Высшие чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование

взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в

конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка

практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников организации.

Содержание

Содержание:

Введение..............................2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14

§3 Специфика организационного конфликта............21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования.....................30

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32

2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

2.4. Выводы по исследованию....................37

Заключение

..........................................................................................................38

Приложения...........................40

Литература.............................47

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Мы разъясняем обучаемым, что в подавляющем большинстве вопрос решается в первой инстанции: нарушителю делают замечание, вас заверяют, что нарушений не будет. Обещание чаще всего выполняется.  

При нарушениях со стороны руководителя или сотрудника, равного по должности, тактика сходна: предупредить о конфронтации, призвать воздержаться от нарушения. При отказе — попросить профком и вышестоящее руководство урегулировать вопрос.  

Нередко возникают  затруднения у руководителя при  нарушениях со стороны подчиненного. Здесь надо с помощью тщательных расспросов уяснить сам факт наличия нарушения, мотивы, преднамеренность, а также понять, нельзя ли без ущерба для дела не реагировать, и если нельзя, то мягко, но четко изложить просьбы-требования. При неуспехе необходимо апеллировать к месткому, к коллективу. Если попытки воздействовать оказались неуспешными, руководитель дает письменный приказ (подчиненный должен расписаться). Невыполнение приказа влечет за собой санкции (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение). На каждом этапе перед повышением давления следует предлагать решить дело мирным путем, оказывать уважение.  

Обучаемым яcно: цель конфронтации — не конфликт и не наказание, а предотвращение асоциального поведения. Поэтому, выиграв, не следует разыгрывать роль победителя, необходимо продемонстрировать отсутствие желания мстить, доброе в целом отношение; дать понять, что конфронтация была «недоразумением»; перейти на дружелюбный тон, поговорить на взаимно интересные темы, используя знаки уважения. Это гуманно и противодействует агрессивным тенденциям.

       - у трёх человек уровень конфликтности  выше

         среднего. (33-35) 

                  Листы с ответами тестируемых  прилагаются: 

Тест описания поведения Томаса/Бланк ответов

Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики

< Тест описания  поведения Томаса

 Бланк ответов   № п/п   Ответ   № п/п   Ответ   № п/п   Ответ

 1    11    21  

2    12    22  

3    13    23  

4    14    24  

5    15    25  

6    16    26  

7    17    27  

8    18    28  

9    19    29  

10    20    30 
 

Тест описания поведения Томаса

Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики Содержание [убрать]

1 Описание методики

2 Теоретические  основы

3 Процедура проведения 

3.1 Инструкция

4 Обработка результатов 

4.1 Ключ

5 Интерпретация  результатов

6 Стимульный  материал 

6.1 Текст опросника

6.2 Бланк ответов 

 Описание  методики  

Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности  к конфликтному поведению, выявления  определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.  

В России тест адаптирован  Н.В. Гришиной.  

Тест можно  использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

 Теоретические  основы  

В своем подходе  к изучению конфликтных явлений  К. Томас делал акцент на изменении  традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение кон-.фликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.  

В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих  аспектах изучения конфликтов: какие  формы поведения в конфликтных  ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными  или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.  

Для описания типов  поведения людей в конфликтных  ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями  в которой являются кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

 соревнование (конкуренция) как стремление  добиться удовлетворения своих  интересов в ущерб другому; 

 приспособление, означающее в противоположность  соперничеству, принесение в жертву  собственных интересов ради другого; 

 компромисс 

 избегание,  для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

 сотрудничество, когда участники ситуации приходят  к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон.

Пять способов урегулирования конфликтов 
 

К. Томас считает, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как  конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается  в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 Процедура  проведения

 Инструкция  

"В каждой  паре выберите то суждение, которое  наиболее точно описывает Ваше  типичное поведение в конфликтной  ситуации."  
 

 Обработка  результатов  

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной  ситуации начисляется один балл.

 Ключ  №    Соперничество   Сотрудничество   Компромисс   Избегание   Приспособление

1      А   Б

2    Б   А   

3   А      Б

4     А    Б

5      

6   Б     А  

7     Б   А  

8   А   Б    

9   Б     А  

10   А    Б   

 11   А      Б

12      Б   А

13   Б    А   

14   Б   А    

15      Б   А

16   Б      А

17   А     Б  

18     Б    А

19    А    Б  

20    А   Б   

21    Б     А

22   Б    А   

23    А    Б  

24     Б    А

25   А      Б

26    Б   А   

 27      А   Б

28   А   Б    

29     А   Б  

30    Б     А  

 Интерпретация  результатов  

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения  в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто  используемый способ поведения в  конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов  в ущерб другому.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных  интересов ради другого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками  конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей  интересы обеих сторон. 
 
 

Тест описания поведения Томаса/Текст опросника

Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики

< Тест описания  поведения Томаса

 А. Иногда  я предоставляю возможность другим  взять на себя ответственность  за решение спорного вопроса. 

 Б. Чем  обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

 А. Я стараюсь  найти компромиссное решение. 

 Б. Я пытаюсь  уладить дело, учитывая интересы  другого и мои. 

 А. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

 Б. Я стараюсь  успокоить другого и сохранить наши отношения.

 А. Я стараюсь  найти компромиссное решение. 

 Б. Иногда  я жертвую своими собственными  интересами ради интересов другого  человека.

 А. Улаживая  спорную ситуацию, я все время  стараюсь найти поддержку у  другого. 

 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

 А. Я пытаюсь  избежать возникновения неприятностей  для себя.

 Б. Я стараюсь  добиться своего.

 А. Я стараюсь  отложить решение спорного вопроса  с тем, чтобы со временем  решить его окончательно.

 Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

 А. Обычно  я настойчиво стремлюсь добиться  своего.

 Б. Я первым  делом стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы. 

 А. Думаю,  что не всегда стоит волноваться  из-за каких-то возникающих разногласий.

 Б. Я предпринимаю  усилия, чтобы добиться своего.

 А. Я твердо  стремлюсь достичь своего.

 Б. Я пытаюсь  найти компромиссное решение. 

 А. Первым  делом я стараюсь ясно определить  то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы.

 Б. Я стараюсь  успокоить другого и главным  образом сохранить наши отношения. 

 А. Зачастую  я избегаю занимать позицию,  которая может вызвать споры. 

 Б. Я даю  возможность другому в чем-то  остаться при своем мнении, если  он также идет мне навстречу.

 А. Я предлагаю  среднюю позицию. 

 Б. Я настаиваю,  чтобы было сделано по-моему. 

 А. Я сообщаю  другому свою точку зрения  и спрашиваю о его взглядах.

 Б. Я пытаюсь  показать другому логику и  преимущества моих взглядов.

Информация о работе Высшие чувства