Кадровый потенциал таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом ....doc

— 814.00 Кб (Скачать)

     О влиянии развития кадрового потенциала на эффективность деятельности таможенных органов свидетельствует то, что на переходном этапе удалось не только сохранить кадровый потенциал и управляемость таможенной службой, но и обеспечить безусловное выполнение всех основных функций            и показателей, определенных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2008 по 2010 годы. При этом, каждый рубль, вложенный в развитие системы в 2008 году дал отдачу в 67 рублей.

     За  20 лет своего становления и развития (на 25 октября 2010 год) современная Федеральная таможенная служба сформировалась                               как многофункциональная, технически оснащенная система. Показателем развитости таможенной службы любого государства является наличие разветвленной инфраструктуры, применение современных информационных технологий, наличие качественного законодательства и квалифицированных кадров.

     В России таможенная администрация одна из самых больших в мире –          68 тыс. сотрудников, и число их будет расти.

     С экономической точки зрения российская таможня – это около 40 % поступлений в доходную часть федерального бюджета.

     Например, с января по октябрь 2010 года ФТС собрала  свыше двух триллионов рублей. Это  более чем в полтора раза превышает  аналогичный показатель за 2009 год. С того времени, как Федеральная таможенная служба весной 2006 года была выведена из-под эгиды Минэкономразвития и напрямую подчинена Правительству РФ, ФТС России в дополнение к контрольным функциям получила и право нормотворчества. В результате такого слияния административных функций ФТС России превратилась в ведомство, способное влиять на экономическую и промышленную политику страны.

     Проведенный в работе анализ показал, что для  усиления влияния развития кадрового  потенциала на эффективность деятельности таможенных органов по предоставлению соответствующих услуг необходимо:

     Во-первых, повысить уровень аналитической работы в системе кадровых служб таможенных органов с целью оптимизации выполняемых функций                   и полномочий госслужащих и рационализации организации их труда.                     При этом следует изучать условия материального обеспечения и механизма мотивации, анализировать причины мобильности кадров для выработки обоснованной стратегии в области их оплаты труда и социальных льгот.

     Во-вторых, тщательно изучать вопросы кадрового обеспечения таможенных органов, провести методические проработки прогнозных оценок потребности в квалифицированных кадрах для системы таможенных органов,            а также определить на перспективу объем и структуру подготовки кадров            для этой сферы.

     В-третьих, перестроить систему управленческой информации, особенно в сфере управления кадровым потенциалом с использованием новых информационно-управленческих технологий, включая возможности  Интернета.

     В-четвертых, определить направления реорганизации структуры таможенных органов, имея в виду четкое разделение полномочий                           их подразделений и усиление отлаженного механизма реализации этих полномочий.

     Решающим  фактором эффективного развития таможенных органов является обеспечение высокого уровня качества кадрового потенциала, достижение которого возможно только при наличии соответствующей кадровой политики. Для эффективного функционирования таможенной службы в условиях рыночной экономики необходима рациональная (активная) кадровая политика, когда руководство таможни располагает качественным диагнозом             и обоснованным прогнозом развития ситуации, а также имеет средства                 для влияния на нее [6, c. 78].

     При такой политике кадровая служба таможни  проводит диагностику персонала и прогнозирование кадровой ситуации на среднесрочный                        и долгосрочный периоды, а также формирует программу кадровой работы                 с вариантами ее реализации (рисунок 6). 

 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 6. Формирование кадровой политики, ориентированной на усиление влияния кадрового потенциала на эффективность деятельности  таможенных органов 

      Последние годы реформирования экономики убедительно показали,            что деятельность таможенных органов Российской Федерации касается                  не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы всей России                 и приграничных регионов, например ДФО.

      Так весь кадровый состав Уссурийской таможни состоит из следующих категорий работников:

      1) сотрудники таможни, которым в  установленном законом порядке  присваиваются специальные звания;

      2) государственные служащие таможни,  которые имеют квалификационные  разряды ведущий, старший или  младший госслужащий;

      3) технический и обслуживающий  персонал таможни (работники) [36].

      В работе проведен анализ состава государственных  служащих Уссурийской  таможни по должностям, возрасту, стажу работы, образованию, направлениям подготовки за 2008-2010 г.

      Располагая  таким кадровым потенциалом, Уссурийская  таможня перечислила в Федеральный  бюджет РФ в 2008 году – 8 992 000 рублей;                 в 2009 году – 10 692 320 рублей; в 2010 году – 18 386, 52 рублей.

      Данные  о перечислении таможенных платежей на счета Федеральной таможенной службы РФ по Уссурийской таможне показывают, что с 2008 года по 2010 год планы перечислений перевыполнены и составили:                                     в 2008 году – 99,7 %; в 2009 году – 91,1 %;  в 2010 году – 128,9 % [36].

      С целью выработки целенаправленных управленческих решений                    по развитию кадрового потенциала таможенных органов в выпускной квалификационной работе рассмотрены привлекательные факторы работы                в таможенных органах, оценка способности специалиста таможенного органа на надлежащем уровне справляться со своими профессиональными задачами, оценка экономических потерь на таможенном контроле, оценка величины кадрового потенциала сотрудников таможенного органа. Эти факторы были выявлены путем активного анкетирования (приложение5). Анкетирование проходили сотрудники экономического блока, Уссурийской таможни, такие отделы: отдел контроля таможенной стоимости, отдел таможенной статистике, отдел таможенных платежей, отдел торговых ограничений и экспортного контроля, отделение распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов, отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров. Всего прошли анкетирование 20 должностных лиц из 32. Результаты анкетирования на основании вышеперечисленных положений представлены            в таблице 10.

      Таблица 10

      Результаты  анкетирования, Уссурийской таможни

Вопросы Варианты Ответы, процент
1. Ваш возраст: До 25 лет 15
от 26 до 35 лет 30
от 36 до 45 лет 45
от 46 лет и  выше 10
2. Ваш пол: Мужской 15
Женский 85
3. Сколько лет Вы работаете в таможенной системе? Менее 1 года -
от 1 до 5 лет 25
от 5 до 10 лет 30
более 10 лет 45
4. Какую должность вы занимаете? Инспектор 15
Старший инспектор 35
Главный инспектор 
заместитель начальника
45
Начальник 5
5. Сколько лет Вы работаете в  настоящей должности? Менее 1 года 5
от 1 до 5 лет 40
от 5 до 10 лет 40
более 10 лет 15
6. В настоящей должности Ваши  способности реализуются на: Менее 50 % 5
от 50 % до 75 % 25
от 75 % до 100 % 40
100% 30
7. Хватает ли Вам вашего образования  для выполнения должностных обязанностей? Да 90
Нет 10
8. Какие достижения, своей работы,  Вы считаете самыми важными  и значительными? Опыт работы по разным направлениям таможенного  органа; 25
Умение  работать с различными программными средствами; 20
Умение  руководить людьми; 10
Эффективно  и качественно выполнять работу; 30
Выигрыш в конкурсе на замещение вакантной  должности. 15
 
 

        Продолжение табл. 10

9. Какой вид дополнительного профессионального  образования Вы прошли (профпереподготовку, курсы повышения квалификации)? Курсы повышения  квалификации; 60
Профпереподготовка; 15
Дистанционное обучение; 15
Не  проходил(а). 10
10. Какие направления Вами были изучены по программам дополнительного профессионального образования: Управленческое; 30
Таможенное  дело; 45
Экономическое; 30
Юридическое; 5
Финансовое; 5
Информационное - техническое; 15
Комплексно-программные  средства; 15
По  направлению своей профессиональной деятельности; 50
11. В каком направлении Вы считаете  себя специалистом? Таможенная  статистика; 10
Контроль  таможенной стоимости; 10
Таможенное  оформление; 15
Экономическое направление; 25
Исполнение постановлений о наложении взыскания в виде штрафа и конфискации; 15
Контроль  правильности классификации товаров  в соответствии с ТН ВЭД. 10%
Информационно-техническое. 15
12. В каком объеме Вы применяете  на практике полученные знания: Полностью; 65
Частично; 35
Не  применял. -
Если  не применял(а) или применял(а) частично, то по какой причине. Введение делопроизводства отдела по мимо основной работы; 
Направление на курсы повышения квалификации не по тому направлению, каким должностное лицо занимается в соответствии со своим должностным регламентом; 
Специфика работы в определённых отделах таможенного органа; 
Не востребованный потенциал; 
Из-за частой смены нормативных документов и законов.
 

Окончание табл. 10

13. Участвовали Вы в конкурсах  в резерв на замещение вакантной должности? Да 25
Нет 75
Что повлияло на Ваше решение участвовать в  конкурсе? Занимаемая  должность, после победы в конкурсе; 
Желание поменять направление трудовой деятельности; 
Желание  самосовершенствоваться; 
Стремление к карьерному росту;
14. Что Вас мотивирует к эффективной  работе: Получение опыта; 70
Стабильность; 65
Хорошие взаимоотношения в коллективе; 50
Социальная  защита; 45
Возможность самореализации; 35
Оснащение рабочего места; 30
Карьерный рост; 25
Престиж; 25
Поощрение руководства; 20
Заработная  плата; 20
Признание моих успехов; 15
Место положения таможенного органа. 1
15. Каковы ваши основные цели  в Вашей профессиональной деятельности Карьерный рост; 30
Повышение профессионального уровня и получение опыта, навыков по направлению деятельности; 30
Самореализация; 10
Защита  экономических интересов; 10
Выполнение  задач поставленных перед таможенным органом; 10
До  работать до пенсии. 10
16. Больше всего Вы цените в  своей работе: Время; 5
После окончания рабочего дня, во время  покинуть  рабочее место; 5
Возможность совершенствования, получение новых  знаний; 30
Взаимопонимание; 15
Профессионализм 15
Стабильность; 20
Стабильность  в заработной плате. 10
17. Довольны ли вы своей профессией? Полностью; 75
Частично 25

Информация о работе Кадровый потенциал таможенных органов