Система административного права РФ: оценка современного состояния, актуальные проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе дана характеристика системы административного права, выделены особенности общей и Актуальность темы. Каждой самостоятельной отрасли права присущи целостность, системность и структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Тема «Система административного права РФ: оценка современного состояния, актуальные проблемы и пути их решения» очень актуальна. Это обуславливается тем, правовые дисциплины одни из самых «подвижных» и часто изменяющихся, а административное право одна из самых сложных отраслей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
Общая характеристика системы административного права РФ……………………………………………………………………………………………….…………………9
Особенности общей части системы административного права…………………………………………………………..............................................12
Анализ особенной части системы административного права………………………………………………………………………………………………………16
Оценка современного состояния системы административного права в РФ………………………………………………………………………………………………………………..18
Актуальные проблемы кодификации российского административного законодательства как системы источников административного права…………………………………………………………………………………………..……………….20
Проблемы формирования институтов административной процедуры в РФ………………………………………………………………………………………………………..…27
Обеспечение единства законодательства в РФ……………………..…………...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...36
Приложения……………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 339.40 Кб (Скачать)

        10

Правовые нормы соответствующих административно-правовых институтов регулируют отношения, распространяющиеся на все аспекты управленческой деятельности.

Нормы административного права могут быть сгруппированы и по тем областям государственного управления, в которых они регулируют отношения, например народное хозяйство (а также его отдельные отрасли), либо в отдельных сферах (стандартизация, ценообразование, государственная регистрация, отчетность и статистика и т. д.), либо в конкретных административно-правовых режимах (чрезвычайное положение, военное положение, таможенные режимы).

Соответственно выделяются нормы, позволяющие увидеть общее в механизме административно-правового регулирования (Общая часть) и особенное, касающееся отдельных областей, отраслей, сфер управления (Особенная часть). В последней конкретизируются административно-правовые нормы с учетом специфических особенностей их применения.

В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

        11

Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

Административное право подразделяется также на внутреннее и внешнее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями -- с другой. Внешнее административное право -- это наиболее важная часть административного права, включающая такие административно-правовые институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.

Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус этих субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера.

Следует подчеркнуть, что вышеизложенная система административного права является традиционной, т. е. такой взгляд на структуру административного права разделяют большинство авторов, исследующих основополагающие проблемы административного права и предмета его правового регулирования.

 

 

 

 

    1. Особенности общей части системы административного права

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения); простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

Многообразные управленческие отношения, регулируемые административным правом, группируются в отдельные блоки (комплексы) норм, правовые институты. Речь идет о выделении таких групп, которые объединяют административно-правовые нормы по признаку регулирования однородных или сходных административно-правовых отношений.

Административное право являет собой систему отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей. Структурно административное право может быть представлено по-разному. Например, выделяется трехзвенная система административного права:

1) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые охватывают всю систему управления (управление и исполнительная власть, принципы государственного управления, административно-правовой статус граждан и организаций, государственная

 

        13

служба, формы и методы управления, законность и способы ее обеспечения в системе исполнительной власти и государственного управления);

2) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере или отрасли управления (государственное управление отраслями,  в межотраслевых сферах, в социально-культурной и экономической деятельности государства и его органов; управление наукой, здравоохранением, образованием,  транспортом,  обороной,  безопасностью,  внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.);

3) административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности   (установление  в  нормативных  актах   составов административных  правонарушений  и  ответственности  за  их нарушение; определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; регламентация принципов производства по делам об административных правонарушениях).[6]

В Общую часть включены следующие институты:

  • государственное управление;
  • исполнительная власть;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • институт правовых актов;
  • институт государственной службы;
  • институт административного принуждения;
  • институт административной ответственности;
  • институт административного процесса.

Нет общепризнанной классификации Общей части системы административного права, но так как институт административного права есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм,

        14

то Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие:

  1. административно-правовой статус граждан (статус - это наличие определенных прав и обязанностей);
  2. правовые основы организации и деятельности исполнительной власти  (аппарата государственного управления);
  3. административно-правовой статус негосударственных организаций;
  4. порядок применения норм административного права (какие государственные органы или должностные лица могут применять нормы административного права, какова компетенция этих органов и т. д.).[12]

Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления (образование, охрана общественного порядка, стандартизация). В составе Общей части административного права также выделяют:

  1. нормы, определяющие правовой статус органов управления, формы их деятельности, особенно акты управления;
  2. нормы, определяющие принципы государственного управления;
  3. нормы, регулирующие государственную службу, причём службу не только в органах управления, но и во всех других звеньях государственного аппарата;
  4. нормы, определяющие статус управляемых объектов, предприятий, учреждений и организаций, различных их составных частей;
  5. нормы о способах обеспечения законности в государственном управлении.[13]

Административное право может быть материальным (устанавливающим статутные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты,

 

        15

ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

Процессуальные нормы действуют как в управленческом административном праве (процесс принятия правовых актов управления и заключения административных договоров), так и в административно-деликт-ном праве (порядок наложения административных взысканий на юридических и физических лиц, стадии производства по делам об административных правонарушениях).

Особо следует отметить ту часть процессуального административного права, которая проявляется в рассмотрении судом в рамках установленных судебных процедур иска гражданина к публичному управлению в связи с нарушением последним прав и свобод граждан. Этот вид процесса является во многих странах традиционным и имеет длительное историческое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ особенной части системы административного права

Особенная часть административного права как и Общая состоит из отдельных административно-правовых институтов. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Многообразные управленческие отношения, регулируемые административным правом и группируются в отдельные блоки (комплексы) норм, правовые институты. Речь идет о выделении таких групп, которые объединяют административно-правовые нормы по признаку регулирования однородных или сходных административно-правовых отношений.

Административное право являет собой систему отдельных административно-правовых норм, институтов и подотраслей.

Особенная часть включает такие основные правовые институты как:

  • управление экономической сферой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, транспортным комплексом, связью, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей финансами и кредитом);
  • управление  социально-культурной сферой (образованием, наукой, культурой, здравоохранением, в области труда и социального развития);
  • управление  административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией).[12]

Особенная часть  административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие:

  1. обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административных правонарушениях);

        17

  1. организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомственных инструкциях и других подзаконных актах);
  2. социально-культурную и благотворительную деятельность (это нормы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, комитетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);
  3. деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных связей с другими странами.

Особенная часть административного права включает в себя:

  1. нормы, регулирующие государственное управление в областях ценообразования (финансов, кредита, учёта и др. видов функциональной деятельности);
  2. нормы, регулирующие государственное управление в отраслях и группах отраслей народного хозяйства, социально культурного строительства и административной деятельности.[13]

Информация о работе Система административного права РФ: оценка современного состояния, актуальные проблемы и пути их решения