Шпаргалка по "Сельскому хозяйству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Сельское хозяйство".

Работа содержит 1 файл

экономика апк.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

На сохраняемость  и качество продукции влияют не только методы хранения, но и способы уборки. Одной из основных причин высоких потерь овощной продукции при хранении также является завоз овощей в хранилище без сортировки и необходимой доработки. Решение проблемы сохранности урожая также возможно за счет реконструкции имеющихся овощехранилищ, оснащения их современным оборудованием, машинами и механизмами. В хранилищах, оборудованных системой активного вентилирования, температурно-влажностные режимы более оптимальны и стабильны, чем при естественной вентиляции. При этом сохранность овощной продукции достигает 94 %.

В целом, хранение овощной  продукции в большинстве случаев  должно быть сосредоточено непосредственно  в местах производства. Это способствует повышению уровня сохранности урожая, сокращению потерь продукции по всей технологической цепочке, а также регулярному и своевременному проведению ее сортировки, отправлению по соответствующим заказам и договорам, утилизации отходов. Наряду с этим рационально используется свободная рабочая сила в зимнее время.

14.Рынок. Рынок представляет собой систему экономических отношений, обеспечивающую эффективное функционирование экономики на основе заинтересованности товаропроизводителей, предпринимателей в конечных результатах деятельности. Рассматривая рынок с социально-экономических позиций, следует отметить, что это механизм, который дает возможность повернуть производство лицом к потребителю. Вся работа рынка направлена на развитие и удовлетворение потребностей потребителя. Рынок выступает связующим звеном между производством и распределением с одной стороны и между производством и потреблением с другой. Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены общества готовы платить деньги.

Функции рынка: обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции, стимулирует рост эффективности производства посредством рационального использования материальных ресурсов, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию (регулятор аграрного производства), способствует стабилизации цен на сх продукцию, снижение издержек производства на единицу продукции, обеспечивает получение прибыли нормально работающему предприятию, способствует повышению качества сх продукции, ускоряет НТП, способствует решению социальных проблем в аграрном секторе, содействует установлению взаимосвязей между фазами производства.

15.Классификация  рынков. Все рынки могут быть классифицированы по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок вторичного сырья), по степени ограничения конкуренции (свободный, монополистический, олигополистический, смешанный), по географическому положению (местный, национальный, мировой), по характеру продаж (оптовый, розничный), по отрасли (нефтяной, сх сырья, промышленный, автомобильный, продуктов питания).

Виды рынков в сельском хозяйстве. Многообразие существующих рынков позволяет подразделить их на следующие виды: сельскохозяйственные рынки; рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства; рынок сферы услуг; рынки маркетинговой сферы.

Сельское хозяйство  представляет собой одну из важных отраслей народного хозяйства, в которой сохраняется рыночная структура и система отношений, соответствующая свободной рыночной конкуренции.

 Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства. Основу данного рынка составляют три наиболее крупные отрасли (сельскохозяйственное машиностроение; производство химических средств и удобрений; кормопроизводство).

Эти отрасли характеризуются  типичной олигопольной структурой, т.е. доминированием на рынке нескольких крупнейших фирм. Таким образом, высококонкурентному сельскому хозяйству противостоит продукция монополизированных отраслей. Это порождает известную проблему паритета цен, т.е. соотношения цен на приобретаемые ресурсы и производимую продукцию.

Рынок сферы услуг. Рынок  сферы услуг, предоставляемых фермерам, крестьянским хозяйствам, крупным сельскохозяйственным предприятиям, представлен системой дилерских, ремонтно-технических, агрохимических, мелиоративных и других организаций и фирм. Рынки маркетинговой сферы. Они разбиваются на следующие типы по характеру продукции и конкурентному поведению фирм: рынок сырьевых продовольственных товаров. Он является основным для мукомольно-крупяной, сахарной и ряда других отраслей. Характерными его чертами являются: относительная однородность продукции, стандартизация товаров крупными партиями;

рынок продовольственных  товаров высокой степени переработки. Продукция, реализуемая в этой рыночной группе, относится к разряду неоднородной, высокодифференцированной. Это - табачные и кондитерские изделия, консервы обширный спектр готовых к употреблению продуктов.

Высокая степень дифференциации товаров означает, что по каждому виду имеется широкий набор сортов с различными характеристиками качества. Но чем выше в глазах потребителей заменяемость товара, тем сильнее конкуренция между товарами и меньше возможностей для ценовых приоритетов.

Важнейшим орудием конкурентной борьбы на таком рынке является реклама  и различные способы оформления и подачи товара.

Рынок этой группы товаров  обычно является олигопольный с высокодифференцированной продукцией, где господствует несколько лидирующих фирм. Входные барьеры на такой рынок очень высоки:

- рынок относительно  однородной продукции с низкой  степенью переработки (например, мясные полуфабрикаты и свежее мясо, молоко и молочная продукция). Входные барьеры в эту рыночную группу относительно низки, ценообразование осуществляется на основе, близкой к конкурентному рынку;

- рынок продовольственного  сервиса. Он включает все типы общепита -от небольших буфетов и закусочных до дорогих ресторанов. Этот рынок специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем рекламы и монополизации, с ценообразованием, варьирующим от свободного рыночного до монопольного.

Рынок продовольственного сервиса имеет несколько уровней. Он может быть локальным - для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным - для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным - для консервов и импортного продовольствия.

16.Положительные черты рынка:

Эффективное использование экономических  ресурсов;

Способность удовлетворять возрастающие и изменяющиеся потребности;

Материальную заинтересованность всех участников рынка в результатах  экономической деятельности;

Быструю адаптацию к меняющейся экономической ситуации, саморегулирование системы;

Свободу выбора для потребителей и  производителей («голосование рублем»);

Использование достижений науки и  техники.

Отрицательные черты, вытекающие из экономической природы рынка:

Воспринимает только экономические сигналы в виде цен, издержек, доходов и т. д., поэтому при принятии решений учитывается только экономическая целесообразность;

Не обеспечивает сохранность невоспроизводимых  экономических ресурсов;

Не обеспечивает полной занятости трудовых ресурсов и решение проблем социальной справедливости;

Либеральные ценности рынка (свобода  торговли, «фритредерство») могут ослаблять  позиции национальных производителей;

Порождает угрозы (утраты продовольственной, информационной безопасности и т. д.), для ликвидации которых требуются меры государственного регулирования, и т. д.

Государство, первоначально выступавшее как политическая надстройка и имевшая минимум экономических функций, по мере развития общества начинает регклировать внешние эффекты (выгоды или затраты, которые приобретают третьи лица, например в результате массовой вакцинации населения в период  эпидемий и т.д.), обеспечивать производство общественных благ (т. е. благ, не имеющих денежной оценки, поэтому не имеющих спроса со стороны рынка – национальная оборона, охрана общественного порядка, национальные коммуникации и т.п.), а в условиях монопольной власти – сохранение конкурентной среды, т. е. государство берет на себя решение тех задач, которые не решает рынок как чисто экономический механизм.

Таким образом, ключевые вопросы решеаются  субъектами экономики либо через  властную систему, либо с посощью  рыночных механизмов.

18.Рыночный  механизм. Функционирование рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются: спрос, предложение, конкуренция и система цен. Логика взаимодействия данных элементов заключается в том, что стремление получить максимум прибыли заставляет производителей направлять ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается, а члены общества готовы платить деньги. Спрос и предложение определяют количество покупаемых и продаваемых товаров и образуют систему цен на них. Цены, в свою очередь, выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для производителей. Другими словами, цены косвенно дают представление о наличии и массе необходимых товаров, издержках и уровне технологий их производства.

Через цены, посредством механизма конкуренции, суммируются и балансируются многие индивидуальные экономические решения. Конкуренция ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребностей. Она стимулирует снижение цен, повышение качества продукции, расширение ее ассортимента. С другой стороны конкуренция способствует внедрению достижений научно-технического прогресса и более эффективному использованию ограниченных ресурсов общества.

19,20,21,22.Спрос  и предложение. Рынок всегда представлен парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Эти связи характеризуются спросом и предложением.

Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос - это платежеспособная потребность. Но если человек видит в магазине модную вещь и хочет приобрести ее, но не располагает для этого необходимыми средствами, то его потребность нельзя рассматривать как спрос. Закон спроса представляет собой обратную связь между ценой и величиной спроса. Следовательно, снижение цены на продукцию ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, наоборот, повышение цены на товар способствует снижению спроса.

На спрос оказывает влияние много факторов. Основные из них следующие:

Изменение цены на сопряженные  товары. Например, увеличение цены на крупу  гречневую приводит к повышению  спроса на крупу ячневую, пшено, горох.

Изменение денежных доходов населения. Например, увеличение доходов повышает спрос населения на такие виды продукции, как сливочное масло, сервелат, красная рыба, икра и, наоборот, снижение доходов ведет к увеличению спроса на овощи, картофель, рыбу минтай, маргарин.

Изменение вкусов покупателей. Более высокое  содержание холестерина в мясе свинины ведет к росту потребления мяса птицы.

Изменение числа покупателей. Снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детскую одежду, детские дошкольные учреждения.

Изменение в ожиданиях потребностей. Неблагоприятная  погода в южных регионах страны повышает спрос на зерно хлебопекарных и макаронных

изделий.

Предложение - это объем предложенного товара на рынке. Другими словами - это количество продукции, которое производители готовы выпускать при определенном уровне рыночной цены на эту продукцию.

Закон предложения  гласит, что если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающее на рынок, - сокращается. Таким образом между ценой на товар и предложением существует прямая связь.

Факторы, которые оказывают  влияние на предложение:

Изменение ресурсных  цен. Снижение цены на минеральные удобрения  увеличивает предложение на зерновые продукты и наоборот.

Изменение технологии. Внедрение  новой технологии биологической  защиты растений в тепличных комбинатах от вредителей способствовало росту предложения на огурцы и томаты.

Изменение налогов и  дотаций. Уменьшение дотаций на продукцию  животноводства приводит к сокращению производства и, как следствие, предложений на молоко и мясо. Увеличение налога на добавленную стоимость ведет к снижению предложения.

Изменение цен на другие товары. Снижение закупочных цен на говядину ведет к росту предложения  мяса свинины и птицы.

Изменение числа поставщиков. Увеличение количества садовых и  дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов.

Изменение ожиданий. Например, ожидание снижения курса рубля на валютном рынке, заставляет больше увеличить текущее предложение.

Особо мощным регулятором, воздействующим одновременно на спрос  и предложение, является цена.

Эластичность спроса и предложения на рынке. В основе спроса на любые виды товаров лежит решение потребителя о приобретении того или иного продукта. При этом увеличение количества покупок одного вида продукта может вызвать спрос на другие товары и ресурсы в различных отраслях экономики.

В практике функционирования рынка существует определенная зависимость между изменением цены и количеством товара, которое население может приобрести. Данная зависимость в экономической литературе получила название ценовая эластичность спроса. Она означает интенсивность реакции покупателей на изменение цены на товары и услуги.

Эластичность спроса по цене представляет собой степень  изменения количества спроса в ответ на изменение цены. Количество спроса - это количество продукта, спрашиваемого на рынке по определенной цене.

Информация о работе Шпаргалка по "Сельскому хозяйству"