Разработка предложений по повышению конкурентоспособности на предприятии МУП ТОП Заречье

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:17, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики увеличивается значение конкуренции как основного механизма регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 156.04 Кб (Скачать)

-выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.

Первая группа включает показатели, характеризующие экономические параметры:  себестоимость, цену изделия и потребления, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т.д.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы за эксплуатацию - покупать топливо, смазочные масла, запасные части.

Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей- расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления».

Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Цена потребления складывается из следующих элементов:

-расходы на покупку;

-расходы на транспортировку до места использования;

-стоимость установки, приведение в работоспособное состояние;

-обучение персонала;

-затраты на топливо или электроэнергию;

-заработная плата персонала;

-затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей;

-расходы на страхование изделий;

-налоги;

-расходы на утилизацию изделий после выработки ресурса;

-непредвиденные расходы.

Факторные условия конкурентоспособности предприятия представляют собой сложную комбинацию факторов внутренней и внешней среды, при этом следует особо отметить влияние факторов конкурентоспособности продукции и товара. Отдельно выделяют факторы успеха предприятия или его конкурентные преимущества. Часть факторных условий при благоприятном направлении их использования может превратиться в факторы успеха предприятия.

Факторные условия конкурентоспособности предприятия:

1.             Факторы внешней среды- силы ближайшего окружения (конкуренты, родственные и поддерживающие отрасли), отдаленные силы (правительство, случайные явления);

2.             Факторы внутренней среды- ресурсы предприятия (производственные, финансовые и другие ресурсы);

3.             Условия деятельности (характер конкуренции, параметры спроса, параметры факторов), стратегия предприятия;

4.             Факторы конкурентоспособности продукции (качество, цена);

5.             Конкурентоспособность продукции;

6.             Финансовая конкурентоспособность предприятия;

7.             Факторы успеха предприятия;

8.             Конкурентоспособность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Схема оценки конкурентоспособности товара

 

Большинство факторов конкурентоспособности предприятия могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность производителя. Важным является не просто установление факторов конкурентоспособности, но и определение их влияния на конечный результат.

На значимость факторных условий и, соответственно, факторов успеха предприятия, влияют:

-уровень развития экономики;

-размер предприятия;

-основной вид деятельности;

-уровень развития внешних связей.

Таким образом, можно выделить следующие основные положения по выявлению факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность предприятия:

1.             Для целей анализа конкурентоспособности предприятия необходимо изучение конкурентной среды существования производителя.

2.             Необходима оценка взаимосвязи категорий конкурентоспособности, конкуренции и качества. Так, с одной стороны при отсутствии конкуренции нельзя говорить о конкурентоспособности предприятия, а с другой стороны, конкурентная среда является основой обеспечения конкурентоспособности.

3.             Качество, будучи тесно взаимосвязанное с конкурентоспособностью продукции, оказывает прямое влияние на конкурентоспособность производителя.

              Для анализа конкурентоспособности предприятия необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продукта по сравнению с другими фирмами в отрасли.

Для этого необходимо проанализировать факторы внешней и внутренней среды предприятия: положение предприятия в отрасли; конкурентоспособность продукции; позиции конкурентов; позиции потребителей; позиции поставщиков.

Обязательным этапом анализа конкурентоспособности предприятия является сбор и анализ информации о конкурентах. Полнота и качество собранной информации во многом определяют эффективность дальнейшего анализа.

Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов можно рекомендовать проводить в следующих направлениях:

1. Исследование конкурентоспособности продукции.

2.Исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности.

3. Изучение конкурентоспособности организации в целом.

Очевидно, что эти три направления не являются изолированными: каждое последующее в качестве составной части включает предыдущее исследование.

Конкурентоспособность продукции представляет собой важный показатель конкурентоспособности предприятия, так как производство и сбыт конкурентоспособной продукции обеспечивают наличие денежного потока.

При изучении продуктов выбираются атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Для их выбора предварительно проводятся опросы потребителей, а также специалистов предприятия.

При оценке конкурентоспособности отдельных изделий предприятий-конкурентов используются следующие характеристики: назначение товара, надежность, эргономичность, эстетические качества, экологические, ценовые показатели и др. Основными показателями, по которым идет оценка продукции конкурирующих фирм, являются качество и цена.

Главной целью анализа конкурентоспособности продукции является выявление сильных и слабых аспектов исследуемых продуктов. На основе проведенных исследований принимаются уже соответствующие решения по повышению уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, работ, услуг.

Высокая конкурентоспособность продукта создает основу для его рыночной конкурентоспособности. Последнюю цель определяют путем сравнительной оценки эффективности маркетинговой деятельности конкурирующих фирм. Здесь  возможно использование следующих групп  критериев:

             Продукт - марка продукта, разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов, уровень качества продукции, рыночная доля, скорость изменения объема продаж.

             Цена - уровень цен, гибкость ценовой политики, назначение цен на новые товары.

             Доведение продукта до потребителя - объем реализации по разным каналам сбыта, численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов, эффективность работы каналов сбыта, использование инструментов прямого маркетинга.

             Продвижение продукта - уровень рекламной деятельности, уровень и методы стимулирования сбыта, использование персональной продажи и инструментов связей с общественностью.

Изучение позиций и возможностей организаций-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов:

             основные цели конкурента;

             текущие стратегии достижения этих целей;

             средства для реализации стратегии;

             вероятные будущие стратегии.

Ответы на первые три группы вопросов характеризуют потенциал конкурентов (финансово-экономический, производственный, научно-технический, кадровый, маркетинговый) и уровень его использования. Они также должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов, выявляет сильные и слабые  их стороны по всем изученным направлениям конкурентоспособности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в сложившихся условиях глобализации рыночной экономики, возрастающей конкуренции между фирмами, высоких темпов развития научно-технического прогресса усиливается необходимость осуществления оценки и прогнозирования конкурентоспособности производственных систем. Оценка и прогнозирование конкурентоспособности должны составлять основу стратегического управления и осуществляться по всему научно- производственному процессу от производителя до потребителя продукции.


3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ МУП ТОП «ЗАРЕЧЬЕ»

 

 

3.1 Пути повышения конкурентоспособности товаров

 

B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

1. Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов.

2. Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке.

3. Отыскать новое применение выпускаемым товарам.

4. Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия.

5. Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами.

6. Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей.

7. Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

- продолжать ли производство данного товара и его сбыт;

- провести ли модернизацию производства;

- снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

- провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;

- приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Информация о работе Разработка предложений по повышению конкурентоспособности на предприятии МУП ТОП Заречье