Система административного права

Автор: r******@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:45, реферат

Описание работы

Цель написания реферата- это раскрыть понятие системы административного права
Задачи:
1. Дать понятие административного права.
2. Указать источники административного права
3. Проанализировать систему административного права

Содержание

Введение 2
Глава 1. Административное право как отрасль права 2
1.1. Понятие административного права 2
1.2. Предмет административного права 2
1.3. Источники административного права 2
Глава 2. Система административного права 2
Заключение 2
Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

система административного права.docx

— 99.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное  образовательное  учреждение  высшего  пРофессионального  образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева 

(ФГОУ  ВПО ргау - МСХА  имени К.А. Тимирязева) 

Учетно-финансовый факультет 
 

Кафедра налогообложения и финансового  права 

Дисциплина: Административное право 
 
 

Реферат

на  тему: 

Система административного  права 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса  306 группы

учётно-финансового  факультета

дневной формы обучения

Григорьева  А. В.

Руководитель: Нурбагандова К.А. 
 
 

Москва 2011 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Административное право как отрасль  права 2

1.1. Понятие административного права 2

1.2. Предмет административного права 2

1.3. Источники административного права 2

Глава 2. Система административного  права 2

Заключение 2

Список  литературы 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России и несет  свои отличительные признаки с учетом своей направленности  и стоящих  перед ней задач. “ Административное право как отрасль современного права  появилась тогда, когда  в правовой системе достаточное  место заняли нормы, закрепляющие права  личности, гарантии от административного  произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения  полицейского права в административное.

    Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это определяется разнообразием  задач, стоящих перед ней. Для  каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

    Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. 

    Административное  право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

    Цель  написания реферата- это раскрыть понятие системы административного права

    Задачи:

    1. Дать понятие административного права.

    2.  Указать источники административного права

    3. Проанализировать систему административного права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Административное право как отрасль  права

    1. Понятие административного права

    Административное  право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные сферы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. При  этом предмет административного  права отвечает на вопрос — что, какие общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права, а  метод административного права  отвечает на вопрос — как, каким  образом нормы выполняют свое регулирующее воздействие.

    Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России и несет  свои отличительные признаки с учетом своей направленности  и стоящих  перед ней задач. “ Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в  области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между  властью и гражданами” - писал  в 1929г. В. Хоболевский. 1

    Административное  право как отрасль современного права  появилась тогда, когда  в правовой системе достаточное  место заняли нормы, закрепляющие права  личности, гарантии от административного  произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения  полицейского права в административное.

    Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это определяется разнообразием  задач, стоящих перед ней. Для  каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.

    Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная  администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав.

    Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

    1. Предмет административного  права

    Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других, прежде всего  по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых  является то, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти. 2

    Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

    В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной  администрации, и “ обслуживает” сферу государственного и муниципального управления.

    Управление  существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько  связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета административного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

    Однако, следует сразу оговориться, что  административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере  действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь  безусловный авторитет”3 . Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?

      Исполнительная власть и ее  органы выполняют огромный объем  работы в сфере управления  государственными делами. Поэтому  в российском законодательстве  и юридической литературе для  определения сферы действия административного  права используются такие близкие  по смыслу понятия как исполнительная  власть, государственное и муниципальное  управление, государственная администрация,  административная власть. Все они  обозначают понятие, которое складывается  из трех основных компонентов.  Это: 1) управленческий аппарат (совокупность  служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и  3) используемая им при этом  власть. 4

    Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной  администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

      Административно-правовое регулирование  производится посредством:

    а) упорядочения, закрепления, совершенствования  существующих общественных отношений;

    б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам  развития общества, положениям Конституции  РФ;

    в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и  других отраслей права;

    г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

    Под понятием государственной администрации  главным образом подразумеваются: а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных  и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении  и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании  предоставленных им государством полномочий.

    Содержание  деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.

      Следовательно, можно ограничить  предмет административного права,  уточнив, что оно регулирует  только те общественные отношения,  которые не закреплены за другими  отраслями действующего права.

    Таким образом, предмет административного  права можно условно подразделить на две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

Информация о работе Система административного права