Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

В области субъективности, где

“Я” ощущает вместе и единство, и свою изолированность, обнаруживается целостность, именуемая идентичностью. Подлинная субъективность может быть понята лишь динамически, как колебание “Я” в его тоске по истине. И здесь же источник, где зарождается и растет стремление ко все более высокому, абсолютному отношению, тождественности, к полноте участия в бытии. “Стало быть, эволюция состоит в том, чтобы бесконечно удаляться от самого себя в делании своего “Я” бесконечным, — и бесконечно приближаться к самому себе, делая это “Я” конечным.” [168; 267—268].

В субъективности зреет такая субстанция личности, как идентичность.

Рассуждения В. С. Слободчикова о развитии самости человека, постижении “бытия-у-самого-себя” представляются тождественными взглядам о предпосылках и предыстории становления идентичности человека через освоение норм и способов человеческой жизнедеятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей.

Душевная жизнь в качестве субъективного непосредственного самобытия есть целый особый мир и в этом смысле — непосредственно очевидная реальность. Однако душевная жизнь все же не есть окончательная, в самой себе завершенная, полноценная реальность. Кризис идентичности, аутентичности — и есть симптом безосновности, незавершенности, своеобразной призрачности собственной самости, который настоятельно, остро требует выхода (трансцендирования) души за свои собственные пределы, в иное, укореняющее ее.

Этот выход есть вопрос о цели и смысле. Понять свою самость в истинном, полном значении этого слова — значит усмотреть ее идеальную, самоценную, очевидно осмысленную необходимость бытия.

Индивидуализация бытия человека, трансцендирование вовнутрь, в глубины субъективности, человеческой самости и высвечивание ее есть условие встречи с бесконечностью духовного царства, с бесконечностью Универсума, в котором впервые конституируется

83

подлинное “я”, образуется действительно полное, свободное “бытие-у-самого-себя” [214; 16—19].

По В. С. Слободчикову, логика подлинно человеческого развития такова: субъект-личность-индивидуальность-универсальность. Наша попытка сопоставления представлений об идентичности с взглядами В. С. Слободчикова приводит к следующим результатам:

— субъект — идентичность с общим;

— личность — идентичность с персональным, человеческим, духовным;

— индивидуальность — идентичность с единичным, уникальным;

— универсальность — идентичность с бесконечным.

Близким к понятию об идентичности является представление Э. Шострома, который описывает человека-актуализатора. “Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность” [364; 35]. Но таких мало, констатирует он. “Потому, наверное, что современный человек мало ценит себя. И старается прикинуться ценным”. Шостром характеризует Актуализатора как цельную личность; исходной позицией которого является сознание самоценности [364; 36].

1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”

На сегодняшний день благодаря усилиям отечественных и зарубежных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, Л. И. Божович, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой, И. С. Кона, В. В. Столина, В. С. Мухиной, У. Джеймса, Р. Бернса и других сложился определенный категориальный аппарат в области изучения самосознания, в его рамках установлены взаимосвязи между понятиями самосознание, “Я-концепция”, “образ Я”, самооценка; достаточно хорошо изучены такие вопросы, как соотношение сознания и самосознания, структура самосознания, генезис и возрастные особенности самосознания.

В то же время данные многочисленных эмпирических исследований порой противоречат теоретическим выводам о возрастных изменениях образа “Я”. Одной из причин этих расхождений является недооценка большинством исследователей культурных и социальных различий, условий жизни, уровня образованности, т. е. влияния различных факторов окружающей среды на обследуемые ими группы людей. Это обусловлено недостаточной изученностью влияния этих факторов на самосознание личности. Наименее изученным в этой области является вопрос о влиянии образования, и, в частности, высшего профессионального образования на становление образа “Я” личности.

84

Проблема человеческого “Я”, его природы, структуры, законов развития с давних времен занимала умы философов, так как человек всегда хотел познать не только мир вокруг себя, но и свой собственный мир. Еще И. Кант заметил, что сознание самого себя заключает в себе двоякое Я: Я — как восприятия и как внутреннего чувства.

Его мысль продолжил У. Джеймс, один из первых начавший разрабатывать основы теории “Я” в психологии. В личностном “Я” он выделял “Я-сознающее”, т. е. чистый опыт, процесс познания себя (чувство личной идентичности, то есть тождественности самому себе), и “Я-как-объект”, т. е. содержание опыта, состоящее из духовного (процессы сознания, психические способности), “социального Я” (все, что относится к притязаниям на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других), “материального и физического Я” (мое тело, одежда, имущество и прочее).

В современной психологической литературе “Я-сознающее” обычно называют активным, действующим, субъективным или экзистенциальным “Я” (Эго), а “Я-как-объект” — объективным, феноменальным, категориальным “Я” или “образом Я”, “Я-концепцией” [96].

Каждый автор, вводя новое понятие, подчеркивает наиболее важный, с его точки зрения, нюанс проблемы. В итоге до недавнего времени область изучения человеческого “Я” была наполнена огромным количеством неясных терминов и даже такие устоявшиеся в психологической науке понятия, как “самосознание”, “Я-концепция”, “образ Я”, “Я” порой дублировали друг друга и использовались как синонимы.

В отечественной психологии проблема самосознания была поставлена Л. С. Выготским, который рассматривал самосознание, как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности [74].

А. Н. Леонтьев, затрагивая рассматриваемую нами проблему, пишет о том, что в осознании человеком себя как личности надо различать знание о себе (представления о себе, накапливаемые еще в детстве) и осознание себя (самосознание, осознавание своего “Я”) [177].

Надо отметить, что проблема самосознания в различных ее аспектах широко обсуждалась в отечественной психологии [351, 363, 312 и другие].

А. Г. Спиркин рассматривает сознание как ориентирование в окружающем мире, а самосознание — как ориентирование в собственной личности.

Собственно же самосознание А. Г. Спиркин понимает как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей,

85

чувств, интересов, целостную оценку самого себя и своего места в жизни [308].

И. И. Чесноковой проанализированы различные подходы к решению проблемы самосознания. Исходным, методологически важным вопросом при изучении проблемы самосознания, с точки зрения автора, является выяснение соотношения между сознанием и самосознанием. И. И. Чеснокова считает их однопорядковыми явлениями, разделить которые можно только в абстракции, так как в реальной жизнедеятельности индивида они едины — в процессах сознания самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно своему “Я”. Разница же между этими явлениями состоит в том, что если сознание ориентируется на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания [354].

И. И. Чеснокова дает определение понятия:

“Самосознание — это сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — в представление, а затем в понятие собственного “Я” как субъекта, отличного от других субъектов; формирование совершенного, глубокого и адекватного образа Я” [354].

И. И. Чеснокова предлагает понимать самосознание как единство трех компонентов: самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности. Однако в психологии существуют и другие мнения относительно компонентов, входящих в структуру самосознания. Так, В. С. Мерлин включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного Я, осознание своих психических свойств и определенную систему социально-нравственных самооценок [198]. Л. Д. Олейник говорит о шести компонентах указанной структуры: самочувствие, самопознание, самооценка, самокритичность, самоконтроль и саморегуляция [219].

Из современных подходов к решению вопроса о структуре самосознания выделяется концепция В. С. Мухиной, согласно которой центральным механизмом структурирования самосознания является идентификация. В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои (интериоризационная идентификация), ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению

86

отношений с другим человеком на положительных эмоциональных началах [208].

Через механизм идентификации осуществляется присвоение структуры самосознания. В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, со специальными образцами, развивающими притязания на признание, с полом, с образом “Я” в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве.

Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения, с построением связной системы личностных смыслов. Здесь механизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу [208;. 84—89].

В. В. Столин, рассматривая, вслед за А. Н. Леонтьевым, человека как субъекта деятельности, проявляющего свою активность на разных уровнях, отмечает, что так же, как в процессе жизнедеятельности организма, формируется образ самого себя (схема тела), так и у индивида формируется адекватный его общественному и существованию образ самого себя (феноменологическое “Я”). И далее:

“Процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального “Я”, обладающего важными функциями в деятельности субъекта, и есть процесс развития его самосознания” [312; 74].

Продолжая соотносить процессы самосознания с уровнями активности человека как организма, индивида и личности, В. В. Столин выделяет три уровня самосознания:

1. “...Самовыделение и принятие себя в расчет (в двигательных актах)” [312; 100].

2. Самосознание индивида, т. е. принятие точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, с ролями, становление самоконтроля.

3. Самосознание личности, как выявление своей социальной ценности и смысла бытия, формирование представления о своем прошлом, настоящем и будущем.

Основываясь на этой разноуровневой модели самосознания и развивая идею А. Н. Леонтьева о личностном смысле, В. В. Столин приходит к выводу о существовании единицы самосознания — “смысла Я” — частично тождественного самооценке и выполняющего адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. “Смысл Я” порождается, по мнению В. В. Столина, как отношение к

87

мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивных конструкциях) и эмоциональных переживаниях.

Для уровня самосознания личности автор выделяет особую единицу — “конфликтный смысл Я” — отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей [312; 122]. Таким образом, осознание себя личностью основывается на решении внутренних противоречий, порождаемых реальной действительностью, и это определяет диалогичный характер самосознания личности. И именно в процессе многочисленных внутренних диалогов формируется “образ Я”, следовательно, как пишет В. В. Столин: “Образ Я” — продукт самосознания” [312; 182].

К этой мысли приходит и другой известный отечественный психолог И. С. Кон, в творчестве которого проблема человеческого “Я” занимает большое место.

“Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ Я”. [154; 9].

Важно отметить, что под образом “Я” И. С. Кон понимает отношение к самому себе; осознание и самооценку своих отдельных свойств и качеств, а также целостный образ себя, содержанием которого является социальная идентичность, т. е. указание на группы, статусы, категории, к которым индивид принадлежит; диспозиция — описание своих социально-психологических качеств; и физические характеристики — восприятие и описание своего тела и внешности.

Исследования природы общения приводят Лисину М. И. (1986) к выводу о становлении в образа самого себя общении. Она называет его аффективно-когнитивным образом, неразрывно включающем в себя отношение к себе (самооценку) и представление о себе “к образу себя”, по мнению Лисиной, следует относить вторичность, субъективность и связь с порождающей его активностью индивида, избирательностью отражения в нем оригинала, динамизм и изменчивость образа, сложную архитектонику его строения, непростую связь с процессами осознавания.

Информация о работе Идентичность