Шпаргалки по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Уголовное право"

Работа содержит 1 файл

УГОВНОЕ ШПОРЫ ГОТОВЫЕ!!!74 вопроса.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Субъект преступления специальный – лицо, знавшее о наличии у него венерической болезни. Лицо считается страдающим заболеванием не только во время болезни и ее лечения, но и в период контрольного наблюдения лечебным учреждением за больным до снятия его с учета.

Субъективная сторона – либо умысел (прямой или косвенный), либо легкомыслие. Небрежность исключается, поскольку виновный знает о наличии у него инфекционного заразного заболевания и, тем не менее, сознательно вступает в контакт с лицом (или лицами), т.е. во всех случаях виновный предвидит возможность заражения, причинения вреда потерпевшему.

Заражение венерической болезнью – разновидность причинения вреда здоровью без нанесения телесных повреждений (инфекционным путем). Чаще всего причиняемый вред признается легким. Норма, закрепленная в ст. 121 УК, является специальной, предусматривающей специфический способ причинения вреда, поэтому в случае конкуренции предпочтение отдается ей, дополнительной квалификации по ст. 115 УК не требуется. При причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (например, заражение повлекло прерывание беременности) имеет место совокупность преступлений по ст. 121 и ст. 111 или ст. 112 УК. Если заражение венерической болезнью служит квалифицирующим обстоятельством другого преступления (например, изнасилования - п. "г" ч. 2 ст. 131 УК), содеянное в дополнительной квалификации по ст. 121 УК не нуждается.

ЗАРАЖЕНИЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ.

ФЗ от 30.03.95 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения  в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». 

ЧАСТЬ 1 – заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией. Потерпевший – любое лицо, но чаще всего им становится представитель «группы риска»: наркоманы; лица, вступающие в беспорядочные половые связи, и др.

Объективная сторона – поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (деликт создания опасности). ВИЧ-инфекция, или вирус иммунодефицита, поражает иммунную систему человека, которая призвана защищать его от болезней, выступая при этом возбудителем опасного заболевания – СПИДа. Данное заболевание пока неизлечимо и потому неминуемо заканчивается смертью.

Состав  преступления – формальный. Преступление считается оконченным в момент создания реальной опасности заражения. ВИЧ-инфекция попадает в организм половым путем, при контактах поврежденных частей тела либо через кровь. Для признания преступления оконченным не имеет значения, что в конкретном случае фактического заражения ВИЧ-инфекцией не произошло.

Субъект преступления – лицо, выступающее носителем ВИЧ-инфекции либо страдающее СПИДом. На него как инфекционно больного возлагается обязанность соблюдать соответствующие санитарно-гигиенические правила при контакте с лицами, не зараженными этой инфекцией (ст. 13 Закона). Они не должны вступать в половые отношения, пользоваться общими предметами домашнего обихода, быть донорами и т.д.

Субъективная  сторона характеризуется заведомостью. ВИЧ-инфицированный, зная о необходимости соблюдения им определенных санитарно-гигиенических правил, сознательно пренебрегает ими, нарушает эти правила, зная, что тем самым он ставит потерпевшего в опасность заражения.

Согласие  потерпевшего на поставление в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (например, согласие вступить в половую связь с ВИЧ-инфицированным) в соответствии с примечанием к ст. 122 УК исключает уголовную ответственность.

ЧАСТЬ 2 – заражение ВИЧ-инфекцией влечет ответственность, при этом вменения ч. 1 статьи не требуется. Квалификация по совокупности необходима, если потерпевшими выступают два лица, одно из которых подверглось заражению, а другое – поставлено в опасность заражения. Заражение ВИЧ-инфекцией в некоторых составах признается квалифицирующим обстоятельством (например, п. "б" ч. 3 ст. 131 и ст. 132 УК). В этом случае по правилам конкуренции части и целого дополнительной квалификации по ст. 122 УК не требуется. Преступление считается оконченным с момента фактического заражения, попадания ВИЧ-инфекции в организм потерпевшего.

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ – часть 3.

Субъективная сторона деяний, описанных в ч. ч. 2 и 3 ст. 122 УК, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Особым видом  преступления признано заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 4 ст. 122 УК). Субъектом этого преступления являются лица, профессионально связанные с процессом лечения и обслуживания лиц, больных вирусом иммунодефицита (врачи, медсестры и т.д.), а также с получением или хранением крови (например, работники станции переливания крови). С субъективной стороны деяние предполагает неосторожность в виде легкомыслия либо небрежности. При наличии прямого или косвенного умысла содеянное квалифицируется не по ст. 122 УК, а в зависимости от тяжести наступившего вреда здоровью по ст. ст. 115, 112, 111 или ст. 105 УК.

 

 

93. Незаконное производство аборта – 123

Потерпевший – женщина, находившаяся в состоянии беременности. В соответствии со ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Следовательно, она вправе и прервать беременность. Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. По общему правилу аборт производится при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям (смерть мужа, беременность в результате изнасилования и т.д.) - 22 недель, а при наличии медицинских показаний (например, при заболевании ВИЧ-инфекцией, при активной форме туберкулеза) с согласия женщины – независимо от срока беременности.

Объективная сторона преступления – производство аборта ненадлежащим лицом. Под абортом понимается искусственное прерывание беременности, которое может быть законным (правомерным) и незаконным (криминальным). Незаконный аборт – это искусственное прерывание беременности:

-вне специального  учреждения лицами, не имеющими  надлежащей медицинской подготовки

при выходе за указанные  выше сроки беременности

без согласия беременной.

Преступными признаются не все виды незаконного  аборта, а только один из них – производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Иные виды не могут влечь ответственности по рассматриваемой статье. Производство указанного вида незаконного аборта предполагает согласие женщины. Если такого согласия не было, содеянное квалифицируется не по ст. 123 УК, а исходя из последствий по ст. 111 или ст. 105 УК.

Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют.

Состав  преступления формальный, аборт считается оконченным с момента удаления плода из чрева матери. До этого момента можно говорить лишь о покушении на производство незаконного аборта. Если процесс производства аборта привел к появлению на свет живого ребенка, которого тут же лишают жизни, содеянное как представляющее реальную совокупность преступлений подлежит квалификации не только по ст. 123 УК, но и по ст. 105 УК. Если криминальный аборт протекал с осложнениями и вызвал реальную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей, а виновный вследствие растерянности, испуга или по иным причинам не принял необходимых мер (например, не вызвал врача), оставляя в опасном состоянии потерпевшую, то налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 123 и 125 УК.

Субъект преступления – лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля, что создает большую вероятность неблагоприятного исхода, причинения вреда женщине. Не являются субъектами преступления гинекологи и хирурги-гинекологи. Все остальные лица (в том числе имеющие высшее образование), средний медицинский персонал (даже те из них, которые имеют образование соответствующего профиля, например, акушерка) могут признаваться субъектом уголовно наказуемого аборта.

Место производства незаконного аборта – специальное медицинское учреждение или иное – для ответственности значения не имеет.

Субъективная  сторона характеризуется прямым умыслом.

В ч. 3 ст. 123 УК установлена  повышенная ответственность, если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого  вреда ее здоровью. Преступление характеризуется двумя формами вины (ст. 27 УК). Необходима причинно-следственная связь между незаконно произведенным абортом и наступившим вредом.

41. Неоказание помощи больному. Оставление в опасности – 124, 125.

Род-пр.против личности вид-пр. против жизни и здор.

 

НЕОКАЗАНИЕ  ПОМОЩИ БОЛЬНОМУ

Потерпевший – больной, т.е. лицо, страдающее каким-либо заболеванием и нуждающееся в оказании медицинской помощи. Вид заболевания и стадия его течения для квалификации значения не имеют. Важно, чтобы болезнь при невмешательстве создавала реальную угрозу причинения вреда здоровью потерпевшего.

Объективная сторона – деяние (неоказание помощи без уважительных причин), последствие (как минимум вред здоровью средней тяжести) и причинная связь между ними. Неоказание помощи выражается в бездействии. Существует мнение, что оно может воплотиться и в частичном бездействии (непринятии всего комплекса медицинских мер, некачественном лечении и т.п.). Закон различает понятия неоказания помощи и ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 118 УК), с чем нельзя не считаться. Различие между ними усматривается в объективной стороне: в одном случае помощь вообще не оказывается (преступное бездействие), в другом – она оказывается, но ненадлежаще, не в полном объеме, не на должном профессиональном уровне. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. различают первичную, скорую, специализированную и медико-социальную помощь. Ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Неоказанием помощи считается отказ или уклонение от оказания не терпящей отлагательства помощи, что создает реальную угрозу причинения серьезного вреда здоровью потерпевшего. Бездействие может выразиться в отказе:

  1. принять вызов
  2. выехать на дом
  3. осмотреть больного
  4. госпитализировать его.
  5. сделать искусственное дыхание, остановить кровотечение, наложить жгут, вызвать надлежащего специалиста по профилю заболевания, дать необходимые лекарства, принять меры к доставлению нуждающегося в этом потерпевшего в больницу и т.д.

Обязанность (долженствование) действовать вытекает из предписаний Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. ст. 38 и 39), где сказано, что первичная и скорая медицинская помощь оказывается гражданам в случаях травм, отравлений и других неотложных состояний лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и форм собственности.

Возможность действовать (субъективный критерий) – обязательное условие ответственности. В статье 124 говорится о неоказании помощи без уважительных причин. К уважительным относятся причины, непреодолимые в момент возникновения конкретной обязанности действовать. Ими можно считать непреодолимую силу, состояние крайней необходимости, болезнь самого медицинского работника, отсутствие в соответствующий момент необходимого инструмента, лекарств и т.д. Условиями, вызывающими обязанность действовать, являются:

  1. обращение больного, его родственников, иных лиц
  2. когда само обязанное лицо наблюдает ситуацию, вызывающую необходимость действовать (например, оно является свидетелем дорожно-транспортного происшествия с наличием пострадавших).

На медицинское  вмешательство требуется согласие больного. Следовательно, при обычных обстоятельствах отсутствие такого согласия исключает наказуемость, даже если в последующем из-за неоказания помощи наступил вред здоровью. Оказание помощи без согласия больного возможно, если по каким-либо причинам оно не может быть получено (например, ввиду коматозного состояния потерпевшего в отсутствие родственников), а медицинское вмешательство безотлагательно необходимо.

Состав  преступления материальный. Преступление считается оконченным при наступлении вреда здоровью средней тяжести.

Субъект преступления – медицинские работники, а также лица, обязанные оказывать первичную медицинскую помощь по закону или специальному правилу (ст. ст. 38 и 39 Основ). Под медицинскими работниками следует понимать лиц, профессионально выполняющих свои функции (врач, фельдшер, медицинская сестра, акушерка, провизор и т.п.). Подсобный медицинский персонал (санитары, сиделки, лаборанты, регистраторы и т.д.) субъектом данного преступления не являются и при соответствующих условиях могут нести ответственность по ст. 125 УК. Также это могут быть работники милиции, в соответствии с ФЗ «О милиции».

Субъективная  сторона – неосторожная форма вины. Лицо, отказывая или уклоняясь от оказания помощи и:

  1. предвидит возможность причинения вреда здоровью больного, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение такого вреда
  2. не предвидит возможности причинения вреда здоровью в результате неоказания помощи больному, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть наступление вреда

Информация о работе Шпаргалки по "Уголовному праву"