Криминалистическая методика расследования мошенничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Анализ современной криминальной ситуации в России свидетельствует о том, что наряду с ростом общего уровня преступности происходит ее качественное изменение. Характерной чертой криминальной обстановки является увеличение числа преступлений, носящих ярко выраженный интеллектуальный характер. К их числу можно отнести в первую очередь мошенничество.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….1-4
Глава 1. Способы мошенничества: сущность и криминалистическое значение
§1.1.Способ мошенничества как элемент криминалистической характеристики.....…………………………………………………..…5-15
§1.2. История способов мошенничества и их современная
классификация …………………………………………..........……...15-30
§1.3. Традиционные способы мошенничества и их использование преступниками современной России…...................................………30-46
Глава 2. Криминалистические методы установления традиционных способов мошенничества и использования сведений о них в расследовании
§2.1. Допрос потерпевшего и свидетелей…………………………..47-56
§2.2. Следственный осмотр.......…………….……………..……...…56-59
§2.3. Взаимодействие следователя с оперативным работником…...59-73
§2.4. Назначение экспертиз……….………………………………….73-81
§2.5. Особенности других следственных действий…...……………81-88
Заключение……………………………………………………..………...89-92
Список использованной литер

Работа содержит 1 файл

Мошенничество.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

       а) создать условия для своевременного и активного выявления оперативно-розыскным  и иным путем признаков мошеннических  посягательств, пресечения, предупреждения, раскрытия и расследования данных преступлений;

       б) обеспечить готовность подразделений  органов внутренних дел к раскрытию  внезапно совершенных преступлений рассматриваемой группы;

       в) обеспечить организацию деятельности дежурных частей, оперативных сотрудников, следователей и сотрудников других служб на местах по раскрытию мошенничеств в течение первых суток после поступления информации об их совершении;

       г) обеспечить организацию раскрытия и расследования мошеннических посягательств в течение последующих суток первоначального этапа производства по уголовным делам.

       Особое  внимание должно уделяться оперативной  готовности следователей и оперативных  работников к началу немедленных  и эффективных действий при поступлении  сообщения (заявления) о совершенном  мошенничестве. Для этого, по нашему мнению, необходима специализация следователей и оперативных работников по линии борьбы с мошенничеством, проведение совместных занятий по профессиональной подготовке, разработка типовых планов (алгоритмов) первоначальных процессуальных и организационных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию мошенничеств.

       Руководители  горрайорганов внутренних дел обязаны своевременно организовывать дежурные, целевые, специализированные и совместные следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений рассматриваемой категории, а также систему дежурств следователей и оперативных работников, включаемых в следственно-оперативные группы, которые направляются для осмотра места происшествия и задержания лиц, подозреваемых в совершении мошенничества.

       При этом необходимо предусмотреть ряд  организационных мер по обеспечению  использования процессуальных и  оперативно-розыскных возможностей для выявления, задержания и водворения в изоляторы временного содержания подозреваемых в совершении мошенничества и проведения с их участием следственных действий и оперативной разработки задержанных в камере.

       2. Организация взаимодействия между следователем и оперативным работником при реализации материалов оперативной разработки.

       Организация взаимодействия в этом случае тесно связана с вопросом использования результатов оперативно-розыскной деятельности. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

       Под результатами оперативно-розыскной  деятельности понимаются фактические  данные, полученные оперативными подразделениями  в установленном Федеральным  законом «06 оперативно-розыскной деятельности» порядке о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

       Обеспечение использования материалов оперативной  проверки (комплекса оперативно-розыскных  мероприятий) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества и последующего его расследования и судебного разбирательства является важным направлением деятельности оперативных аппаратов.

       Если  дело оперативной разработки было заведено обоснованно и факты преступной деятельности разрабатываемых мошенников задокументированы в достаточной мере, то в оперативной разработке наступает стадия ее реализации.

       Под реализацией в теории ОРД понимается осуществление по специально разработанному плану комплекса следственных действий и оперативно-розыскных, обеспечивающих возможность использования в процессе расследования данных, содержащихся в материалах оперативной разработки, дня изобличения лиц, виновных в совершении преступления.

       Следователь принимает самое непосредственное участие в реализации материалов оперативной разработки, и наиболее эффективных результатов можно добиться только при правильной и четкой организации взаимодействия.

       Понятие взаимодействия следователя и оперативного работника в рассматриваемом  случае достаточно полно рассмотрено в специальной литературе91, и на основе ее анализа можно сделать вывод о том, что взаимодействие следователя и оперативного работника при реализации материалов оперативной разработки представляет собой основанное на законе и подзаконных нормативных актах сотрудничество с целью наиболее результативного использования совместных или согласованных усилий для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела по факту совершенного мошенничества, создания предпосылок его эффективного расследования, обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступными действиями разрабатываемых, а также обнаружения и задержания скрывающихся преступников.

       Взаимодействие следователя и оперативных работников позволяет решить следующие задачи:

       - принять законное и обоснованное решение о возбуждении уголовного дела;

       - создать предпосылки к использованию фактических данных, полученных в ходе оперативной разработки, для проведения надлежащих следственных действий по сбору доказательств и изобличению преступников;

       - пресечь попытки со стороны разрабатываемых и их связей уничтожить или спрятать носители доказательственной информации, уличающей в подготовке ими совершения преступлениям, либо помешать органам внутренних дел иным путем;

       - принять меры к недопущению уклонения разрабатываемых от следствия;

       - обеспечить возмещение материального ущерба, причиненного преступными действиями разрабатываемых;

       - обнаружить местонахождение разыскиваемого преступника и задержать его;

       - обеспечить зашифровку сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, применявшихся в ходе оперативной разработки.

       При подготовке материалов оперативной  разработки оперативный работник, ведущий  разработку лица или группы лиц, занимающихся мошенничеством, убедившись, что собранных сведений достаточно для возбуждения уголовного дела, докладывает об этом руководителю криминальной милиции, который, изучив собранный материал, принимает решение о возможности передачи части этого материала (полученного из гласных источников) следователю. Получив положительную санкцию, оперативный работник готовит материал, который может служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки данного преступления, а именно: сведения о том, где и когда оно совершено, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков мошенничества, сведения о лице (лицах), его совершивших (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о месте нахождения следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

       Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии факта мошенничества.

       Подготовка  материалов к передаче включает в  себя систематизацию данных, полученных на различных этапах разработки, их изучение и оценку. Систематизация материалов разработки состоит в их распределении и группировке по определенным признакам.

       Оперативный работник, ведущий разработку, должен ясно представлять себе, насколько  полно выявлена преступная деятельность лица или каждого из участников группы разрабатываемых, как она задокументирована, что представляют собой данные, полученные на разрабатываемых, насколько они подтверждают указанные действия и можно ли их использовать для изобличения мошенников.

       Как показывает практика, материалы можно  группировать по лицам, проходящим по делу, по эпизодам совершения мошенничества  либо по местам их совершения.

       Систематизация  целесообразна, когда разрабатывается  группа мошенников. На каждого разрабатываемого составляется справка, где в хронологическом порядке описываются преступные действия, к которым имеет отношение данное лицо, указывается, чем подтверждаются эти действия, а также делается ссылка на документ, в котором это событие излагается.

       При систематизации по эпизодам материалы  разработки группируются по отдельным фактам совершения преступлений. При этом должно быть четко указано: время и место совершения эпизода мошенничества, кто конкретно участвовал и роль каждого разрабатываемого, каким имуществом завладели и т.д. Здесь же должны быть сведения о том, чем подтверждается участие и роль каждого из разрабатываемых в данном эпизоде. Например, данная систематизация применяется при подготовке материалов на группу мошенников, совершающих преступления при организации и проведении незаконных лотерей. Также целесообразно составлять таблицы, которые помогут следователю ориентироваться в многочисленных фактах преступных действий.

       При разработке гастролеров данные могут  быть систематизированы по местам совершения мошенничеств.

       При подготовке материалов оперативный  работник обязан учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках и лицах, оказывающих (оказавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

       Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона РФ “О государственной тайне”.

       Представление материалов оперативной разработки, служащих поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, включает в себя:

       - вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов разработки следственному подразделению;

       - вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

       - оформление сопроводительных документов и фактическая передача материалов.

       Получив первичные материалы о мошенничестве  и изучив их, следователь принимает  решение, какие из представленных данных, полученных в результате оперативно-розыскных  мероприятий, могут быть введены  в уголовный процесс и получить, в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, статус доказательства в виде показаний свидетелей, вещественных доказательств, различных документов.

       Следует также отметить, что особенности  взаимодействия следователя с оперативными работниками в ходе расследования мошенничества во многом зависят от складывающейся на момент поступления заявления ситуации. Здесь возможны две типичные ситуации:

       1. Заявление (сообщение) поступило сразу же после совершения преступления.

       2. Заявление (сообщение) поступило через некоторое время после совершения мошенничества.

       Мероприятия, проводимые в первой ситуации, имеют  целью, во-первых, преследование и задержание преступника по «горячим следам», а во-вторых, получение информации, необходимой для проведения последующих поисковых либо следственных действий.

       В рамках реагирования на заявление (сообщение) о мошенничестве проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия:

       – опрос потерпевшего;

       – опрос очевидцев и других лиц, которые могут дать информацию, представляющую интерес для расследования;

Информация о работе Криминалистическая методика расследования мошенничества