Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Задача прогнозирования - уменьшить неопределенность для выбора лучшего варианта решения определенной цели. Криминалистические прогнозы в практическом аспекте, в отличие от научно-криминалистических и криминологических, очень краткосрочны и предназначены не для исследования стратегических решений в уголовной политике, а для выработки тактических решений в следственно-дознавательной и оперативно-розыскной в масштабе города, района или области.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы использования методов социальных наук при изучении причин преступности……………………………………………..5
2. Программа конкретного исследования в исправительных учреждениях……………………………………………………………………...19
3. Методы конкретных исследований в исправительных учреждениях……………………………………………………………………...24
4. Анализ и обобщение результатов исследования……………………31
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

методика профилактики прест в уис.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       2. Программа конкретного  исследования в  исправительных учреждениях. 
 

Программа изучения есть научная основа процесса исследования на всех его этапах: сбора, обработки, анализа полученной информации, теоретических  и практически реализуемых результатов. 

Криминологическое исследование – это изучение и  познание закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике правонарушений. 

Организация процесса изучения преступности и выработка  мер ее предупреждения, как основная задача криминологии, состоит из трех этапов:12 

       подготовительного; 

       рабочего; 

       заключительного. 

На первом этапе  расписывается последовательность проведения изучения, формулируются главные проблемы, применяется постановка научной гипотезы, исследуются главные направления изучения. Другими словами, создается определенный план изучения: 

   общая постановка задачи; 

       составление программы – построение  гипотезы, определение основных направлений исследования; 

       определение методики исследования  – род информации, способы ее  получения, оценка и определение  объема информации, составление  рабочего плана. 

На рабочем  этапе криминологического исследования осуществляются непосредственные действия по реализации плана исследования: 

  разработка инструментария – подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью и т.д.; 

       уточнение (проверка) методики; 

       сбор информации – наблюдение, опрос, изучение документов; 

       статистическая обработка информации. 

На последнем  этапе криминологического изучения применяется: 

       формулирование выводов исследования; 

  составление отчетов по результатам исследования; 

Качество и  объём криминологической информации, которая получается в  процессе  изучения  очень во многом  обусловлены  организацией  самого  изучения. 

Система любого исследования разделяется на методологический и  организационный блок. Поиск  нового должен быть строго  направлен  и,  конечно же,  должен быть целесообразным.  Отсюда  необходимость  создания  программы,  которая требует разделение данной системы на  ряд  более  мелких  составных частей.  13

В криминологическом  изучении  присутствует   сбор,   анализ,   обработка,

интерпретация извлекаемых  сведений.  При  интерпретации  материалов  огромное влияние оказывает  человеческий фактор субъективности.

   Криминологическое  исследование носит  плановый  характер,  исследователь заранее  устанавливает  характер  и   объём  той  информации,  получение  которой необходимо, обозначает её главные источники. 

   Криминологическому  исследованию предшествует  подготовительный  этап,  а начинается оно с  составления  программы  и  плана.  Программа  исследования представляет собой  научный фундамент  всех  организованных  исследовательских процедур  на  всех  этапах  исследования  –  сбора,  обработки   и   анализа полученной  информации,  с  целью  получения   в   результате   теоретических   и практически реализуемых выводов. Программа состоит  из  методологического  и процедурного разделов. 

 В методологическом  разделе программы формулируются: 

        1. цель и задачи исследования; 

        2. предмет и объект; 

        3. гипотезы; 

        4.  ключевые  понятия;  описывается   поставленная  проблема,  обозначаются       источники информации. 

   Процедурный  раздел программы  составляет  описание  определенных  методов  и техники  сбора,  обработки  и  анализа  информации,  возможных   выводов   и рекомендаций, способов их реализации, а также определенный  поэтапный  план  с указанием исполнителей  и  сроков  исполнения.  К  программе  прикладывается список литературы и образцы методик, схем, диаграмм, анкет. 

   Для   обеспечения выполнения   программы   создается   план    криминологического  исследования, устанавливаются этапы  его проведения, необходимые для   проведения исследования мероприятия  организационного характера,  исполнители,  средства материально-технического обеспечения. 

   В научном  отношении  программа  исследования  должна  содержать  в  себе  теоретическую основу, т.  е.  краткое   описание  самой  проблемы  на  основе анализа всего уже  имеющегося комплекса  научных  знаний,  теорий,  обобщения итогов ранее проведённых исследований,  включающее  выдвижение  рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений, объясняющих  характеристики изучаемого  объекта.   

Данные  гипотезы  должны  соответствовать  целям   и задачам  исследования,  не  противоречить  общей  его  логике.   На   основе

имеющейся  программы  исследования  производится   анализ   методических

документов (методического  инструментария), с помощью которых  осуществляется сбор информации (анкеты, программы интервью,  программы изучения  уголовных дел и пр.). 

   При проведении  криминологического исследования, как правило,  выделяются следующие  его этапы: 

    - подготовка исследования (включает  разработку  его программы,  плана, комплекса  методических  документов,  решения   задач   организационного   и материально-технического обеспечения); 

        -  сбор  первичной  информации  (проведение   интервью,   анкетирования,  экспертных опросов и т.п.); 

        - подготовка собранной информации  к обработке; 

        -анализ полученной информации, подготовка  итогового  документа  (отчёта; научного доклада; справки и  пр.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Методы конкретных  исследований в  исправительных учреждениях. 

Систему способов конкретных криминологических исследований образуют теоретические и эмпирические способы. К теоретическим способам относятся философские, логические, исторические, сравнительные методы познания, системный и полный подходы. Большая часть российских криминологов работает в рамках диалектико-материалистической парадигмы, которая изучает  явления в развитии, движущим источником которого являются противоречия.14 

Логические способы  – это анализ и синтез, индукция, дедукция и др. 

Системный подход требует рассмотрения изучаемых  объектов в их целостности и единстве многообразных связей с иными явлениями либо действиями. 

Полный подход как способ исследования заключается  в использовании достижений разных наук, привлечении профессионалов разных областей знаний. 

В криминологических  исследованиях применяется внедрение эмпирических способов: опросы населения (преступников, их жертв, других лиц), тестирование, анализ уголовных дел, публикаций средств массовой информации, уголовной статистики и остальных документов. Эмпирические способы, используемые в криминологии, разделяются на социологические, психологические, статистические и математические. 

Рассмотрим главные  способы криминологических исследований, начиная с социологических способов, без внедрения которых не обходится  фактически ни одно исследование. 

Способ опросов - это самый распространенный и  часто используемый способ, он разделяется  на анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос. 

Часто встречающимся является анкетирование, анкетирование это заочный опрос. Означает, для проведения опроса нужно составить подобающую программу, с которой следует ознакомить респондента (опрашиваемого).

Отсюда необходимость  информации о том, как анкета составляется. Вопросы анкеты разделяются на закрытые, открытые и полузакрытые в зависимости  от наличия либо отсутствия подсказок. Подсказка это вероятный вариант ответа. Вопрос по общему правилу обязан быть закрытым, какие именовать варианты, ведь могут быть взаимоисключающие подсказки (связана со шкалированием ответов на вопрос, напр., Высказывается суждение о том, что нужно пересмотреть результаты приватизации и ответы шкалируются: а) категорично не согласен; б) скорее не согласен, чем согласен; в) затрудняюсь; г) скорее согласен, чем не согласен; д) категорически согласен). Вообще подсказки обязаны формулироваться от менее вероятного, к более вероятному, это еще одно правило при формулировании подсказки. Подсказки также обязаны быть равной степени длины (респондент склонен выбирать самые короткие) и разной степени конкретности (респондент склонен выбирать самые абстрактные).15 

Открытые вопросы  формулируются в двух вариантах: а) когда нереально закрыть вопрос; б) не желаю навязать мировоззрение, напр., Если проснулись завтра президентом, тут ведь беспредельное количество реализаций мечты. 

Вопросы делятся  на прямые и косвенные; вопросы-фильтры, они отделяют одну часть респондентов от остальных, напр., Вы судимы? Да/нет, и на следующий вопрос напр., Могут отвечать лишь судимые; контрольные вопросы разрешают оценить степень искренности, достоверности, компетентности; вопросы- ситуации, они моделируют ситуацию и дают её решить. 

Анкета должна начинаться с обращения, как преамбула  к анкете она содержит три идеи: а) актуальность трудности, напр., Наркомания крупная беда...; б) как заполнять  анкету, напр., Подчеркивание избранного пункта либо формулирование анкета; в) гарантии конфиденциальности. 

Вопросы обязаны  идти от простого к сложному и от более пикантного к менее деликатному. Первый вопрос обязан заинтриговать  респондента, и вообще правильная анкета обязана заполняться с энтузиазмом, и респондент обязан быть лестным, что к нему обратились для опроса. В данном случае рекомендуется задавать вопрос с точки зрения оценки ситуации, напр., Как характеризуется ситуация с наркоманией (в лучшую, худшую сторону, остается стабильной). 

Интервьюирование - это очный опрос. Интервью как  метод получения информации более  надежен, чем анкетирование, т.К. Можно  контролировать ситуацию. Процесс подготовки интервьюеров, это сложный процесс, важную роль играют внешние данные - его респектабельность, умение вызывать эмоциональное доверие со стороны потенциального респондента, также нужно обладать соответствующими знаниями. 

Первая цель интервьюера - установить эмоциональный  контакт. 

Вторая цель - популярная формализация интервью, определенный скелет.

Могут быть заданы уточняющие вопросы, расширяющие те сведения, которые чел получил. 

Третья цель - побуждение к искренности респондента. Вызывается это не лишь располагающим  видом, но и психологическими приемами. 

В конкретных исследованиях способ интервью обязан дополнять анкетирование, но нужно думать о том, что без интервью  конкретное исследование нереально. 

Выделяются три  вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное  интервью – самая распространённая разновидность интервьюирования. В его базе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все деяния интервьюера жёстко регламентированы соответствующей аннотацией. 

Фокусированное  интервью – менее стандартизированная  процедура, целью которого является сбор оценок, мнений по поводу конкретного общественного явления (к примеру, преступности), его обстоятельств, последствий и пр. Свободное интервью различается мало вероятной стандартизацией беседы интервьюера и респондента. 

В криминологии употребляют и способ исследования документов методом контент- анализа (т. Е. Выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета), публикаций СМИ, уголовных дел и остальных документов. 

Другой способ – способ наблюдения – состоит в том, что сам исследователь принимает и обрисовывает интересующие его факты, действия, процессы, находясь вовне по отношению к ним,(обычное) либо будучи их участником

(включенное  наблюдение). 

Способ экспертных оценок заключается в получении  мнений по поставленным вопросам научных и практических работников – профессионалов в области борьбы с преступностью. 

Опыт – это  научно поставленный опыт с целью  проверки гипотез, поиска эффективных  средств действия на преступность. В криминологии внедрение опыта  ограниченно. 

Информация о работе Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях