Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Дж. Марсиа также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Он вводит различение двух путей достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, — этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности.

Д. Маттесон ввел понятие “многофазового кризиса”. Он обнаружил, что в разных областях или сферах жизни идентичность развивается по-разному. Кроме того, исследования показали, что различные проблемы возникают в различные, характерные для них периоды жизни. Аналогичные выводы сделал Дж. Колеман. Он обнаружил, что разные области достигают пика проблематичности в разном возрасте. Человеческая жизнь предстает как путь преодоления различных по содержанию кризисов идентичности.

А. Ватерман также считает, что формирование идентичности — не единичный акт, а серия взаимосвязанных выборов, посредством которых человек принимает свои личные цели, ценности, убеждения.

53

Согласно модели А. Ватермана, развитие идентичности не является линейным процессом, оно может идти вспять. Чувство решенности, достижения идентичности разрушается по мере того как цели, ценности и убеждения теряют свою жизненность, перестают соответствовать требованиям изменившейся жизни. Если при этом развивается процесс разрешения кризиса, у человека есть шанс вновь достичь идентичности.

Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. Осознаваемая идентичность предполагает наличие способности к рефлексии. С одной стороны, по Дж. Миду, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Возможны ситуации, когда человек стоит перед проблемой: каким образом достичь переживания себя как взаимосвязанного целостного индивида. Такие ситуации возникают, когда человек находится между разными социальными группами, имеющими разные нормы и ценностные ориентации. В таких случаях могут возникнуть две различные идентичности.

Проиллюстрируем развитие идентичности на примере половой идентичности и ее достижении.

Наилучшим образом формирование идентичности можно наблюдать на примере смены пола. Представляет интерес, что формирование новой половой идентичности происходит в короткие сроки, при этом зрелый субъект в состоянии дать подробный отчет о своих переживаниях, ощущениях, своем отношении к окружающей действительности, об изменениях своего поведения.

Иными словами, смена пола является своеобразной моделью, на которой можно проследить не только взаимосвязь биологической базы личности и половой идентификации, но и выявить трансформации поведения субъекта, обусловленные его половой ролью.

А. И. Белкин свидетельствует, что трагичность ситуации нарушенной половой идентичности выражалась в нарастании глубокого внутриличностного конфликта, если модель полового поведения принималась, или в конфликте с окружающими, если она отвергалась [259; 199].

Смена пола (достижение новой половой идентичности), по мнению А. И. Белкина, предполагает биологические и социально-психологические аспекты.

Основной страх больные проявляли не перед биологической и психологической трансформациями, а перед социальной: изменение

54

имени, профессии, уход из привычной микросреды, потеря старых друзей, близких и т. д. Перед личностью встает проблема овладения новыми навыками, новой формой наименования себя, изменения своей внешности, моторики, привычек и т. д.

Клинико-психологический анализ больных, подвергшихся смене пола, позволил А. И. Белкину выделить три этапа, через которые проходит формирование новой половой идентичности личности:

— установочный: осознание проблемы, моделирование нового эталона и модели (что с тобой происходит, и чего ты хочешь конкретно);

— имитационный: имитация желаемого поведения, переодевание является кульминационным моментом, обучение новым манерам, привычкам противоположного пола, освоение поведенческих паттернов через ролевую игру, общение с другими, идет осознанный процесс, отторгаются прежние вещи, документы и прочее;

— трансформационный: претерпевание изменений в выбранном эталоне, индивидуальное наполнение своим, интимное отождествление себя с лицом другого пола, эмоциональное включение в новую жизнь, ценностная переориентация, половое поведение принимает интуитивный характер. “Логический анализ и контроль за своим Я, столь необходимые на первом этапе формирования половой идентификации, становятся на последнем существенным тормозом...“ [259; 204].

На наш взгляд, важным является следующее:

а) неудовлетворенность своим полом (утрата половой идентичности) “вымывает” человека из контактов и социальной жизни, ведет к потере смысла, т. е. это становится экзистенциальной проблемой. По-видимому,. чувство идентичности и экзистенции взаимосвязаны;

б) основная трудность при смене пола социальная, т. е. идентичность очень зависима от социальности. По нашему мнению, характер этой зависимости трансляционный;

в) идентичность определяют манеры поведения, одежда, наименование себя, принятые в окружающем социуме, т. е. важны “точечные слагаемые”. Еще М. Вебер отмечал критерии, применяемые индивидуумами для отграничения “своих” от “чужих”. К ним он относил определенные аспекты религии, языка, различия в одежде, образе жизни и питании, в разделении труда между полами и другие;

в) кульминация — ритуал переодевания в одежду — надо решиться и менять стиль жизни, поведение — другими словами, переход от слов к делу, но в начале — все-таки слово, установка, желание, образ себя в будущем, т. е. кульминационным по сути является сплав, единство

55

своего слова и своего поступка, способствуют этому ритуализация действий;

г) адаптация к новой половой роли вне общения невозможна, т. е. “печать на удостоверение идентичности” ставят другие, т. е. становление своего “Я” невозможно внезеркального “Я”.

Интересен вопрос о роли и функциях зеркала. Его прямое назначение — свидетельствовать об атрибутах идентичности (половой в том числе). Примитивные животные, обладающие зрительными анализаторами, не узнают себя в зеркале, не способны его использовать. Открытым остается вопрос о становлении идентичности в первобытном обществе, где не было зеркала в прямом смысле этого слова. Возможно, там зеркализация через другого (других) представала в своем истинном, чистом виде. Или там эффекты сводились к тому, что в племенах знали про другого, но не могли описать себя?

Итак, в психологии сложились традиции в исследовании феномена идентичности. Проблема идентичности человека является ядром не только современной глобалистики, но и всей социально-психологической проблематики. К настоящему времени в мировой психологии накоплен обширный методологический и текстологический материал, в котором рассмотренные теоретические подходы скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности.

В современном западном обществе идентичность субъекта определяется самоидентификациями в сфере сущего, социального, отражает психосоциальную тождественность человека. Это как отождествление с людьми, с какой-либо социальной общностью, социальной ролью, группой, т. е. умение, не выходя из собственных границ, дать себе возможность пережить чувство реальности другого человека, так и со своими потребностями и ценностями, т. е. “безусловной дружественности к самому себе” (В. Хохлов).

Идентичность — динамичная структура, она развивается на протяжении всего жизненного пути человека, причем развитие это нелинейно и неравномерно, определяется сильным стремлением личности к обретению идентичности и гибельностью последствий ее разрушения для человека.

Идентичность отражает самобытность и подлинность человека, она значима в своей целостности, а не репрезентирует другие феномены.

Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность — субъективна по природе, объективируется в бытии.

56

Идентичность есть результат самокатегоризации и самообъективации субъекта через образ “Я”, характеризует самореферентность человека в его уникальности и неповторимости. Порождающим механизмом является самосознание. Исполнительным механизмом являются процессы идентификации-отчуждения. Образ “Я” является способом выражения идентичности. Идентичность существует не в природе, а в мире человека.

1.3. Идентичность как социально-психологическая
реальность

1.3.1. Эволюция идентичности в обществе

Элементарная идентификация широко распространена в первобытном обществе. Впервые проблема идентификации всплывает в связи с тотемизмом. Леви-Стросс отмечает оппозицию между индивидуальным и коллективным поведением: относительно тотемизма: первое оценивается негативно, а второе — позитивно [173; 55].

М. В. Заковоротная, исследовавшая социо-культурные тенденции, способствующие появлению идентичности, отмечает, что в первобытном обществе не возникает проблем идентичности, т. к. для него характерны полное отождествление с предками, с их коллективностью, вечное возвращение к прародителям [108; 19].

В тотемизме проблема идентификации человеческих существ с растениями или животными отражена в общих взглядах на отношения человека к природе, которые интересуют искусство и магию, общество и религию. Первобытное сознание улавливает между существами и предметами мистические отношения. Есть один элемент, который всегда налицо в этих отношениях, все они в разных форме и степени предполагают наличие партиципации (сопричастности) между существами или предметами, ассоциированными с коллективными представлениями. Леви-Брюль называет законом партиципации характерный принцип первобытного мышления, который управляет ассоциацией и связями представлений в первобытном сознании [172; 62].

В коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут непостижимым для нас образом быть одновременно и самими собой, и чем-то иным. Не менее непостижимо они излучают и воспринимают силы, мистические влияния, которые ощущаются вне их, не переставая пребывать в них самих [172; 62].

57

Другими словами, для первобытного мышления противоположность между единицей и множеством, между тождественным и другим и т. д. не диктует обязательного отрицания одного из указанных терминов при утверждении противоположного, и наоборот. Эта противоположность имеет для первобытного сознания лишь второстепенный интерес. Иногда первобытное сознание улавливает противоположность. Все общества и союзы тотемического характера обладают коллективными представлениями, предполагающими тождество между членами тотемической группы и их тотемом. Для мышления, подчиненного закону партиципации, в этом нет никакой трудности [172; 63].

С динамической точки зрения, возникновение существ, явлений, того или иного события представляет собой результат мистического действия, которое при определенных мистических условиях передается от одного предмета или существа другому. Все это зависит от партиципации (выделено — Л. Ш.), которая представляется первобытным человеком в самых разнообразных формах: в форме соприкосновения, переноса, симпатии, действия на расстоянии и т. д. То, что мы называем естественной причинной зависимостью между событиями и явлениями, либо вовсе не улавливается первобытным сознанием, либо имеет для него минимальное значение. Первое место в нем, а часто и все сознание, занимают различные виды мистической партиципации [172; 63].

На заре человечества родовой человек был склонен одушевлять все свое окружение и отождествлять с собой все предметы, которые он видел. Идентификация стала развиваться и как способность приписывать свои особенности, склонности и чувства другим. Природа одухотворилась. Каждый предмет чувствовал, мыслил, становился опасным или дружественным. Надо было иметь его в виду постоянно, надо было угадать его желание.

Родовой ребенок отождествлял свои действия с орудийными действиями взрослого, он пытался подражать не только самому действию, но и его результату. Таким образом, продукт труда стал идентифицироваться с неким образцом. Постепенно развивался и родовой учитель. Первоначальная педагогика состояла в том, что учитель начал фиксировать внимание на своих действиях, предлагая ученику делать то же самое.

Л. М. Путилова, изучавшая предпосылки самопознания в антропогенетическом многообразии сущности человека пишет о том, что в древнейших, доисторических представлениях рефлексия на “место и вещь” отсутствовала, но присутствовало пространство “земное и небесное”, мир как обжитое человеком пространство, т. е. место как лоно

58

реализации сущности человека “в своем пространстве”. Она считает, что это мироощущение является как бы продолжением “вселенской” сущности человека; вместе с тем в ней усилена компонента “свое-чужое”, ограничивающая “свое пространство” Домом, Землей [263].

Общество развивалось. Родовое “Мы” определяло идентификационные отношения членов рода, в этих рамках индивид контролировал и регулировал свое поведение.

Об этом периоде К. Лоренц пишет:

“Каждая достаточно четко выделенная культурная группа стремится и в самом деле рассматривать себя как замкнутый в себе вид — настолько, что членов других сравниваемых сообществ не считают полноценными людьми. В очень многих туземных языках собственное племя обозначается попросту словом “человек” [182; 38].

Информация о работе Идентичность