Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Комплексное знание базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа отличается многовекторностью и разнообразием. Последнее определяет основные подходы, в рамках которых выполняется методологический поиск. “Разум приближается к истине как многоугольник к кругу, чем больше число много угольников, тем более он приближается к кругу...” (Николай Кузанский, XV в., Германия). При этом общая направленность исследования относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии.

Изучение идентичности как реального явления в жизни человека представлялось возможным при выполнении следующих условий.

Во-первых, соблюдение психологической компаративистики и научной рефлексии, при которых снижается возможность редукции феномена идентичности к своим социально и исторически ограниченным референтам — исследование идентичности в многообразии проявлений и единстве всех ее сторон с учетом ее интенциональной сущности.

Во-вторых, изучение идентичности путем анализа психических связей в контексте интерактивных, перцептивных, коммуникативных, экзистенциальных, функциональных, ментальных и речевых процессов

18

психического развития: достижение человеком идентичности в опыте и общении и ее репрезентация посредством языковых средств.

В-третьих, исследование профессиональной идентичности путем анализа психических целостностей как комплексного психологического феномена, изучение механизмов, противоречий, способов ее формирования в современном информационном мире.

Идентичность выступает как социально-психологический феномен, ограниченный рамками субстанциональности и акцидентальности. Идентичность не может принадлежать нам субстанционально, потому что она не врожденна всем людям изначально, но она не может принадлежать и акцидентально, потому, что раз появившись, она не может более бесследно исчезнуть.

В отечественной и зарубежной философской и психологической литературе достаточно давно и объемно обсуждается проблема “Я” (.Д. Юм, 1739; И. Кант, 1787; З. Фрейд, 1923; Р. Тэрнер, 1977; Чешир Н., Томе Г., 1996; Т. Мишень, 1977; Мак Маррей, 1957; Р. Бернс, 1979, 1982; У. Джеймс, 1980; Р. Лэнг, 1965, 1969; М. Розенберг, 1979; В. В. Столин, 1983; И. С. Кон, 1978, 1984; М. М. Бахтин, 1979; В. П. Зинченко, 1991; В. Л. Леви, 1990; А. А. Бодалев, 1982; А. В. Кузьмин, 1998 и другие.)

На наш взгляд, в рамках реконструируемого социально-психологического комплекса, именуемого идентичностью, это с психологических позиций обсуждение репрезентированной идентичности.

Теоретическое и методологическое значение понятия “идентичность” связано с его многомерностью как интегративного психологического феномена, обеспечивающего человеку целостность, тождественность и определенность.

В нашем понимании структурирование идентичности означает определенную целостность и упорядоченность развертывания идентичности как феномена функционального и экзистенциального бытия.

Изначально мы постулируем свободу человека. Идеальная типизация свободы человека в эмпирическом бытии является для нас аксиомой, отправной точкой и выполняет эвристические функции в процессе научного поиска. Интерпретация выделенных категорий осуществлена с опорой на рефлексивно-деятельностную методологию анализа психологии свободы Е. И. Кузьминой [164].

1. Основу бытия составляет свобода. Она представлена построением человеком свободного отношения к границам своих виртуальных возможностей и изменения этих границ (если изменение необходимо для решения жизненной задачи).

2. Свобода обнаруживается через выбор. Посредством выбора свобода приобретает объективный статус действия в законах, правилах

19

и становится реально существующим феноменом в системе межличностных отношений.

3. Свободный выбор предполагает ответственность. Ответственность предполагает выстраивание человеком ситуации за целью — прогнозирование последствий для другого человека и себя. Ответственный человек всегда рефлексирует на последствия реализации и отклонения каждой из альтернатив и отвечает за эти последствия. В субъективном плане ответственность представляется в форме переживания-чувства ответственности, возникающего у человека в результате рефлексии на осуществленный выбор и его последствия по изменению границ возможностей.

4. Ответственность за свой выбор несет конкретный человек: Я (самосознание). Человек осознает свою самостоятельность в выборе, свое авторство, ответственность за результаты и последствия каждой из имеющихся альтернатив. Выбор осуществляется по внутреннему побуждению, исходя из содержания “Я-концепции”, личных интересов и целей человека, а также целей группы (при условии, что личные и групповые интересы и цели совпадают).

5. Выбирая, “Я” осуществляет самоопределение, самоорганизуется и персонализируется. Человек строит такое отношение к границам своих виртуальных возможностей (или изменения этих границ), при котором преодолеваются препятствия самореализации. Самоопределением человек решает проблему своей личностной определенности, персонализацией определяет свою принадлежность к социальной категории, посредством самоорганизации обретает устойчивую структуру и форму.

6. Самоопределения в различных ситуациях, персонализация через отношения с другими, самоорганизация как приобретение устойчивой структуры и формы интегрируются в идентичность. Идентичность характеризует актуальное состояние человека, качественную определенность “Я” в переживании “Я-целостности” и тождественности на срезе жизненного пути.

Идентичность конструируется в неких формальных проявлениях, что позволяет говорить о наличии психолого-феноменологического комплекса, именуемого идентичностью. Важнейшими составляющими этого комплекса являются общение, опыт, речь. Общение и опыт порождают идентичность, в речи она выражается.

Ключевые места в практической психологии занимают два соотносительных понятия — общение и опыт. Первое объединяет термины, интерпретирующие то, что происходит с человеком в социально-психологической реальности, второе — то, как человек постигает сущность мира и событий, в нем происходящих. Общение и опыт ограничивают

20

“слева” и “справа” область целенаправленных человеческих действий.

Анализ социально-психологического смысла возникновения идентичности приводит к возможности толкования идентичности как субъективно-психологической реальности нашего “Я”, как продукта реальности и ментальности. Поэтому описание идентичности через опыт, общение, речь кажется наиболее адекватным поставленной задаче. Именно в единстве этих трех компонентов рождается уникальная, самобытная сущность человека, именуемая идентичностью.

Речь репрезентирует идентичность, исполнительным механизмом является рефлексия. Реализуется репрезентация идентичности в образе “Я”. Описывается идентичность через семантические представления — объективные, функциональные и эмоциональные самохарактеристики.

Проиллюстрируем вышеизложенное на примере этнической и культурной идентичности.

Во многих исследованиях обсуждается глобальная ломка социальных стереотипов, индивидуальная идеология безвременья, дезинтеграции, изменение социально-психологического статуса человека, в некоторых случаях обнаруживается его деформация, неопределенность и даже частичная утрата в результате изменения практики повседневного привычного общения и неадекватности имеющегося опыта наличной социальной ситуации. В вопросах изучения трансформаций этнической идентичности у представителей “титульных” (Лебедева Н. М., 1999) этносов и групп этнических меньшинств ключевым становится языковая проблематика. Таким образом, в изучении этнической идентичности актуализируются три составляющие: общение, опыт и речь. При этом трансформируются и модифицируются стереотипы, ритуалы, изменяются ситуации и отношения, и как следствие, претерпевают изменения эмоции, знания и поведение; они становятся неуместными в современных условиях на определенной территории. Неадекватным становится образ Я”,” модифицируются самохарактеристики., амбивалентными становятся представления о “моем” и “нашем”, размываются прежние личные ценности, разрушаются жизненные планы, снижается статус человека.

Не меньшая иллюстративность встречается в случаях культурной идентичности, что рельефно обнаруживается в ситуациях международного усыновления (Семья Г. В., 1999). Дети-подростки, усыновленные иностранцами, испытывают языковые проблемы, сталкиваются с трудностями в повседневном общении (неясны привычки, манеры, нормы допустимого), утрачивает адекватность прежний опыт

21

(учебы в школе, некоторых гигиенических процедур, времяпрепровождения и пр.).

Таким образом, реконструкция идентичности возможна в пространстве общения, опыта, с учетом ее репрезентации через образ “Я”, выраженный языковыми средствами.

1.2. Идентичность как психологический феномен

1.2.1. Идентичность: общее понятие

Современная психология основывается на построении сильного ощущения самого себя, на преимущественном характере идентичности в сфере социального, на стремлении индивида соотнести внутренний мир с внешним в воспроизводящейся ситуации усложнения, множащегося многообразия, реализуемого развитием системы знаний и меняющихся практик.

Обращение к проблеме идентичности связано с усилением интереса к проблеме выбора, самовыражения, обретения “сущностного Я” в хаосе бытия. А. А. Брудный пишет, что подлинное мерило человеческого “я” — это пути, которые мы выбираем, и расстояния, которые мы способны пройти.

“Пытаясь сформулировать эту точку зрения более строго, приходим к выводу, что мерило человеческого “я” образовано иерархией возможностей: всех возмож-ностей, открытых перед индивидом (1), множеством осознанных возможностей (2) и теми из них, которые удалось реализовать (3)”. [53; 32].

Анализ существования явления в его феноменологическом поле связан с традициями функционирования словесного образа в языке. Границы традиционных смыслов и значений понятия фиксируются в словоупотреблении.

С английского identification переводится как: 1. отождествление. 2. узнавание, опознание. 3. (психоанал. соц. психол.) идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского identical: 1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество.

Выражения “personal identity (тождество личности)”, “I-identity (Ich-Identat), тождество Я и “sense of identity (чувство самотождественности)” более или менее тесны связано с такими терминами как “self-feeling” (чувство себя), “I-feeling” (“чувство Я”) [355]. Выражение

22

identity formation означает близкую, но другую реальность и переводится как самоопределение.

Термин “идентичность” вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Причины порождения теорий идентичности в современном гуманитарном мышлении как новых форм познания, с нашей точки зрения, связаны с обострением проблемы выбора и меры во всех сферах жизненного пространства и жизненной идеологии человека.

Человек XX столетия стал более свободным в получении гражданства, выборе места постоянного проживания, в перемещении, в получении профессионального образования, в доступе к различным средствам информации, в выражении плюрализма мнений, в создании брачных союзов, даже в выборе пола, в творческой самореализации и т. п. Вместе с тем усложняются глобальные проблемы: человечество сталкивается с экологическими катастрофами, острыми экономическими кризисами, расширяется состав и количество участников экстремистских движений. Психологическая наука неминуемо сталкивается с проблемой выбора с многомерной оценкой различных ситуаций. Желанная устойчивая идентичность, стягивающая в один узел функциональное бытие и экзистенциальную свободу человека, становится предметом многочисленных исследований, механизмы ее порождения интерпретируются в различных психологических концепциях: психоанализе, бихевиоризме, символическом интеракционизме, когнитивной психологии, нейролингвистическом программировании и других.

Впервые в социально-психологическом плане проблематика идентичности разрабатывается Дж. Мидом и Ч. Кули. В своих работах они используют более традиционный термин “самость” (Self), идентичность рассматривается этими авторами и как результат социальной интеракции, и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию. Под идентичностью Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое.

Широкое распространение термина “идентичность” и его введение в научный обиход связано с именем Э. Эриксона (1960, 1968), который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, как важнейшую характеристику ее целостности и зрелости, как интеграцию переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами. Это определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальную роль индивида, его потребности и способы их реализации. Идентичность характеризует именно то, что остается

23

постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Обладать идентичностью — значит, во-первых ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия (“Здесь мы не думаем ни о том, что будем делать, ни о том, что хотели бы делать, ни о том, что должны.” [366; 12]); во-вторых, это означает переживание прошлого, настоящего и будущего как единого целого; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Одним из основных компонентов личности является осознание Я-идентичности, т. е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Основными функциями идентичности являются — адаптивная («оберегает целостность и индивидуальность опыта человека») и организующая («организация жизненного опыта в индивидуальное Я»).

Информация о работе Идентичность