Кадровый потенциал таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом ....doc

— 814.00 Кб (Скачать)

     - прочие показатели качества труда.

     Каждый  из вышеперечисленных показателей  и их комбинации выражают эффективность  работы служб управления персоналом, для целей оценки                их сопоставляют с заранее заданными значениями [22, c. 368]. 

  1. Анализ  организационно-экономического механизма управления развитием кадрового  потенциала таможенного  органа
 

     Кадровый  потенциал - это обобщающая характеристика совокупных способностей и возможностей постоянных работников таможенного органа, имеющих определенную квалификацию, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками и опытом работы в определенной сфере деятельности эффективно выполнять функциональные обязанности и давать определенные экономические результаты в соответствии с текущими и перспективными целями организации.

     Анализ организационно-экономического механизма управления развитием кадрового потенциала таможенного органа включает в себя следующие элементы:

     - Анализ структуры и численности работников;

     - Анализ источников привлечения  кадров;

     - Оценку организационно-экономического механизма развитием кадрового потенциала таможенной организации [3, c. 59]. 
 

     2.1. Анализ структуры и численности государственных служащих таможенного органа 

     Уссурийская таможня образована 20.04.1992 году в  соответствии                      с приказом ГТК РФ от 20.04.1992 года № 155.

     C 02.11.2009 года Уссурийская таможня работает в новом составе. После реорганизации в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах приближенных к государственной границе,                                                                 к Уссурийской таможне была присоединена Гродековская таможня. Ныне уже не существующая таможня являлась одной из старейших в Дальневосточном регионе. Она создавалась с 1902 года по окончании строительства китайской военной железной дороги [19].

     Сегодня на страже экономических рубежей  стоят восемь таможенных постов Уссурийской  таможни: Лесозаводский, Уссурийский, Арсеньевский, ДАПП Полтавка, ДАПП Турий Рог, Гродековский, Пограничный,                    МАПП Пограничный.

     Зона  деятельности включает в себя 16 районов  Приморского края, протяженностью границы  с Китаем составляет 760 км. (в том  числе сухопутная граница и граница по акватории вод). Уссурийская таможня относится                        к внутренним таможням, однако имеет 5 пограничных таможенных постов; ДАПП Полтавка, ДАПП Турий Рог, Лесозаводский, Пограничный,                  МАПП Пограничный и 3 внутренних таможенных постов: Арсеньевский, Уссурийский, Гродековский таможенные посты [36].

     Механизм  формирования кадрового потенциала Уссурийской таможни, заключается  в организации эффективной работы кадровой службы.  Кадровая служба таможенных органов комплектуется специалистами - сотрудниками таможенных органов, имеющими соответствующее профессиональное образование.

     Кадровая  служба Уссурийской таможни, проводит мероприятия по работе с кадрами:

     - мероприятия по приему, увольнению, выдвижению на выше стоящие  и руководящие должности, назначению, перемещению должностных лиц таможни;

     - организационно штатные мероприятия;

     - конкурсы на замещение вакантных  должностей, конкурсы                            по включению в кадровый резерв в порядке должностного роста;

     - квалификационные экзамены по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим;

     - работа по присвоению первых  и очередных специальных званий;

     - работа по переводу работников  таможни на новую систему оплату  труда;

     - проверочные мероприятия  сведений, предоставляемых кандидатами для участия в конкурсах на замещение вакантных должностей;

     - работа по заключению контрактов  на новый срок службы, заключению  служебных контрактов  государственных  гражданских служащих, дополнительных  соглашений к служебным контрактам государственных гражданских служащих.

     - работа по предоставлению очередных  и дополнительных отпусков должностным  лицам и работникам таможни. 

     Достаточная обеспеченность Уссурийской таможни  государственными служащими, сотрудниками и работниками, обладающими необходимыми знаниями и навыками, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для эффективной деятельности таможенного органа. В частности, от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем                                         и своевременность выполнения работ, эффективность использования информационных технологий, ведет к ускорению процесса таможенного оформления с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.

     Одной из основных задач такого анализа  является изучение обеспеченности таможенного органа и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям.

     В анализе трудовых ресурсов таможенного органа можно выделить три направления:

     1) анализ использования рабочей силы: 
а) анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

б) анализ уровня квалификации персонала;

в) анализ форм, динамики и причин движения персонала; 
г) анализ использования рабочего времени.

     2) анализ производительности труда:

а) анализ выполнения плана по росту производительности труда                                 и определение прироста продукции за счёт этого фактора;

б) факторный анализ производительности труда;

в) резервы роста производительности труда.

     3) анализ оплаты труда: 
а) анализ состава и динамики фонда заработной платы;

б) факторный анализ фонда заработной платы; 
в) анализ эффективности использования фонда заработной платы.

     Рассмотрим  обеспеченность трудовыми ресурсами Уссурийской таможни в целом, а также по категориям и профессиям, на примере таблице 1.  

     Таблица 1

      Оценка  обеспеченности  таможенного органа и его структурных подразделений  трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям                       и профессиям за период с 2008 года по 2010 год, чел.

Группы  работников 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение  относительно          2008 года
2009 год 2010 год
процент +; - процент +; -
Сотрудники 84 116 117 138 32 139 33
Государственные служащие 293 528 529 180 235 180 236
Работники 14 34 34 242 20 242 20
Всего 391 678 680 173 281 173 289

     Как видно по данным (таблицы 1), численность персонала за 2009 год                    и 2010 год по сравнению с 2008 годом значительно увеличилась. В 2009 году отклонение составило + 281 человек. В 2010 году увеличение количества персонала в Уссурийской таможни по сравнению с 2008 годом возросло              на + 289 человек. Произошло увеличение в связи с проведением реорганизации Гродековской и Уссурийской таможни в форме присоединения Гродековской таможни к Уссурийской таможни. Численность сотрудников увеличилось            в 2009 году на + 32 человека, а в 2010 году на + 33 человека. Численность государственных служащих увеличилась в 2009 году на + 235 человек,                      а в 2010 году на + 236 человек. Численность рабочих увеличилась в 2009 году и в 2010 году на + 20 человек. Причиной такого резкого увеличения, является проведение реорганизации Гродековской и Уссурийской таможни в форме присоединения Гродековской таможни к Уссурийской таможни [36].

     Основную  долю в структуре занимают государственные  служащие                   и сотрудники. Незначительную долю в структуре занимают рабочие Уссурийской таможни.

     В результате проводимых ФТС России мероприятия по реформированию таможенной системы, проведенных организационно-штатных мероприятий в Уссурийской таможне было обеспечено соблюдение действующего законодательства. В целях сохранения кадрового потенциала было обеспечено трудоустройство сотрудников и государственных служащих, замещающих должности, подлежащие сокращению в процессе организационно-штатных мероприятий. Трудоустройство выпускников РТА, действие Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе РФ», проведение конкурсов на замещение вакантных должностей и конкурсов на включение в кадровый резерв в порядке должностного роста, квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам и государственным гражданским служащим таможенных органов позволили пополнить кадровый потенциал более квалифицированными специалистами с профильным образованием.

     В Уссурийской таможни кадровые перестановки происходят,                         по следующим причинам (таблица 2):

  • отпуск по беременности и родам;
  • отпуск по уходу за ребенком;
  • приостановление, с федеральными государственными служащими, служебного контакта в связи с призывом на военную службу.
 

Таблица 2

Динамика  фактической численность должностных лиц и работников Уссурийской таможни за период с 2008 года по 2010 год, чел.

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение  относительно 2008 года
2009 год 2010 год
процент +; - процент +; -
Фактическая численность 376 650 655 172 274 174 279
Сотрудники, 81 103 108 127 22 133 27
из  них:              
- в  отпуске по беременности и  родам. 1            
Государственные служащие, 281 515 514 183 234 182 233
из  них:              
- отпуск  по беременности и родам;     4        
- должностные  лица по уходу за ребенком; 9 13 23 144 4 255 14
- федеральные  государственные служащие, с которыми  приостановлен служебный контакт в связи с призывом на военную службу. 3 2   66 - 1    
Работники   32 33   32   33
Вакантные должности 14 24 21 171 10 150 7

Информация о работе Кадровый потенциал таможенных органов