Регистрационное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:10, реферат

Описание работы

Цель данного реферата: раскрыть понятие регистрационного производства.
Задачи данного реферата:
1. раскрыть понятие и принципиальную сущность регистрационного производства;
2. рассмотреть основные разновидности регистрационного производства;

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Введение. 
 

    Бесспорный, общепризнанный факт: реально сложилось  несколько процедур с ясно выраженной целью - обеспечить достижение юридического результата. Эти процедуры осуществляются в сфере государственного управления уполномоченными на то органами исполнительной власти. Регулирование этих процедур обеспечивается соответствующими нормативными актами, прежде всего федеральными законами. Принадлежность названных процедур к сфере государственного управления и их несомненный юридический характер позволяют однозначно квалифицировать эти процедуры как производства в административном процессе. Речь в первую очередь идет о регистрационном, лицензионном и исполнительном производствах.[11]

    Появление упомянутых производств обусловлено  потребностями современного этапа развития нашего государства, глубокими преобразованиями в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества и государства. Новые, ранее неведомые, да и просто немыслимые общественные отношения нуждаются в адекватном юридическом — материальном и процессуальном — обеспечении. По-прежнему действует классическая схема: потребности новых общественных отношений с необходимостью порождают для их регулирования и упорядочивания соответствующие группы материальных норм российского права, реализация которых может быть достигнута лишь с помощью процедур, в свою очередь регулируемых процессуальными нормами.

      Появление названных производств  дает основания говорить о  таком своеобразном качестве  административного процесса, как  его органическая способность интенсивно пополняться новыми производствами. При этом следует учитывать и своеобразие системы производств, образующих административный процесс, в котором они располагаются, так сказать, параллельно. Тем не менее их объединяет главное: каждый вид производства в сфере государственного управления предназначен, прежде всего, для достижения юридического результата, подчас весьма существенного в своей значимости, например, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Достаточно напомнить, что при существовании частной собственности на средства производства это имущество может быть значительным по своей стоимости, размерам и т.д.[11]

    В данной работе мы рассмотрим такой  вид административных производств, как регистрационное производство.

    Этот  вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, прежде всего в лице органов юстиции, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой — граждане, общественные объединения, юридические лица и т. д. Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих «регистрационные процессуальные правоотношения», а следовательно, и соответствующее административное производство.

      Цель   данного реферата: раскрыть  понятие регистрационного производства.

    Задачи  данного реферата:

    1. раскрыть понятие и принципиальную сущность регистрационного производства;
    2. рассмотреть основные разновидности регистрационного производства;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел  № 1.

    Понятие и принципиальная сущность регистрационного производства. 

    Регистрация – акт официального признания  законности тех или иных действий. Так, органы юстиции осуществляют государственную  регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, уставов общественных и религиозных объединений, юридических лиц и прав на недвижимость.

    Регистрации подлежат нормативные акты, затрагивающие  права, свободы и законные интересы граждан, и носят межведомственный характер.[10]

    Несмотря  на значительное разнообразие отношений, связанных с производством регистрационного характера, им присущи некоторые  общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного  производства.

    Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом закон устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.[4]

    Правила проведения государственной регистрации  распространяются на всю территорию Российской Федерации.

    Юридическая природа акта государственной регистрации проявляется также и в том, что с момента регистрации, например, общественного объединения, возникает его правоспособность юридического лица. С другой стороны, законодательство не обязывает общественное объединение регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица.   В данном случае государственная регистрация выступает как явление диспозитивное, но сохраняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

    Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти Российской Федерации и их подразделениями. Основную работу в  этой области проводит Министерство юстиции Российской Федерации и  его местные органы, а также некоторые другие органы исполнительной власти. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» государственная регистрация новых пищевых продуктов животного происхождения и ведение государственного реестра в отношении таких продуктов возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    Как это предусмотрено п. 27 Положения о нем, Министерство финансов Российской Федерации регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах полномочий, предоставленных законодательством.

    В-третьих, порядок осуществления государственной  регистрации регулируется нормами  административно-процессуального права, которое одновременно выполняет функцию реализации соответствующих материальных правовых норм различной отраслевой принадлежности - конституционного (государственного) права (например, устанавливающих статус общественных объединений), гражданского права (например, устанавливающих статус недвижимости), административного (например, устанавливающих обязанность федеральных органов исполнительной власти регистрировать определенные виды своих нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Российской Федерации).

    К числу таких актов, также  относятся, например:   Кодекс внутреннего  водного транспорта Российской Федерации (ст. 15-22); Федеральные законы: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации  юридических лиц», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья», от 11 июля 1997 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», от 6 марта 1998 г. «Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказы министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. «Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации», от 8 октября 1998 г. «Положение об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», совместный приказ Министерства юстиции, Федеральной службы земельного кадастра, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 июля 2000 г., которым была утверждена «Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах», приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. «Об утверждении правил государственной регистрации судов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  № 2.

    Основные  разновидности регистрационного производства.

    К числу основных разновидностей следует отнести регистрационные производства:

    — по государственной регистрации  юридических лиц;

    — по государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    — по государственной регистрации  общественных объединений;

    — по регистрации граждан Российской Федерации и снятию граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства на территории Российской Федерации в органах внутренних дел.

    Рассмотрим  кратко основные особенности названных  видов регистрационного производства в административном процессе.[11]

  • Государственная регистрация юридических лиц.
  •     Первая  разновидность регистрационного производства регулируется Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. «О государственной  регистрации юридических лиц»( ред. от 19.07.2009), который является своеобразным развитием и конкретизацией положений статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

        Государственная регистрация юридических лиц  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, реализующим  предоставленные ему полномочия на основе Конституции Российской Федерации и Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

        Государственная регистрация юридических лиц  осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного  органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

        Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно либо направляются почтовым отправлением с соблюдением установленного порядка.

        Требования  к оформлению документов, представленных для государственной регистрации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица:

        — руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого  юридического лица или иное лицо, имеющее  право без доверенности действовать  от имени юридического лица;

        — учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

        — руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

        — конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

        — иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.[3]

        Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

        Регистрирующий  орган не вправе требовать представления  других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»(ред. от 19.07.2009).[3]

        Федеральными  законами может устанавливаться  специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических лиц.

        Важной  особенностью названного закона является то, что он предусматривает дифференцированное регулирование порядка государственной  регистрации юридических лиц, выделяя  следующие варианты общего регистрационного производства этих субъектов.

        а) Государственная регистрация юридических лиц при их создании. В этом случае уполномоченное лицо представляет в регистрирующий орган следующие документы:

        — подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации  по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявления о государственной регистрации достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях — согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

    Информация о работе Регистрационное производство