Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Идентичность или “Я-концепция” включает в себя две подсистемы: личностную и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т. д. По мнению Х. Тэджфела, личностная и социальная идентичности представляют собой два полюса одного биполярного континуума.

47

М. Яромовиц трактует соотношение личностной и социальной идентичностей как взаимоисключающих понятий. В русле когнитивной психологии она рассматривает личностную идентичность как совокупность знаний о себе, делающих человека подобным самому себе и отличным от других. Социальная идентичность в понимании М. Яровиц — это набор самохарактеристик, являющийся результатом социального сравнения, делающих человека подобным своей группе [223].

Г. Брейкуэлл подчеркивает взаимосвязь личностной и социальной идентичности. С точки зрения реальной динамики, личностная и социальная идентичности — не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней [389].

Р. Дженкинс разделяет идею о нераздельности личностной и социальной идентичности, рассматривая их в динамике процесса образования, и подчеркивая как наличие персональной активности человека при отождествлении с другими и при самокатегоризации, так и степень влияния других людей на эти процессы. Автор видит единство в индивидуальной уникальности и коллективной разделенности и подчеркивает относительную разницу между ними [223].

Отрицание жесткой полярности социальной и личностной идентичности разделяют Ж. Дешамп и Т. Девос, предлагая рассматривать широкий спектр их соотношений [223].

В современном информационном мире возможно выделение нового типа идентичности — виртуальной идентичности. Л. М. Путиловой эксплицированы особенности виртуальной реальности в самоидентификации, заключающиеся в актуальности существования. Для человека виртуальной идентичности особенности самоидентификации состоят в том, что виртуальная реальность есть игра с такими фундаментальными критериями жизнедеятельности, как время и пространство, имитация которых осуществляется посредством как технологических, так и ментально-феноменальных методов [263; 9].

Итак, возможно выделение различных типов идентичности. В современной психологии не сложилось окончательного решения о единстве различных типов идентичности, их взаимодополнительности или самостоятельном характере. Традиционные классификации идентичности основываются на таких параметрах, как наличие или отсутствие кризиса идентичности, сила и наличие решений, принятых относительно себя и своей жизни, открытость новому выбору и направлены на разрешение базовой проблемы современности: я и социум. Социальная идентичность конструируется вокруг ядерного конструкта — социум во мне, ядром личностной идентичности является конструкт — я в социуме. Все эвристические попытки предприняты с

48

целью отыскания меры в установках субъекта на социальное и определения степени включенности его в эту социальную сферу, т. е. его измерения в сфере сущего, что характерно для современной западной психологии. Исследователи обсуждают стандартного человека, «вовлеченного в повседневность и отождествленного с ней» (Буякас Т. М., 2000).

Очевидно, что особое внимание при этом уделяется способам репрезентации идентичности (политика идентичности, работа идентичности), выраженных с помощью языковых средств через “Я-образ” при подчеркнутой значимости рефлексии («движении сознания»).

Дальнейший анализ классификации идентичности возможен в рамках идей общих законов развития, обзор которых проведен Н. И. Чуприковой [356].

Н. О. Лосским обоснован взгляд, что человеческое сознание в его нынешнем состоянии способно дифференцировать только средне общее содержание действительности. Наиобщее и индивидуальное ускользает от означивания и недоступно наблюдению.

Движение сознания как способность к познанию у Н. О. Лосского связана со способностью к различению. Результатом этого динамического процесса в гуманитарном познании является выход на социальный и личностный уровень, что и обнаруживается в исследованиях идентичности. Социальная идентичность проявляется при отвлечении от разнообразия субъектов и объектов действительности и при сосредоточении на аспекте тождественности. Личностная идентичность отражает исследовательский подход при отвлечении внимания от всеединства объектов и субъектов и концентрации внимания на различиях. Социальная и личностная идентичность наличествуют в действительности, репрезентированы в ней в недифференцируемой форме как единое целое. Научная мысль, анализируя, разлагая действительность, посредством все большей дифференциации, достигает истинного знания. В этом смысле социальная и личностная идентичность не являются частями, они есть производное одного целого и способны существовать только относительно системы “Я”.

Маргинальным в традиционных исследованиях является обращение к кризисам идентичности, к ее утрате, тогда как в русскоязычной психологической литературе этот вопрос углубленно обсуждается. Здесь обнаруживается не столько интерес к «политике идентичности», сколько к таким понятиям как «гипериден-тичность», «навязанная идентичность», «накладывающиеся идентичности» и др.

Любое целостное образование, к которому относится идентичность, находится в постоянно меняющейся среде, поэтому постоянное

49

сохранение сложившихся форм невозможно. Способность к изменению идентичности связана с использованием адаптационных и защитных стратегий. Она (как и проблема персонализации) актуализируется в лиминальных ситуациях жизненных переломов, связанных с переходом индивида в другую возрастную категорию, с изменением статуса личности в социальной общности, с переходом личности в другую социальную общность.

Классификационные стратегии исследования идентичности не охватывают те «узлы тождественности Я», где обретается идентичность, где она «присутствует в полноте своего существа» (Буякас Т. М., 2000). В связи с этим уместно отдельное рассмотрение онтогенеза идентичности.

1.2.5. Развитие идентичности

Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения — биологические или социальные, — необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов идентичности, так как разрушение структуры ведет к потере идентичности и связанным с этим негативным состоянием. Развитие и обогащение образа Я в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т. д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровождается, тем не менее, “субъективным чувством непрерывности самотождественности” (Эриксон, 1968).

Э. Эриксон понимал развитие идентичности как взаимодействие трех процессов: биологических, социальных и эго-процессов, причем эго ответственно за интеграцию первых и вторых. Результатом эго-синтеза является некоторая конфигурация элементов идентичности, которая строится в течение всего детства. Эта гипотетическая конфигурация обеспечивает переживание чувства идентичности.

В подростковом возрасте происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию посредством отказа от некоторых из них и принятия других. Эриксон отмечает, что процесс формирования идентичности не заканчивается в юношеском возрасте. В эпигенетической диаграмме Э. Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, каждая из которых

50

имеет свою центральную проблему, требующую разрешения. На каждом этапе жизни новые элементы должны быть интегрированы в имеющуюся структуру, а старые и отжившие — реинтегрированы или отброшены. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через так называемые кризисы идентичности, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом “вписывания” себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса, индивид должен приложить определенные усилия, с тем чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.

По Эриксону, идентичность определяется таким емким понятием, как жизненный цикл.

М. В. Заковоротная в историко-культурном становлении выделяет четыре ступени во взаимоотношении идентичности и общества, индивидуальную потребность в самовоплощении; выделение частного, своего; отчуждение; приспособление.

Она утверждает, что в становлении индивидуальной идентичности первичным является интерперсональный аспект идентичности. За ним следует развитие внутреннего потенциала. Позже у индивида возникает потребность в сравнении с другими. Доминирующим в развитии человека является социальный аспект. У индивида много возможностей идентифицировать себя, ориентируясь на реальных и идеальных людей, на их привычки, черты, идеи. Каждая историческая эпоха предлагает ограниченный набор таких работающих моделей. Исходное и в то же время самое позднее условие самоопределения — самостоятельный выбор целей, ценностей в жизни.

М. В. Заковоротная определяет необходимые условия становления коллективной идентичности. Фундаментом ее становятся первичные социальные связи, общий опыт, общий доступ к информации. В коллективной жизни у человека наблюдается постоянная тенденция к созданию отдельных миров на основе различных ситуаций для адекватного управления этими ситуациями. Коллективное самоопределение представляет собой непрерывный процесс рефлексии различных общественных групп на самих себя и друг на друга, корректировки взаимных действий, интерпретации и осмысления своего и совместного опыта. Этот процесс имеет коллективный характер и требует совместных действий. Сначала внешние разделения играют ключевую роль в истории, затем «случайные”, многократно воспроизводимые повторения становятся внутренними, системными свойствами обществ.

51

Коллективная идентичность, по мнению автора, длится во времени и пространстве, сопротивляется изменениям, выражается в символах, передается с помощью механизмов идентификации и усиливается с помощью новых элементов в системе идентификации. Через информационные и коммуникационные средства люди разделяют и развивают общий язык, опыт, ценности, социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы в современном мире становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания — фундаментального компонента коллективной идентичности [108; 25—28].

Дж. Тэрнер развил идею биполярного континуума, введя понятие самокатегоризации — когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выделил три уровня самокатегоризации: 1) самокатегоризации себя как человеческого существа (человеческая идентичность); 2) групповой самокатегоризации — социальной идентичности; 3) личностной самокатегоризации — личностной идентичности. Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими уровнями существует функциональный антагонизм.

В соответствии с теорией самокатегоризации, процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса: 1) индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории; 2) присвоение себе общих групповых характеристик и усвоение норм и стереотипов поведения групп членства; 3) приписывание себе усвоенных групповых норм и стереотипов, использование их в качестве регуляторов своего поведения [370].

Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают: а) формирование содержательной структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания); б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю. Эволюция идентичности человека — это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности на протяжении всего прошедшего отрезка жизни.

52

Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. Однако это не обязательно сопровождается усложнением и разработанностью структурной организации идентичности. Если разнообразие опыта ограничено, может сформироваться простая структура идентичности. Но даже при полном прекращении изменений во внешнем мире изменения в структуре идентичности не прекращаются, обеспечиваясь взаимодействием между ее элементами.

Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов: 1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструк-турирование); 2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых. Эти процессы взаимосвязаны: процесс оценивания может влиять на отбор содержания для ассимиляции и на форму аккомадации. С другой стороны, ассимилируются также ценности, которые задают критерии оценки. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности.

Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с постоянным изменением информации для ассимиляции. Для поддержания своей идентичности он может какое-то время не воспринимать эти изменения, используя для этого различные стратегии защиты идентичности.

Информация о работе Идентичность