Участники административного процесса. Их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление участников административного процесса, и дать им характеристику. Прежде чем перейти к рассмотрению названных вопросов, сделаем некоторые терминологические пояснения.
Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности [2]. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и структура административного процесса…………………………..4
2. Участники административного процесса и их характеристика………...........6
2.1. Индивидуальные участники административного процесса……………..9
2.2. Коллективные участники административного процесса……….............14
2.2.1. Органы исполнительной власти……………………………………..14
2.2.2. Государственные служащие…………………………………………19
2.2.3. Исполнительные органы местного самоуправления……………….20
2.2.4. Предприятия и учреждения различных форм собственности……..22
2.2.5. Общественные объединения………………………………………...24
2.2.6. Иные участники административного процесса…………………….28
Заключение…………………………………………………………..……………29
Список использованной литературы……………………………..…................30

Работа содержит 1 файл

КР по адм. праву.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

         Правительство на основании  и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

         Деятельность Правительства  Российской Федерации осуществляется по ряду направлений, среди которых  ярко выраженный процессуальный характер имеет направление, связанное с  принятием постановлений, т. е. с  производством по принятию нормативных актов государственного управления — одного из специфичных производств в административном процессе.

         Важным направлением процессуальной деятельности Правительства  является его законопроектная деятельность. Правительство Российской Федерации является едва ли не основным «поставщиком» законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания России.

         Краткая характеристика деятельности Министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Основы правового статуса этой группы участников административного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и другими актами, в том числе Положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти.

         Министерство —  традиционный орган государственного управления, на протяжении длительного времени осуществляющий руководство порученной отраслью государственной жизни.

         Государственный комитет  Российской Федерации — федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую  координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет возглавляет Председатель.

         К иным федеральным органам исполнительной власти относятся: федеральные службы, российские агентства, Федеральные надзоры.

         В пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

         Своеобразное место  в системе участников административного  процесса на уровне субъектов Российской Федерации занимают полномочные  представители Президента Российской Федерации в семи федеральных округах, объединивших все 89 субъектов Российской Федерации. Этот институт в его современном виде создан по Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».

         Его основными задачами являются:

  • организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства;
  • организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти;
  • обеспечение реализации кадровой политики Президента Российской Федерации;
  • представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

         Названным Указом утвержден  перечень из семи федеральных округов, куда входят: Центральный (Москва); Северо-Западный (Санкт-Петербург); Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону); Приволжский (Нижний Новгород); Уральский (Екатеринбург); Сибирский (Новосибирск); Дальневосточный (Хабаровск).

         Систему органов  государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

  • законодательный (представительный) орган государственной власти;
  • высший исполнительный орган государственной власти;
  • иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образованные в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

         Итак, систему органов  исполнительной власти субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти, являющийся постоянно действующим органом. Он обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. 

         2.2.2. Государственные служащие. 

         Государственных служащих как участников административного  процесса характеризует несколько  существенных особенностей.

         Первая особенность  заключается в характере правового  регулирования государственной  службы, закрепления правового статуса  лиц, осуществляющих эту деятельность.

         Вторая особенность  этой группы участников административного  процесса обусловлена самим многообразием видов государственной служебной деятельности. Различают две разновидности государственной службы: гражданскую и военную, а также к ней приравненную.

         Гражданская государственная  служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Федерации.

         Что касается военной  и к ней приравненных видов  государственной службы, то они регулируются соответствующей системой федеральных  законов и иных нормативных правовых актов.

         Третья особенность обусловлена самим характером должностных полномочий — прав и обязанностей различных категорий гражданских государственных служащих.

         По юридическим свойствам выполняемой ими деятельности государственные служащие подразделяются на три группы.

         В первую входят государственные служащие, в том числе и обладающие глубокими профессиональными знаниями (например, эксперты, специалисты и т. д.). Они не наделены правом принимать самостоятельные юридические решения. Их деятельность тем не менее — совершенно необходимое предварительное условие принятия таких юридических решений, входящих в круг служебных полномочий и обязанностей другой, более узкой группы государственных служащих — должностных лиц.

         Полностью разделяю мнение Д.Н.Бахраха о том, что наиболее удачной представляется формулировка, предложенная еще в конце 40-х годов ЦА.Ямпольской: «Должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные юридические действия». Они же и составляют вторую группу государственных служащих [1].

         Третью группу составляют представители власти. Это — государственные служащие, которые действуют в соответствующих органах государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, — и имеют право выступать от имени органа государственной власти.

         Вместе с тем следует иметь в виду, что качества представителя власти и должностного лица могут соединиться в статусе того или иного лица, например, министра, губернатора и т. д. С другой стороны, могут быть представители власти, не являющиеся должностными лицами, например, рядовой сотрудник милиции. 

         2.2.3. Исполнительные органы местного самоуправления. 

         Многочисленную группу участников административного процесса образуют органы местного самоуправления, прежде всего их исполнительные структуры  и определенные категории их работников.

         В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях, на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

         Система органов  местного самоуправления определяется населением соответствующей территории. В пределах своих полномочий местное  самоуправление самостоятельно, а его  органы не входят в систему органов  государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное обстоятельство является одной из основ функционирования института местного самоуправления, поскольку закреплено ст. 12 Конституции Российской Федерации, находящейся в главе, определяющей основы конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одним из фундаментальных основ российской системы народовластия.

         Местное самоуправление — это институт, охватывающий большое число российских граждан, занимающих различные должности, предусмотренные федеральным и региональным законодательством и, следовательно, являющихся участниками административного процесса.

         Кроме статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, законодательство регулирует статус лиц, выполняющих обязанности муниципальных  служащих, действующих на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, т. е. муниципальных служащих.

         Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий  в порядке, определяемом Уставом  муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета.

         Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 

         2.2.4. Предприятия и учреждения различных форм собственности. 

         Предприятия и учреждения представляют собой традиционную и  весьма многочисленную группу участников административного процесса, которая в силу объективных причин претерпела глубокие изменения своего правового статуса. Главной объективной причиной тому несомненно является реальное существование нескольких форм собственности — частной, государственной, муниципальной и других, признанных и защищаемых равным образом Российской Федерацией (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

         Предприятиями обычно называют самостоятельные хозяйствующие  структуры, создаваемые для различного рода производственной деятельности, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. В целом можно сказать, что предприятие — это определенного рода организация, имеющая своим назначением удовлетворение материальных потребностей общества.

         К числу предприятий относят: хозяйственные товарищества и общества; полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество (открытое и закрытое); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, основанное на праве оперативного управления.

Информация о работе Участники административного процесса. Их характеристики