Участники административного процесса. Их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление участников административного процесса, и дать им характеристику. Прежде чем перейти к рассмотрению названных вопросов, сделаем некоторые терминологические пояснения.
Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности [2]. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и структура административного процесса…………………………..4
2. Участники административного процесса и их характеристика………...........6
2.1. Индивидуальные участники административного процесса……………..9
2.2. Коллективные участники административного процесса……….............14
2.2.1. Органы исполнительной власти……………………………………..14
2.2.2. Государственные служащие…………………………………………19
2.2.3. Исполнительные органы местного самоуправления……………….20
2.2.4. Предприятия и учреждения различных форм собственности……..22
2.2.5. Общественные объединения………………………………………...24
2.2.6. Иные участники административного процесса…………………….28
Заключение…………………………………………………………..……………29
Список использованной литературы……………………………..…................30

Работа содержит 1 файл

КР по адм. праву.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

      д) государственные и муниципальные  служащие, правомочные разрешать индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления;

      е) предусмотренные законом иные органы государственной власти и их представители [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.1. Индивидуальные участники административного процесса. 

         Среди субъектов  права граждане Российской Федерации  занимают особое положение, поскольку  они могут быть участниками отношений, регулируемых любой материальной и  процессуальной отраслью российского  права. Данный тезис опирается на фундаментальное положение ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

         Современное законодательство Российской Федерации уделяет все возрастающее внимание регулированию положения человека и гражданина во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере государственного управления.

         Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации  представляет собой сложное юридическое образование, включающее четыре основных элемента, складывающихся из совокупности определенных прав и обязанностей.

         Первым элементом  выступает группа прав и обязанностей, которая характеризует правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

         Вторая составная часть представляет собой статус гражданина Российской Федерации. Эта сторона административного статуса закреплена рядом статей Конституции Российской Федерации. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) обязанность нести воинскую службу (ст. 59). Это — нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35), нормы, определяющие статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

         Третий элемент  административно-правового статуса  гражданина — социальный. В соответствии с этим выделяются статусы: государственного служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера.

         Кроме того, действующее  законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан  Российской Федерации, например, ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.

         Четвертый элемент  называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые гражданин приобретает по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, туристы, коллекционеры и т. д. Все они получают официальный документ, подтверждающий их официальное право на занятие избранным делом.

         При этом законодательство предусматривает возможность лишения  специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права  охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных  устройств) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до трех лет.

         Широкий спектр прав и свобод граждан Российской Федерации, а также их обязанностей в сфере  государственного управления обеспечивает им статус участника практически  любого вида производства, находящегося в составе административного процесса. Например, административно-процессуальное законодательство, опирающееся на ст. 33 Конституции Российской Федерации, регулирует порядок рассмотрения заявлений граждан, с которыми они обращаются в органы исполнительной власти, многочисленные учреждения и организации различных форм собственности, органы местного самоуправления.

         Граждане имеют  право обращаться с жалобами в  соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также в суд, если нарушено право гражданина, на него возложены не предусмотренные законом обязанности, создаются препятствия для реализации гражданином его права, либо гражданин неосновательно, с его точки зрения, привлечен к ответственности.

         Граждане Российской Федерации являются также участниками  производства по делам о поощрениях. Действующее законодательство закрепляет систему государственных наград — орденов, медалей, государственных  премий, почетных званий Российской Федерации, регулирует порядок представления граждан к государственным наградам, вручения наград и т. д.

         С другой стороны, Кодекс об административных правонарушениях  регулирует производство, в ходе которого осуществляется привлечение граждан  Российской Федерации к административной ответственности. Кроме того, в этом производстве граждане могут участвовать в качестве свидетелей, потерпевших, законных представителей, экспертов, переводчиков.

         Наконец, граждане Российской Федерации участвуют и в иных производствах, сформировавшихся в новых условиях российской действительности — регистрационном, лицензионном и некоторых других.

         К индивидуальным участникам административного процесса, кроме  граждан Российской Федерации, относятся  также иностранные граждане и  лица без гражданства.

         Для характеристики правового, в том числе административно-процессуального статуса иностранных граждан и лиц без гражданства принципиальное значение имеет положение ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 63 Конституции «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

         Для иностранных граждан и лиц без гражданства законодательством Российской Федерации установлены следующие особенности их правосубъектности:

  • они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в милиции;
  • они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • на них не распространяется воинская обязанность;
  • за ряд правонарушений к иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено такое административное взыскание, как выдворение за пределы Российской Федерации;
  • иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан тех стран, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии разрешения. Оно может быть не выдано, исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;
  • они проживают и осуществляют свою деятельность на основе специальных документов (вида на жительство, заграничных паспортов и др.);
  • для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;
  • по территории, открытой для иностранных граждан, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом УВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в органе внутренних дел, гостинице или принимаемой их российской организации;
  • выезд из Российской Федерации им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

         По времени пребывания на территории Российской Федерации  всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих, временно пребывающих, проезжающих через территорию Российской Федерации транзитом [9]. 
 
 

         2.2. Коллективные участники  административного  процесса. 

         2.2.1. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

         Среди участников административного  процесса органы исполнительной власти всех уровней занимают особое место. Это объясняется тем, что как  носители государственно-властных полномочий органы исполнительной власти непосредственно или опосредованно являются участниками всех без исключения производств, составляющих в совокупности административный процесс. Иначе говоря, ни одно административное производство не обходится без участия соответствующего органа исполнительной власти либо его официального представителя. При этом учитывается, что в одних производствах, например, по рассмотрению жалоб граждан в сфере государственного управления, обязаны участвовать практически все органы исполнительной власти, что закреплено ст. 33 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

         В свою очередь, налагать административные взыскания, т. е. участвовать  в производстве по делам об административных правонарушениях могут только те органы исполнительной власти и их представители, которым это право  специально предоставлено законом, прежде всего Кодексом об административных правонарушениях.

         Правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как участников административного  процесса в связи с преобразованиями, происходящими в стране, существенно изменился. Причины таких изменений состоят в следующем.

         1. Фундаментальным  является положение Конституции  Российской Федерации, согласно  которому «в Российской Федерации  признается и защищается равным  образом частная, государственная,  муниципальная и иные формы собственности» (п. 2 ст. 8), а «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (п. 2 ст. 9). На этой основе в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (п. 1 ст. 8).

         2. Экономические  преобразования потребовали адекватных  решений в области политической, что концентрированно отразилось в ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». А органы законодательной, исполнительной и судебной власти — самостоятельны.

         Теперь органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов создаются на совершенно иных принципах, что обеспечивает им независимость в пределах их полномочий и в рамках единой государственной  власти.

         Предусмотренная Конституцией Российской Федерации самостоятельность трех ветвей власти, создает реальную возможность ее реализации на профессиональной основе государственными служащими, получившими специальную профессиональную подготовку.

         3. Проведение глубоких  социально-экономических преобразований заметно отразилось и на арсенале средств государственного воздействия, находящихся в ведении органов исполнительной власти. Палитра этих средств стала более многообразной. В то же время имевшиеся ранее возможности у государственных органов прямого управления предприятиями, учреждениями, организациями значительно сократились, т.к. большинство из них, находившиеся ранее в государственной собственности, действуют теперь на иной экономической основе.

         На федеральном  уровне систему органов исполнительной власти и, следовательно, участников административного процесса, образуют:

      • Правительство Российской Федерации;
      • федеральные министерства;
      • иные федеральные органы исполнительной власти.

         Правительство Российской Федерации. Его правовой статус определяется гл. 6 Конституции Российской Федерации (ст. 110-117).

         Обратимся к краткой  характеристике деятельности Правительства РФ как участника административного процесса. Основным документом, устанавливающим правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий является Регламент Правительства РФ.

         Правительство в  пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Информация о работе Участники административного процесса. Их характеристики