Художественный кинотеатр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Кинотеатры – самые популярные зрелищные здания: в среднем каждый житель нашей страны посещает кинотеатры 17 раз в году, а в городах – 20 раз, что вдвое превышает общую посещаемость всех остальных зрелищные учреждений. За 117 лет своего развития кинематограф изобрел звук, цвет, увеличил размеры изображения и создал сеть самостоятельных зданий – кинотеатров, демонстрирующих фильмы нескольких видов.

Содержание

Введение 3
Основная часть:
общие положения 6
Объемно-планировочное решение основных помещений кинотеатров 11
Кинотеатр художественный 15
Вывод 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

funktsionalnaya_skhema.doc

— 4.86 Мб (Скачать)

Детский кинотеатр  близок по составу к досуговому и дополнительно имеет комнаты педагогов.

Во всех основных типах кинотеатров должно быть фойе площадью (с буфетом) 0,55 м2 на одного посетителя. В кинотеатрах городских центров и при универсальном использовании зала допускается увеличивать эту норму до 0,7 м2, а в районных кинотеатрах и при ограниченной площади участка-уменьшать до 0,45 м2.

Кинотеатры  с распределительными кулуарами (площадью 0,25 м2 на одного посетителя) проектируются только для сельской местности, где бытует система накапливания зрителей в зале при небольшом числе сеансов.

Классификация кинотеатров по композиционным приемам  основана на взаимном расположении фойе и зрительных залов. Чаще всего и  фойе, и залы находятся на уровне первого этажа (горизонтальная схема), реже залы располагаются над фойе и другими вспомогательными помещениями (вертикальная схема).

Вертикальная  схема принимается обычно для  крупных кинотеатров, размещаемых на затесненных участках и среди многоэтажной застройки

В однозальных  кинотеатрах фойе может располагаться  с любой из трех сторон зрительного  зала. Простейший прием композиции, так называемый торцовый, заключается  в том, что вестибюль, фойе и зрительный зал располагаются последовательно на главной оси здания. В этом случае перед зрителем последовательно раскрываются пространства возрастающих размеров, создается как бы парадная анфилада помещений. Но этот прием не лишен недостатков: главный объем зала отодвинут в глубину и плохо виден с фасада, преувеличена длина сравнительно узкого здания, сложна организация входа на верхнюю отметку амфитеатра, выходы расположены в глубине участка. Наилучших результатов удается достичь при размещении фойе над входными и служебными помещениями на уровне последнего ряда амфитеатра, а в кинотеатрах с балконом на промежуточном уровне.

Разновидность этого приема - расположение фойе со стороны экранной стены зала. Его преимущество - удобная и экономная система заполнения и эвакуации зрительного зала из приэкранной части. Зритель воспринимает зал с двух точек зрения - в сторону амфитеатра при заполнении зала и в сторону экрана при эвакуации. Недостатки такого решения: отрыв киноаппаратного комплекса от других служебных помещений, затруднено размещение буфета с подсобными помещениями.

Для небольших  кинотеатров применяется асимметричная схема с расположением фойе между зрительным залом и блоком подсобных помещений и односторонним входом в зал. В этом случае фойе становится более компактным, четче группируются служебные помещения.

Фронтальный прием  композиции кинотеатра с расположением  фойе вдоль длинной стороны зрительного зала позволяет наиболее четко сгруппировать подсобные помещения вместе с киноаппаратным комплексом, расположив их на боковом фасаде. На главный фасад в этом случае обращены парадные пространства вестибюля и фойе. Особенно крупно и цельно формируется композиция зданий при расположении фойе в двух уровнях со входами с нижней и верхней отметок амфитеатра. В этом случае удается обеспечить приемлемую систему заполнения и эвакуации зала вместимостью до 1000 мест.

Схема, применяемая  для небольших кинотеатров, представляет собой как бы разновидность торцового  приема, но с главным входом с  продольной стороны здания. Фойе раскрывается напросвет, а движение зрителей строится по кругу - выходы и входы располагаются на главном фасаде.

Многозальные  кинотеатры представляют собой более сложную систему как в композиционном построении, так и в смысле организации потоков зрителей и взаимосвязи помещений. В двухзальных кинотеатрах площадь фойе рассчитывается на вместимость большего зала, а в многозальных - на 0,6 суммарной вместимости залов. В таких кинотеатрах желательно размещение киноаппаратных в едином блоке-это позволяет уменьшить численность персонала, более экономно спроектировать объединенные помещения перемоточных, киномехаников и др. Эти функциональные требования вызывают дополнительные ограничения в проектировании. В то же время наличие разных залов позволяет создать живописную асимметричную композицию.

Отдельную группу составляют кинотеатры с залом универсального использования, или киноконцертные залы, оформившиеся в самостоятельный тип здания лишь в 60-х годах. Кинотеатры этого типа строятся как крупнейшие общегородские залы и как залы районного значения.

В первом случае вместимость залов достигает 2500-4000 мест, состав и площади зрительских  помещений приближаются к театру: развитый вестибюль (0,35 м2 на одного зрителя), фойе с буфетом, буфет (0,6-0,8 м2 на одного зрителя). Зал оборудуется концертной эстрадой (не менее 15 х 18 м) и комплексом помещений для ее обслуживания (свето- и звукоаппаратные, склады-карманы, артистические площадью не менее 120 м2).

При таком развитом составе помещений чаще всего применяется торцовый прием композиции. Первый этаж трактуется как вестибюль театрального здания, из которого обычно нельзя попасть прямо в зрительный зал. Основное парадное фойе располагается на уровне второго этажа (верх амфитеатра) и либо представляется собой единое пространства, либо расчленено на несколько кулуаров. Кассовый вестибюль изолирован и иногда даже выносится в отдельный блок, связанный с основным зданием навесом или переходом.

Градостроительная значимость таких зданий и развитый состав помещений обусловливают применение в ряде случаев вертикальной композиции. В этом случае четко выявляется глухой объем зала. Обслуживающие и зрительские помещения могут находиться с залом в одном объеме либо располагаться в этаже-платформе, над которой возвышается зрительный зал.

 

Объемно-планировочное решение  основных помещений кинотеатров

В композиции кинотеатра важнейшая роль принадлежит зрительному залу функциональному и композиционному ядру здания. Построение зала в значительной степени определяет объемно-планировочное решение в целом.

Продуманное и правильное устройство зрительного зала дает комфортабельное размещение зрителей, хорошую акустику и полную видим экрана без ощутимых искажений а также обеспечивает удобный в распределение по местам и безопасную эвакуацию зрителей.

В основе формообразования лежат условия кинопроекции и  приятия изображения зрителями, определяющие построение его раз и плана. Беспрепятственная видим экрана обеспечивается превыше луча зрения каждого ряда зрителей над лучом зрения впереди сидящих зрителей в 12 см. Построение рядов, отвечающее этому условию, определяется графически или аналитически.

Деление зрительских  мест качеству, реально существующее в виде цен на билеты, служит основой представления об оптимальных формах зала и дает возможность оценивать разные варианты продольного разреза. Различные по качеству зоны зрительских мест представляют собой вписанные друг в друга сферические поверхности овальной формы, расширяющейся от экрана. Чем больше мест в зрительном зале попадает в зоны лучшего качества, тем он комфортабельнее и рентабельнее (средняя цена билета выше).

Оценивая кинотеатры по продольному профилю, следует отметить, что наилучшие (показатели имеют амфитеатральные залы и залы с балконами, на консоли которых дублируются места в средней части зала (так называемый «балкон на помещениях»). Наиболее целесообразные формы залов в плане те, очертания которых следуют за очертаниями зон зрительских мест. К ним относятся овальные, шестигранные и другие аналогичные формы. Удовлетворительные показатели зрительного восприятия, а также простота конструкций нешироких прямоугольных залов способствуют их частому использованию в массовом строительстве.

Возможности различного построения зала в разрезе определяются нормативными ограничениями по условиям видимости. Действующие нормы дают значительную свободу в этом отношении. Положение первого ряда ограничивается вертикальным углом зрения в 22° к нормали в центре экрана. Это определяет сравнительно невысокое положение нижнего края экрана (1,5-2 м над уровнем пола зала). Чтобы увеличить этот размер и получить незначительный уклон мест в партере (или даже обратный уклон) для размещения нескольких ярусов мест на балконах, необходимо снять один-два передних ряда. Если отодвинуть в пределах того же угла начало кривой, резко изменится форма всего зала. Таких примеров немало в зарубежной практике.

Этот способ может быть успешно применен в  специализированных кинотеатрах.

Вместе с  тем именно большие залы позволяют  использовать их универсально, что требует значительного подъема пола для создания хороших условий видимости эстрады. Но и в этих случаях увеличение расстояния от фокусной точки до первого ряда мест значительно уменьшает уклон пола.

При построении амфитеатра существует несколько вариантов. Если уклон пола заведомо обеспечивает превышение луча зрения больше нормативного, он может быть выполнен по одной прямой. Когда под частью амфитеатра располагаются помещения, первые две трети рядов выполняются с минимальным уклоном, а последняя треть - с максимальным. Между этими уровнями устраивают и разрыв, позволяющий сделать более парадный вход в зал. Приподнятая часть амфитеатра в этом случае связывается с нижним уровнем открытыми лестничными маршами в пределах зала.

Зрительные  залы с балконами иногда для большего композиционного единства проектируют так, что боковые крылья балкона опускаются до уровня партера.

Большое значение для комфортабельности кинотеатров имеет удобство заполнения и эвакуации залов. Требования безопасности обусловливают время эвакуации залов до 2 мин. Для ориентировочных расчетов это время обеспечивается при ширине проходов и дверей 60 см на каждые 100 зрителей, эвакуирующихся через данный проход или дверь. При этом не учитываются входные двери, так как эвакуация через фойе или кулуары, где находятся зрители, ожидающие следующего сеанса, не разрешается.

При расположении всех мест в партере входы в зрительный зал чаще всего устраиваются в задней стене, а выходы-в боковых стенах вблизи экрана. В небольших залах вместимостью до 400 мест возможно устройство прохода вдоль одной из стен с ту положением мест, но с обязательными двумя выходами, находящимися в противоположных сторонах зала.

Входы в амфитеатр  устраиваются в задней стене с  верхней отметки или в середине через люки.

В залах большой  вместимости, где недостаточно двух выходов, входные люки могут быть использованы и для эвакуации  через дополнительный изолированный кулуар, имеющий выходы наружу.

Кресла для  зрителей можно располагать по 40 мест в ряду при двусторонней эвакуации ряда и по 20 мест при односторонней; ширина ряда, т.е. расстояние между спинками сидений соседних рядов, принимается 90 см, а ширина каждого места не менее 50 см (обычно 52 см). Допускается увеличение длины непрерывного ряда мест до 50 при соответственном увеличении расстояния между рядами до 95 см.

Размещение  проходов в значительной мере определяет удобство распределения зрителей по рядам и экономичность построения зрительного зала. В кинотеатре лучше всего устраивать продольные проходы и в случае надобности дополнять их короткими поперечными проходами, прорезающими узкие участки боковых мест. Следует помнить, что компактное и рациональное размещение мест уменьшает удаленность последнего ряда и объем зала, улучшая тем самым его акустику.

Балкон приближает зрителя к экрану, сокращает кубатуру зала и обогащает его интерьер, но вызывает необходимость в дополнительных путях для заполнения и эвакуации его независимо от партера. Появляются входные и эвакуационные лестницы, дополнительные кулуары, усложняется планировка здания. Экономная система состоит в использовании одних и тех же лестниц для заполнения и эвакуации балкона, но в этом случае несколько удлиняется интервал между сеансами: ожидающие очередного сеанса допускаются на лестницы только после полной эвакуации зрителей предшествующего сеанса.

Уклон балкона  по условиям видимости приходится делать значительно более крутым, чем амфитеатра, поэтому входы на балкон большой вместимости (более 500 мест) лучше всего устраивать со среднего или самого низкого его уровня через люки или расширенные площадки (при заполнении со стороны боковой стены зала). Эвакуируют зрителей с балкона по специальным лестницам либо через зал по боковым пандусам, лежащим за пределами зоны допустимой видимости экрана. Боковые места балконов можно снижать до уровня партера и эвакуировать зрителей с балкона без лестниц. Но при этом требуется, чтобы пути их эвакуации в пределах зрительного зала не смешивались с путями эвакуации партера.

Важнейшая часть  кинотеатра, связанная непосредственно со зрительным залом - киноаппаратная, включающая кинопроекционную со вспомогательными помещениями. Наилучшие условия для проецирования фильма на экране обеспечивает такое положение кинопроекционной, при котором ось проекции среднего проектора совпадает с перпендикуляром к экрану, восстановленным в его центре. Вместе с тем исследования условий восприятия изображения показывают, что если при отклонении луча проекции от перпендикуляра одновременно делается более крутой амфитеатр, т. е. уклон зрительских мест следует за конусом проекционных лучей, то изображение на экране воспринимается без искажения (отклонения до 12°). Современные нормы допускают отклонение оси проекции от перпендикуляра до 9° сверху и сбоку (для крайних кинопроекторов). Отклонение проекционной оси вниз от перпендикуляра допускается до 3° из- за особенностей конструкции кинопроектора. Пучок лучей проекции должен беспрепятственно достигать экрана, поэтому он нигде не должен снижаться над местами для зрителей ближе чем на 1,9 м от пола, т.е. на избежание засвечивания конструкций балкона и потолка должен отстоять от них на 0,5 м.

Киноаппаратная располагается, как правило, позади зрительских мест, а в залах с балконами ее часто помещают под балконом, между балконами или в их конструкции (в крупнейших кинотеатрах или киноконцертных залах).

Кинопроекционная  рассчитывается на три проектора. Исключение составляют кинотеатры с залами менее 300 мест и кинотеатры сезонного действия, в которых устанавливается по два проектора. В широкоформатных кинотеатрах устанавливается дополнительный четвертый проектор для демонстрации киножурнала. Размеры кинопроекционной определяются габаритами оборудования и проходами, нормируемыми по условиям удобства и безопасности работы. Площадь ее при двух проекторах составляет 18 м2, при трех-24 м2, при четырех (универсальных) - 50 м2; глубина кинопроекционной 6 м.

Смежно с кинопроекционной размещается помещение перемоточной (от 6 до 10 м2). Допускается не устраивать перемоточной при применении ксеноновых ламп, постепенно заменяющих дуговые для массовой киносети. В этом случае площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной.

Информация о работе Художественный кинотеатр