Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:51, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;
3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования;
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;
5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетирования 6
1.2 Виды и содержание бюджетов 18
1.3 Роль бюджетирования в управлении организацией 35
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 48
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятия 48
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей 54
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 63
3. СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ОАО “УВАДРЕВ-ХОЛДИНГ” 71
3.1 Описание действующей системы бюджетирования предприятия 71
3.2. Предложения по совершенствованию системы бюджетирования 80
3.3. Оценка эффективности предложений 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
Интернет-ресурсы: 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 100

Работа содержит 1 файл

Диплом_RE.doc

— 930.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: «Предложения по совершенствованию бюджетирования на

ОАО “Увадрев-Холдинг”»

 

 

 

Выполнила студентка

гр. ЗС(Ува) 060400-62(К)               Е.О. Морозова

 

Руководитель

Зав.кафедрой ФиУ               С.Ф. Федулова 

 

Допущен к защите в  ГАК

 

Зав.кафедрой ФиУ       С.Ф. Федулова

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

 

Актуальность  исследования. Интерес к системам бюджетирования и финансового планирования в последнее время высок. Необходимо налаживать самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях: сбыт, производство, совершенствование продукции, повышение ее качества, развитие техники и технологий и т.д.

Конкурентная стратегия компании должна предусматривать долгосрочные действия, от которых зависят ее будущие возможности, позиция на рынке, и краткосрочные тактические ходы для мгновенной реакции на сложившуюся ситуацию.

Реализовать все этапы конкурентной стратегии предприятия ему поможет такой управленческий инструмент как бюджетирование.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить конкурентоспособность предприятия.

Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на их координацию.

Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.

За последние годы широкое распространение  получили специализированные системы бюджетирования и в настоящее время они рассматриваются как отдельный класс автоматизированных систем. Существуют сведения о более чем 30 системах бюджетирования в российских ресурсах сети Интернет, очень много литературы на эту тему.

Представленные на рынке  системы бюджетирования как иностранного, так и отечественного производства, разнообразны по своему построению, применяемым информационным технологиям, глубине проработки функциональности и ориентации на сферу деятельности и размер предприятия. Неудивительно, что многим потенциальным пользователям сложно разобраться, какая именно система бюджетирования наиболее подходит им из всех систем, представленных на рынке.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с бюджетированием, как инструментом повышения эффективности управления компанией.

Предметом исследования являются особенности организации и управления бюджетированием на деревообрабатывающем предприятии ОАО «Увадрев-Холдинг».

Цель исследования:

Цель данной работы – изучить особенности организации системы бюджетирования на примере реально существующего предприятия и разработать рекомендации по ее совершенствованию.

Задачи: поставленная цель предполагает решение следующих задач: 
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации системы бюджетирования на предприятиях;

3. Охарактеризовать предприятие, выбранное в качестве объекта практического исследования; 
4. Проанализировать систему бюджетирования на предприятии;

5. На основе проведенных исследований предложить путь совершенствования организации системы бюджетирования на предприятии 
за счет внедрения автоматизированной информационной системы бюджетирования.

Методологической  основой исследования явились: общенаучные методы – сравнение, анализ, синтез; специальные – статистический, сравнительный.

Теоретической основой изложения  проблемы явились проблемы внедрения системы бюджетирования на предприятиях России как ключевого направления совершенствования финансового планирования. Также подробно изложены методологические основы бюджетирования, рассмотрены технологии и инструменты бюджетирования, определены факторы, влияющие на процесс составления бюджетов и контроля над их исполнением, приведены примеры решения задач бюджетирования.

Первая глава посвящена теоретической части бюджетирования. В ней представлены различные методы и способы бюджетирования, применяемые на российских предприятиях.

Во второй главе раскрывается система бюджетирования на ОАО «Увадрев-Холдинг», ее особенности.

В третей главе говорится о путях усовершенствования существующей системы документооборота и рассчитывается эффективность от автоматизации бюджетирования предприятия.

Структура дипломной работы построена исходя из поставленных перед работой целями: введение, три главы, заключение и список литературы.

 

1. Бюджетирование как часть системы управления предприятием

 

1.1 Понятие, цели и  задачи бюджетирования

 

Совершенствование систем управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих повышению конкурентоспособности бизнеса. Добиться эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана действия организации. Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные, достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры доходов и расходов.

Бюджетирование представляет собой  информационную систему внутрипроизводственного управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами [5, стр. 45].

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической  работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.

Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия [12, стр. 128].

Таким образом, теоретические основы бюджетирования очень важны для  их последующего практического применения на предприятии. В данной главе рассматриваются понятие и цели бюджетирования, виды и содержание бюджетов предприятия, а также роль бюджетирования в принятии управленческих решений. Перечисленные вопросы крайне важны для понимания необходимости введения бюджетирования на предприятии.

При этом бюджетирование на предприятии может преследовать различные цели и задачи, которые все же можно объединить в некоторую совокупность.

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Для избежания дальнейших неясностей, сразу же обозначим разницу между  такими понятиями, как «предприятие», «фирма», «организация», «компания» [1].

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги для удовлетворения потребителей и получения прибыли. Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, зафиксированным в уставе предприятия. Предприятие имеет право юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием. Предприятие может быть индивидуальным, коллективным, муниципальным, государственным. Этот термин, как правило, применяют в отношении юридических лиц, непосредственно занимающихся производством, особенно в промышленности. В то же время из приведенного определения следует, что допускается применение данного термина в отношении любого юридического лица, занимающегося любым видом хозяйственной деятельности [21, стр. 98].

Фирма – социально-экономический субъект рыночного хозяйства. Это синоним термина "компания".

Компания – это объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для осуществления совместной производственной, торговой, финансовой либо другой экономической деятельности. Компания в обязательном порядке должна иметь статус юридического лица и действовать на основе договора между двумя или несколькими физическими лицами, каждое из которых несет полную личную ответственность за долги компании Участники компании с ограниченной ответственностью имеют ограниченную ответственность за долг и компании в пределах своего пая (вложенного капитала). Компания может существовать в виде объединения, товарищества, хозяйственных обществ, фирмы, корпорации и т.д.

Есть достаточно много определений  понятия «организация». Это слово  произошло от латинского organizo - придаю стройный вид. В данной работе нас интересует следующее определение организации. Организация – форма объединения физических или юридических лиц для их совместной коммерческой или общественной деятельности [3, стр. 42].

Таким образом, несмотря на некоторые  различия в определениях, в целом эти четыре понятия могут быть использованы в качестве синонимов.

Вернемся к непосредственной теме нашей работы – бюджетированию.

При рассмотрении бюджетирования как  процесса необходимо выделить три его  основных элемента [11, стр. 46]:

1) организационное обеспечение – касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб предприятия, которые несут ответственность за обеспечение и поддержание самого процесса бюджетирования, а также предусматривает выбор лица, отвечающего за правильное и своевременное выполнение процесса;

2) процесс бюджетирования, который разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д. При этом должен быть разработан и утвержден регламент, с помощью которого контролируется выполнение всех указанных процедур;

3) технология бюджетирования – включает в себя формирование и консолидацию бюджетов предприятия. Для этого разрабатывается финансовая структура предприятия, представляющая собой совокупность центров ответственности. Для каждого из них отдельно формируются соответвующие бюджеты.

 Методы, используемые в бюджетировании, подразделяются на планирующие,  учетные, контролирующие, аналитические. 

При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетные метод; при бюджетном контроле, анализе и учете – метод финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-кост и нормативные метод, математические методы экономического анализа. Бюджетные метод является совокупностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих смоделировать деятельность предприятия через особый экономический инструмент – бюджеты.

В качестве основных принципов  бюджетного планирования можно привести следующие [34, стр. 201]:

- унификация всех бюджетных  форм, бюджетных периодов и процедур  разработки для компании и  всех структурных подразделений  независимо от специфики их  хозяйственной деятельности;

- совместимость бюджетных  форм, форматов с установленными  формами государственной отчетности;

- совместимость вспомогательных  бюджетных документов с основными  бюджетными формами;

- обеспечение возможности  составления сводного бюджета;

- стабильность, неизменность  процедур бюджетирования и установленных  целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

- разделение накладных  расходов на затраты структурных  подразделений и компаний в  целом по формуле, единой для  всех подразделений;

- непрерывность процедуры  составления бюджетов, что предусматривает  регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;

- заблаговременная формулировка  финансовых целей всех подразделений  в виде заданий определенных  норм рентабельности;

- учет доходов и  расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых единицах учета;

- детальный учет наиболее  важных статей расходов, чья доля  в чистых продажах достаточно  велика.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценку финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование на предприятии  выполняет три основные функции: планирования, прогноза и анализа [19, стр. 142].

Функция планирования является самой важной, бюджетирование –  это основа для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

Функция прогноза состоит  в расчете прогнозных показателей  по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского.

Информация о работе Предложения по совершенствованию бюджетирования на ОАО “Увадрев-Холдинг”