Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Идентичность, или “Я-концепция”, представляется Х. Тэджфелом и Дж. Тэрнером (1986) как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Усилия Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера направлены прежде всего на разрешение проблем социальной идентификации человека и кризиса социальной идентичности.

Объектом исследований А. Гидденса (1990) выступает процесс повторяющегося нахождения себя в жизненных ситуациях, возникновения новых психосоциальных механизмов идентичности, которые формируются под влиянием трансформирующихся институтов со временности и, в свою очередь, трансформируют их.

Идентичность у Гидденса предстает как результат культуры позднего модерна.

Традиционные связи уступают место более абстрактным, в которых следует искать свою интимность, свой круг, свое место. Сложные, расширенные социальные системы современности абстрактно организуют жизненные пути, в которых каждому еще надо обрести себя конкретно. Обоюдная взаимосвязь индивидуального опыта и абстрактных систем требует постоянного обновления опыта, вновь повторяющегося нахождения себя в жизненных ситуациях [108].

Э. Гоффман (1964) выдвинул драматическую модель социального взаимодействия, где “Я” представляет собой совокупность социальных ролей и одновременно рефлексию на собственные социальные роли [163].

24

В феминистских теориях и гендерной социологии выявлены такие фундаментальные свойства идентичности, как сохранение себя во времени, вертикальное (связность истории жизни) и горизонтальное (возможность выполнять различные требования в ролевых системах) измерения идентичности, континуальность и отличительность, а так же следующие функциональные аспекты идентичности: лично-целенаправленный выбор, интерперсональный аспект и жизненные цели и задачи [108].

Традиция словоупотребления идентичности в психологической литературе совпадает с терминологической значимостью таких понятий как: соответствие, самобытность, целостность, единство, тождественность, самость, подлинность. Антонимы понятия идентичности: разрыв преемственности, неустойчивость, противоречивость.

В своем первоначальном значении вышесказанное совпадает с понятием следующей онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим.

Дериси О. Н. означает подлинное как тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, одним словом, подлинное выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность [94; 156].

Понятие “идентичность” в таких науках, как история и политология, анализируется в концепции К. Е. Джейсмана, подчеркивающего значение исторического аспекта и структуры знаний.

Определяющие идентичность знания являются по сути своей историческими, потому что стабильные, релевантные идентичности характеристики проявляются в обусловленных временем фактах, событиях, поступках и т. п. Характеристики идентичности уходят корнями в прошлое, проявляются в настоящем и соотносятся с будущим, порождая определенные ожидания.

В этом плане можно утверждать, что идентичность человеку не дана, она задана (Фихте), ее развитие поддается обсуждению не в терминах “формирования”, а терминах “достижения”. Она не создается чьим-то “Я”, не является чьим-то обладанием; это, скорее, вселенская пробужденность, в которую способен проникнуть каждый человек [261; 5].

Одно из значений термина “идентичность” заложено в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. В раннем возрасте важнейшим шагом развития человека является становление восприятия окружающего мира как совокупности объектов, существующих независимо от нашего бытия и восприятия. Пиаже связывает это явление с развитием понятия объектной неизменности. Неизменность означает

25

стабильность во времени и независимость от текущего опыта. Идентичность объектов означает, что есть объекты, которые существуют независимо от производимого впечатления, вне зависимости от обстоятельств и остаются такими же, то есть идентичными сами себе. Следовательно, неизменность объектов и идентичность объектов эквивалентны [240].

С формальной точки зрения, понятие “индивидуальная идентичность” совпадает с понятием “объектная идентичность”. Индивидуальная идентичность означает, что человек не меняется при изменении условий. Предполагается также ее стабильность во времени. Фр. Хейдер (1958) высказывался в том смысле, что формально объектная идентичность и индивидуальная идентичность совпадают.

Л. М. Путилова выводит обсуждение этого аспекта идентичности на диалектический уровень и предполагает в связи с взаимообусловленностью субъективной и объективной реальности наличие таких разновидностей идентичности, как формальная и реальная. Формальная идентичность, по ее определению, является качеством каждого объекта, включая и абстрактные. Реальная же идентичность, утверждает автор, присуща только эмпирическим объектам и имеет разные формы в зависимости от онтологического статуса конкретного объекта — организма, личности, какого-либо неорганичного предмета или социального института. Базируя свои рассуждения на диалектической логике, Л. М. Путилова замечает, что любой вещи, любому явлению свойственны развитие, изменчивость, а идентичность должна быть статична. Это означает тождество между объективно существующим, тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах. По ее мнению, идентичность нарушается в тех случаях, когда думается одно, а говорится другое; когда человек внутренне поступает одним образом, а внешне — другим [263].

Изучение постоянства-изменчивости человека всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.

Дискуссия по данному вопросу разворачивается в том аспекте, что, с одной стороны, в поведении большинства людей обнаруживается устойчивость и предсказуемость. Некоторые личностные характеристики носят постоянный характер. Нарушения непрерывности развития, связанные с обстоятельствами, приводящими к разным исходам, имеют место только на поверхностный взгляд, поскольку на самом деле на предсказательном и теоретическом уровне непрерывность сохраняется.

Психологи, придерживающиеся этой точки зрения, отрицают возможность изучения “частичных” процессов в структуре личности;

26

они считают, что сущностью личности является структура характеристик внутри уникального целого.

Сторонники других взглядов (Д. Марлоу, К. Герген) утверждают, что длительно существующих характеристик у человека нет. Они ссылаются на примеры различного проявления личностных свойств в зависимости от изменений социальной ситуации. Из их работы следует, что каждый индивид не сохраняет единообразия поведения в различных ситуациях. [258; 6—20].

Мы исходим из того, что идентичность есть синтез всех характеристик человека в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации и субъективной прагматической ориентации в постоянно меняющейся среде. В психологии установлено, что каждый человек имеет определенную концепцию самого себя, варьирующую от очень узкой до весьма широкой и гибкой, и именно эти границы определяют поведение индивида в каждой данной ситуации (Дж. Келли, 1963). Это отражение того факта, что изменение психики зависит от того, каким человек пребывает с самим собой, нежели от того, что мы делаем, стараясь улучшить себя. Современная наука признает взаимодействие между личностью и окружением, которое может способствовать как устойчивости, так и гибкости личности.

Проблема описания идентичности обретает дополнительную сложность в силу необходимости понимания различного поведения индивида в разных ситуациях и различий оценки своего поведения в зависимости от оценок других лиц.

Социальных психологов интересуют аспекты и других видов идентичности, а именно, идентичность отдельных людей и групп.

Б. Шефер, Б. Шледер, анализируя понятие групповой идентичности, имеют в виду духовную или идейную идентичность некоторых основных свойств групповой жизни [362]. Групповая идентичность предполагает основные правила ориентации и поведения людей, управляющие их взаимоотношениями и общением членов группы.

Из приведенного выше анализа следует, что индивидуальная идентичность должна иметь двойную характеристику на основе субъективно-объективного принципа, т. е. принципа, который объективно определяет стабильность человека во времени, и принципа субъективности, которому человек привержен и свободно подчиняется. Эта ситуация достаточно хорошо охватывается понятием “ценности”. Ценности создают идентичность. Ценности могут рассматриваться в качестве основополагающих аттитюдов человека.

Одно из наиболее известных определений ценностей принадлежит Клайду Клакхону (1954):

27

“Ценности — это представление о желаемом, явное или скрытое, отличающее одного индивида или характеризующее группу, влияющее на выбор действий, целей и средств”. Понятие “представление о желаемом” означает, что ценности используются при оценивании объектов, событий, они определяют цели и средства поведения. [362].

В качестве норм группы, ценности должны рассматриваться как общие правила, определяющие нормативное поведение, в особенности взаимодействие членов группы.

Индивидуальные ценности интегрируют поведение и переживания отдельного человека, придают им целостность. Групповые ценности функционируют как правила социального взаимодействия, определяющие поведение в общении по крайней мере двух людей и придающие единство взаимным действиям этих людей. В обоих случаях ценности создают идентичность одного человека или группы. Индивидуальные ценности составляют подкласс коллективных, или социальных репрезентаций.

Эта концепция, предложенная французским социологом Э. Дюркгеймом (1989) и разработанная социальным психологом С. Московичи (1981), помогает понять социальный аспект процессов познания и оценивания. Социальные (коллективные) репрезентации — это общие представления членов группы.

Культура общества определяется тотальной суммой наиболее распространенных ценностей и соответствующих символических систем. Между различными частями системы культуры существуют семантические взаимосвязи. Социальные представления не могут существовать независимо от проявлений отдельных людей. На индивидуальном уровне люди объединяются друг с другом посредством общности социальных взглядов. В этом проявляется интегрирующая функция социальных представлений.

В онтологической герменевтике рассматривается ценностный подход к проблеме идентичности. Английский философ Ш. Тейлор (1977) следующим образом характеризовал идентичность:

“Понятие идентичности относит нас к определенной системе оценок, которые очень важны, так как представляют собой необходимый круг оснований, опираясь на который, мы размышляем и делаем оценки как личности”.

Идентичность субъекта, по мнению Тейлора, зависит от того, как он сам себя интерпретирует, что для него является ценностью.

В современной психологии известна другая точка зрения, при надлежащая Б. Вилману (1988), отрицающему приоритет ценностей в

28

развитии идентичности. Б. Вилман высказывался за первичность структурных образующих социального окружения индивида по отношению к его ценностно-нормативным ориентациям [370].

Идентичность в словаре НЛП определяется так: “Ваш Я-образ или Я-концепция. Кем вы себя считаете. Целостность вашего существа” [218; 275]. П. Врица определяет идентичность как

“чувство индивидуальности, которое охватывает разнообразные убеждения, ценности, способности и виды поведения на более высоких логических уровнях. Мы чувствуем идентичность, касаясь материй глубокой и непреходящей для нас важности. Мы также чувствуем идентичность в других в моменты глубоких межличностных контактов.” [113; 31—32]. Г. Бейтсон предполагает, что идентичность это сумма всего, что мы узнали о том, кто мы и что мы, соединенная с чувством “я” — “самой большой номинализацией”
[там же, с. 32].

К противоположным выводам о случайности и безосновности человеческого бытия, лишенного ценностного смысла, приходит Р. Рорти. Он предлагает отказаться от поиска идентичности и исследовать скрытые “квазиличности”, которые составляют Я. Идея целостного Я заменяется Рорти описанием более или менее случайных фрагментов индивидуальных жизней. [163;. 5].

Иррационалистическая традиция в осмыслении проблемы самоидентичности развивается в западной и восточной мистике, брахманизме, буддизме, суфизме, в восточной традиции “духовного наставничества” — Дж. Кришмамурти, Д. Корнфилда, М. Миюки, Р. Д. Сасаки, Ч. Трунгпы, Г. Гурджиева, П. Успенского. Идентичность как вещь в себе, в-себе-бытие есть феномен, интегрирующий многие психические реальности и ускользающий от четкого означивания. “Путь ведет через вас самих за пределы вас самих” (Шри Нисаргадата). Невозможно выразить в термине непосредственно-сиюминутную сложную эквивалентность состояния “Я есть” и слияния в чувстве существования самом по себе.

Единство личности А. Адлером подразумевается в каждом человеке. Каждый индивид представляет собой одновременно единство личности и индивидуальный стиль выражения этого единства. “Главным показателем развития человека является активное поступательное движение его души”, — утверждает А. Адлер [5; 18—19].

В психосинтезе утверждается, что “как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным “Я” и всеобщим “Я” — как отношение тождества или сходства, различия или единства, — самое главное — ясно видеть (в теории и на практике) разницу между “Я” в его

Информация о работе Идентичность