Кадровый потенциал таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание работы

Эффективность работы таможенных органов в первую очередь определяется уровнем образования и квалификацией таможенных работников, их отношением к работе и непосредственно связана с научно обоснованной единой государственной политикой в области подготовки государственных служащих вообще, и государственных таможенных служащих, в частности. Фактически кадровый потенциал таможенных органов обеспечивает успешность любых организационно-технических и экономических преобразований в таможенном деле, способствует его динамичному и поступательному развитию.

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом ....doc

— 814.00 Кб (Скачать)

     Таблица 6

Динамика  кадров по стажу работы Уссурийской таможни за период с 2008 года по 2010 год

Стаж 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение  относительно 2008 года
2009 год 2010 год
человек процент чело-век про-цент чело-век про-цент про-цент -;+ про-цент -;+
До 1 года 39 10 61 9 82 12 156 22 210 43
От 1 до 5 лет 82 21 122 18 156 10 149 40 190 74
От 5 до 10 лет 86 22 149 22 68 23 173 63 79 -18
От 10 до 20 лет 184 47 346 51 374 55 188 162 203 190
Итого 391 100 678 100 680 100 173 287 174 289
 

     В 2008 году изменился состав кадров по стажу работы. В 2008 году                    в Уссурийской таможне работало должностных лиц со стажем работы до 1 года – 10 %, от 1 до 5 лет – 21 %, от 5 до 10 лет – 22 %, от 10 до 20 лет – 47 %. Наблюдается рост удельного веса должностных лиц с наибольшим опытом работы.

     В 2009 году изменился состав кадров по стажу работы. Сравнительный анализ стажа работы должностных лиц  показывает, что наибольший удельный вес занимают должностные лица со стажем работы 10-20 лет (51 %). Данные указывают на то, что коллектив таможни укомплектован опытными лицами. Такое соотношение можно объяснить стабильностью среди более опытных работников, что обусловлено социальными гарантиями должностными лицами таможенных органов [36].

     В 2010 году распределение должностных лиц таможни по стажу работы, наблюдается небольшой рост количества должностных лиц со стажем работы до 1 года (12 %) и со стажем работы от 5 до 10 лет (23 %).

     Возрастная  структура характеризуется долей  лиц соответствующих возрастов  в общей численности персонала. При изучении возрастного состава  используются следующие группировки: до 30 лет, от 30 до 39 лет,                             от 40 до 49 лет, от 50 до 59 лет, 60 лет и старше. Соотношение работников             по возрастам занесены (таблицу 7).  

      Таблица 7

Динамика  возрастного состава кадров Уссурийской  таможни за период             с 2008 года по 2010 год

Стаж 2008 год 2009 год 2010 год Отклонение относительно 2008 года
2009 год 2010 год
чело-век про-цент чело-век про-цент чело-век про-цент про-цент -;+ про-цент -;+
До 30 лет 86 22 156 23 156 23 181 70 181 70
От 30 до 39 141 36 258 38 265 39 183 117 188 124
От 40 до 49 лет 121 31 190 28 177 26 157 69 146 56
От 50 до 59 лет 43 11 74 11 82 12 172 31 191 39
60 лет  и старше 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Итого 391 100 678 100 680 100 173 287 174 289
 

     В 2008 году наибольшую долю в общей численности должностных лиц таможни по прежнему занимает группа должностных лиц в возрасте                          от 30 до 39 лет (36 %), в возрасте от 40 до 49 лет (31 %).

     Анализ  состава должностных лиц таможни  по возрастным группам                  в 2009-2010 годах показывает, что динамика распределения по возрасту существенных изменений не имеет.

     Наибольшую  долю в общей численности должностных  лиц таможни               по прежнему занимает группа должностных лиц в возрасте от 30 до 39 лет (2009 году – 38 %, 2010 году – 39 %), в возрасте от 40 до 49 лет                              (2009 году – 28 %, 2010 году – 26 %).

     С 2008 года по 2010 год должности руководящего состава укомплектованы специалистами с высшим образованием, в основном с опытом работы от 10 до 15 лет. Должности начальников таможенных постов – сотрудники в возрасте от 30 до 49 лет, с высшим образованием и опытом работы более 15 лет. Укомплектование должностей руководящего состава грамотными специалистами, имеющими большой опыт работы в таможенных органах позволили решать задачи по сохранению управляемости таможней, обеспечению её работоспособности в новых условиях, обусловили возможность мобилизировать личный состав таможни и таможенных постов на выполнение основных показателей планового задания [36]. 
 

     2.2. Анализ источников привлечения персонала 

     Исходную  информацию для определения направлений  набора персонала, формирования плана  набора персонала и мероприятий  по его реализации дает анализ внешних  и внутренних факторов.

     Такой анализ - отправная точка набора персонала. Под внешними факторами  понимаются условия, которые таможенный орган как субъект управления, как правило, не может изменить, но должен учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам относятся: ситуация                     на рынке труда; развитие технологии; особенности социальных потребностей; развитие законодательства.

     Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени  поддаются управляющему воздействию  со стороны таможенного органа. К ним относятся: цели таможенного органа; финансовые ресурсы; кадровый потенциал таможенного органа, внутренние источники покрытия потребности в кадрах.

     Основные  направления набора персонала это: разработка требований               к персоналу; определение потребности в персонале; расчет плановых затрат              на привлечение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.

     Разработка  требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям                и рабочим местам.

     Для определения общей потребности  в кадрах специалистов                               в таможенных органах применяются различные методы, среди которых выделяют основные: штатно-номенклатурный, нормативный и метод нормативов насыщенности [19, c. 138].

     Штатно-номенклатурный метод основывается на применении номенклатур  должностей, подлежащих замещению специалистами  с высшим              и средним специальным образованием, и штатных расписаний таможенного органа и позволяет определять текущую потребность в специалистах - как общую, так и дифференцированную - по уровням подготовки и по группам специальностей.

     Для определения  общей потребности текущего периода                                          в дипломированных специалистах при запланированном объеме работ                          и обоснованных нормативах (нагрузки или обслуживания) рекомендуется применять нормативный метод расчета. Этот метод основан на использовании планов и нормативов труда специалистов.

     Для более точных и обоснованных расчетов общей потребности                           в дипломированных специалистах на перспективный период целесообразно использование метода нормативов насыщенности. Норматив насыщенности                                                                    показатель, выражающий долю участия специалистов в общем совокупном труде работников при условии их рационального использования. Норматив насыщенности отражает объективную потребность предприятия в кадрах специалистов по отношению ко всем работающим.

     Ожидаемые затраты на привлечение и использование  персонала складываются из таких  составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими [14].

     К внешним единовременным затратам относятся: коммерческими структурами, занимающимися подбором и подготовкой персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости и т.п. К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы (сбор и анализ информации, реклама, представительские расходы, командировки и т.п.).

     К внутренним единовременным затратам относятся - оплата договорных отношений с учебными заведениями, капитальные затраты на оборудование новых рабочих мест и переоснащение существующих, дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п. Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат.

     Выбор путей покрытия потребности в  персонале зависит от влияния  двух других направлений - разработки профессиональных требований к персоналу                 и определения величины затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала.

     Сущность  работы по выбору путей покрытия потребности  в персонале сводится к следующим  основным этапам: 1) установление источников покрытия потребности; 2) определение  путей привлечения персонала; 3) анализ источников и путей с точки, зрения их соответствия требованиям параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала; 4) выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.

     В качестве источников привлечение персонала можно выделить внутренние и внешние.

     Решая где, когда и каким образом  предпринимать действия по набору персонала, в первую очередь нужно обратить внимание на внутренние источники, т.е. работников данной организации.

     Одна из трудностей внутреннего набора состоит в нежелании непосредственных руководителей разрешать подчиненным участвовать                      в конкурсе для потенциального перевода или повышения. Поэтому высшее руководство должно уделять этому процессу особое внимание и следить, чтобы все работники имели возможность участвовать в процессе внутреннего набора.

     Среди источников внутреннего набора наиболее популярными являются: планы продвижения, публикация информация о вакансиях  во внутренних изданиях, набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений.

     Процесс разработки плана продвижения включает в себя:

     установление  горизонта планирования, определения  кандидатов                        на каждую ключевую должность, оценка текущих результатов кандидатов                и их готовности к повышению, определение потребностей в развитии карьеры, координация карьерных целей отдельных должностных лиц с целями таможенного органа.

Информация о работе Кадровый потенциал таможенных органов