Правонарушения на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 06:14, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть существующие правонарушения на современном рынке ценных бумаг.
При выполнении работы использовались аналитический и сравнительные методы, для чего использовались учебники и учебные пособия рынку ценных бумаг, а также нормативно правовые акты и федеральные законы соответствующие заявленной теме.

Содержание

Введение 3
1. Рынок ценных бумаг и его участники 4
1.1. Сущность, виды, функции ценных бумаг 4
1.2. Участники рынка ценных бумаг 6
1.3. Виды ценных бумаг 9
2. Правонарушение на рынке ценных бумаг 11
2.1. Юридический состав административного правонарушения на рынке ценных бумаг 11
2.2. Виды административных правонарушений на рынке ценных бумаг 14
3. Обзор судебной практики 25
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Реферат Правонарушения на рынке ценных бумаг оригинал.doc

— 287.50 Кб (Скачать)
  1. брокерская;
  2. дилерская;
  3. деятельность по управлению ценными бумагами;
  4. клиринговая;
  5. депозитарная;
  6. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  7. деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

     Профессиональным  участникам рынка ценных бумаг нельзя совмещать свою деятельность с другими видами деятельности, не связанными с рынком ценных бумаг (например, с торговой деятельностью). Деятельность профессиональных участников подлежит обязательному лицензированию.

     Таким образом, рынок ценных бумаг дает возможность перераспределения денежных средств и дальнейшего развития экономики. В целом рынок ценных бумаг представляет собой сложную систему со своей структурой, где присутствуют покупатели, продавцы и посредники, которые торгуют ценными бумагами. 

     1.3. Виды ценных бумаг

     рынок ценная бумага

     Виды  ценных бумаг в мире чрезвычайно  разнообразны, и их принято подразделять на группы по тому или иному признаку. Ценные бумаги классифицируют по эмитентам, времени обращения, способу выплаты  дохода, экономической природе, уровню риска, территориям и др.

     Основными эмитентами ценных бумаг являются частный  сектор, государство и иностранные  субъекты; поэтому по эмитентам ценные бумаги делятся на частные, государственные  и международные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.

     Классификация ценных бумаг:

  1. по форме капитала:
  2. долевые ценные бумаги – ценные бумаги, которые подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли и участие в управлении предприятием, закрепляют права владельца на часть имущества предприятия при ликвидации (акция).
  3. долговые ценные бумаги – ценные бумаги, которые выражают отношение займа между владельцем и эмитентом, который обязуется ее выкупить в установленный срок и выплатить определенный % (облигация).
  4. по эмитентам:
    1. государственные;
    2. муниципальные;
    3. корпоративные.
  5. по способу реализации прав:
  6. предъявительские – права, которые удостоверяет данная ценная бумага, принадлежат лицу, который предоставляет ее.
  7. именные – права, которые удостоверяет данная ценная бумага, принадлежат определенному лицу, данные о котором содержатся в реестре владельцев ценных бумаг.
  8. ордерные – права, которые удостоверяет данная ценная бумага, могут принадлежать лицу, указанному в этой ценной бумаге, или любому другому лицу, которого назначит первоначальный владелец ценной бумаги путем нанесения передаточной надписи в данной ценной бумаге.
  9. по форме выпуска:
  10. документарная – ценная бумага, которая выпускается в бумажной форме в виде бланков;
  11. бездокументарная – ценная бумага, которая представляет собой безналичную форму, а подтверждение прав осуществляется с помощью ведения реестра владельцев ценных бумаг.
  12. по стадиям обращения:
  13. ценные бумаги первичного рынка – размещаются от эмитента к первым владельцам.
  14. ценные бумаги вторичного рынка – размещаются от первых владельцев к последующим.
  15. по возможности досрочного погашения:
  16. безотзывные – не могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно.
  17. отзывные – могут быть отозваны и погашены досрочно (облигации, привилегированные акции).
  18. по возможности свободного обращения:
  19. обращающиеся – ценные бумаги, которые могут свободно обращаться на рынке.
  20. необращающиеся – ценные бумаги, которые не могут обращаться на рынке (только первичное обращение).
  21. ценные бумаги с ограниченной возможностью обращения – ограниченное обращение ценные бумаги, которое указано в условиях выпуска данных ценные бумаги.
  22. по объему предоставляемых прав:
  23. первичные ценные бумаги – удостоверяют права на первичные ресурсы (акции, облигации, вексель).
  24. производные ценные бумаги – удостоверяю права их владельца на покупку/продажу первичных ценных бумаг (опционные, форвардные, фьючерсные контракты).
 
 
 
 
 

2. Правонарушение на рынке ценных бумаг 

    2. 1. Юридический состав административного правонарушения на рынке ценных бумаг 

    В соответствии с КоАП РФ нарушение установленных правил квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося единственным основанием административной ответственности. Совершение правонарушения является основанием для применения административной санкции со стороны органов регулирования рынка ценных бумаг. Даже добровольное исполнение правонарушителем назначенного наказания (например, уплата штрафа профессиональными участниками рынка ценных бумаг) не меняет принудительного характера этой меры.

    Административным  правонарушениям присуща именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения. Разграничение  преступлений и других правонарушений проводится по степени их общественной опасности, а не по наличию или отсутствию таковой8. Административное наказание влечет для нарушителя менее тяжкие последствия, чем уголовное наказание, и может налагаться не за любое несоблюдение правовых норм, а лишь за виновное несоблюдение нормы - правонарушение. Данные выводы применимы и к сфере экономической деятельности, и в частности к сфере рынка ценных бумаг.

    Попытки устранения пробелов в законодательстве в части установления административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг предпринимались на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, в Приморском крае эта проблема была частично снята принятием Закона Приморского края «Об административных ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах» от 11 сентября 1998 года № 21-КЗ9.

    Принятие  Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных, интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» было призвано восполнить недостающие звенья в механизме правового регулирования правоотношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, на федеральном уровне. Со вступлением в силу этого законодательного акта у федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (до марта 2004 г. - ФКЦБ России, а после - ФСФР России) появились реальные рычаги административного воздействия на нарушителей корпоративного законодательства и законодательства о ценных бумагах.

    В частности, в ст. 12 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг было установлено двенадцать основных составов правонарушений в сфере рынка ценных бумаг. Для каждого из них федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг получил право самостоятельно определять размер штрафов в пределах, установленных названным Законом. Максимальный размер штрафов, налагаемых ФКЦБ России и ее региональными отделениями, не мог превышать 10000 МРОТ - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 200 МРОТ - в отношении граждан, являющихся должностными лицами. Вместе с тем в ст. 12 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг содержалась норма, устанавливавшая, что порядок рассмотрения дел и наложения штрафов определяется нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Однако  в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» из ст. 12 Закона о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг были изъяты нормы, устанавливающие составы правонарушений в сфере рынка ценных бумаг и ответственность за их совершение, а также право ФКЦБ России самостоятельно определять порядок рассмотрения дел и наложения штрафов, а также некоторые другие положения данной статьи.

    Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки  административного правонарушения в совокупности образуют сложный  юридический состав, характеризующийся  четырьмя элементами: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

    Общим объектом административных правонарушений в области рынка ценных бумаг  являются общественные отношения, регулируемые нормами административного, гражданского, финансового права и охраняемые нормами КоАП РФ.

    Родовым объектом административных правонарушений является совокупность общественных отношений, проявляющаяся в деятельности на рынке ценных бумаг. Видовым объектом признается специфическая группа общественных отношений, которая устанавливает административную ответственность за нарушения конкретных правил рынка ценных бумаг, например эмиссионные правила, правила внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

    Объект  административных правонарушений в  области рынка ценных бумаг является сложным по составу, так как объединяет отношения, связанные с частноправовыми интересами участников рынка ценных бумаг, и публичные интересы государства в области управления и регулирования этого рынка.

    Объективная сторона административного правонарушения на рынке ценных бумаг характеризует  внешнее поведение правонарушителя, которое выражается в противоправном деянии (действии или бездействии) участников рынка ценных бумаг и влечет общественно опасные последствия. Для установления причинной связи необходимо выяснить все обстоятельства дела и оценить их роль, а также условия, повлекшие неблагоприятные последствия. В сфере рынка ценных бумаг объективная сторона административных правонарушений формулируется с помощью бланкетных диспозиций (норм), что предполагает обращение к нормам, регулирующим отношения на рынке ценных бумаг и содержащимся в различных нормативных правовых актах.

    К субъектам административных правонарушений на рынке ценных бумаг могут быть отнесены: профессиональные участники  рынка ценных бумаг, эмитенты, негосударственные  пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, а также их должностные лица; лица, оказывающие услуги по публичному предоставлению информации, а также лица, располагающие служебной информацией.  
 
 
 

    2.2. Виды административных правонарушений на рынке ценных бумаг 

    Изменения в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за нарушения корпоративного законодательства и законодательства о ценных бумагах внесены Федеральным законом от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».

    Пункт 1 ст. 1 Закона № 9-ФЗ изменил редакцию ст. 2.4 КоАП РФ, расширив перечень лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц. Теперь могут быть привлечены к административной ответственности в качестве должностных лиц члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.28 - 15.31, 15.35 КоАП РФ.

    Пункт 2 ст. 1 Закона № 9-ФЗ дополнил ст. 2.10 КоАП РФ ч. 9, согласно которой при совершении административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

    Пункт 3 ст. 1 Закона № 9-ФЗ, внеся дополнения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, увеличил срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах. Теперь постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ранее - по истечении двух месяцев). Таким образом, в КоАП РФ учтена специфика правонарушений на рынке ценных бумаг, большинство которых имеет скрытый характер, не позволявший ФСФР России оперативно выявлять их, так как со дня их совершения и до дня их выявления зачастую проходит достаточно много времени. В результате при наличии короткого срока давности привлечения к административной ответственности правонарушители имели возможность уходить от ответственности, что не способствовало снижению числа административных правонарушений в сфере рынка ценных бумаг и влекло нарушение законных прав и интересов инвесторов. Теперь же ситуация коренным образом изменилась.

Информация о работе Правонарушения на рынке ценных бумаг