя как соотношение объемов производства и запасов оборотных средств. Основа данного метода – чем ниже уровень запасов готовой продукции, тем выше уровень ее производства и наоборот. Действительно, если запасы готовой продукции малы – значит рынок показывает растущий спрос и уровень производства должен быть выше, чтобы его удовлетворить. Если продукции произведено больше, чем необходимо для удовлетворения существующего спроса, запасы готовой продукции растут и новое их производство не имеет смысла. Таким образом, характеристика уровня производства косвенно может служить оборачиваемости запасов. Низкая оборачиваемость показывает низкий уровень производства, высокая – наоборот.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

    Данные  ОАО «Олимп» представлены в таблице 3.1. Они свидетельствуют о неравномерном распределении объемов продаж внутри года. Распределение показателей структуры продаж (удельного веса) колеблется от значений менее 1% зимой до более чем 20% - летом.

    Такое распределение объемов продаж свидетельствует  о существенном влиянии сезонности спроса на реализуемую продукцию. Показатели табл. 3.1 подтверждают это предположение, раскрывая ассортиментный состав продаж продукции, показатели в котором подвержены объективному влиянию сезонных колебаний спроса.

    В такой ситуации возникает потребность  в выявлении сезонного тренда. Трендовый анализ позволит установить устойчивость колеблемости показателей продаж внутри года. Это даст возможность более обоснованно формировать показатели бизнес-планов: бюджетов продаж, производства, себестоимости, денежных потоков и так далее. 

                                                                                                 Таблица 3.1 

    Показатели  динамики выручки  от продаж ОАО «Олимп» 

Месяц Сумма, тыс. руб. Темп  роста,

%

Структура (удельный вес),

%

 
2009 г.
2010 г. абсолютный  прирост  
2009 г.
2010 г. абсолютный прирост
Январь 101 198 97 196,04 0,34 0,59 0,25
Февраль 406 323 -83 79,56 1,37 0,97 -0,40
Март 787 699 -88 88,82 2,65 2,10 -055
Итого I квартал 1294 1220 -74 94,28 4,36 3,66 -0,70
Апрель 3007 3456 449 114,93 10,13 10,38 0,25
Май 3480 3920 440 112,64 11,73 11,77 0,04
Июнь 5781 5288 -493 91,47 19,49 15,88 -3,61
Итого II квартал 12 268 12 664 396 99,87 41,35 38,03 -3,32
Итого

1-е  полугодие

13 562 13 884 322 102,37 45,71 41,69 -4,02
Июль 5239 6811 1572 130,01 17,66 20,45 2,79
Август 4973 5831 858 117,25 16,76 17,51 0,75
Сентябрь 3732 3785 53 101,42 12,58 11,36 -1,22
Итого III квартал 13 944 16 427 2483 117,81 47,00 49,32 2,32
Итого 9 месяцев 27 506 30 311 2805 110,20 92,71 91,01 -1,70
Октябрь 960 1490 530 155,21 3,24 4,47 1,23
Ноябрь 691 980 285 141,82 2,33 2,95 0,62
Декабрь 513 523 10 101,95 1,71 1,57 - 0,14
Итого IV квартал 2164 2993 829 138,31 7,29 8,99 1,70
Итого 2-е полугодие 16 108 19 420 3312 120,56 54,09 58,31 4,02
Всего за год  29 670 33 304 3634 112,25 100,00 100,00 -
 

    Характерное проявление сезонности реализации отражено на рис. 3.1, из чего следует, что пик продаж в ОАО «Олимп» приходится на летние месяцы.

Рис. 3.1. График распределения удельного  веса выручки от продаж по месяцам  года.

    Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с базисным периодом называется структурными сдвигами можно рассмотреть  в таблице 3.2., графа 13.

 

    

    Показатели  ассортимента реализованной  продукции ОАО  «Олимп»

    за  2010 год. 

Вид продукции (марка) Количество, шт. Цена, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Темп  роста, % Структура выручки, %
2009 2010 Абсолют-ный прирост Темп  роста, % 2009 2010 2009 2010 Абсолют-ный прирост 2009 2010 Абсолют-ный прирост
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
«Люкс» 4100 4250 150 103,66 1,15 1,2 4715 5100 385 108,17 15,89 15,31 - 0,58
«Sanny» 17560 20020 2460 114,01 0,90 0,95 15804 19019 3215 120,43 53,27 57,11 3,84
«Гламур» 9151 7348 - 1803 80,30 1,00 1,25 9151 9185 34 100,37 30,84 27,58 - 3,26
ИТОГО 30811 31618 807 102,62 0,96 1,05 29670 33304 3634 112,25 100,00 100,00 -

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции