Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа.docx

— 220.58 Кб (Скачать)

В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса  КР от 30-июня 1999г., следствие это - процессуальная форма досудебной деятельности уполномоченных органов в пределах установленных  УПК полномочий по выявлению, установлению и закреплению совокупности обстоятельств  дела и привлечению лиц, совершивших  преступление, к уголовной ответственности.

Как и  в КР, так и в РФ из-за занижения  таможенной стоимости, оформления товаров  не под своим наименованием, недекларирование перемещаемых через таможенную границу  товаров и других правонарушений госбюджет недополучает по данным экспертов  как минимум 40% таможенных платежей. В связи с этим, весьма актуальна  эффективное функционирование не только фискальной деятельности, деятельности по осуществлению таможенного контроля, но и правоохранительной деятельности таможенных органов.

  Начиная  с 1992-года таможенные органы  стали заниматься дознанием. В  соответствии со ст. 86 ТК КР  от 2-июля 1992-г. таможенные органы  стали органами дознания. Но следует  отметить, что в соответствии  с данным ТК КР таможенные  органы были уполномочены заниматься  дознанием только в отношении  одного преступления в сфере  таможенного дела. Таможенные органы  были уполномочены в соответствии  с уголовно-процессуальным законодательством  заниматься дознанием только  по делам о контрабанде. Необходимо  отметить, что в соответствии  с ТК КР от 30-июля 1997-года с  приданием статуса правоохранительных  органов таможенным органам, полномочия  таможенных органов по дознанию  были значительно расширены. 

    В соответствии со ст. 237 ТК  КР от 30-июля 1997 г. таможенные органы  республики являлись органами  дознания не только по делам  о контрабанде, но и по делам  об уклонении от уплаты таможенных  платежей, о незаконных валютных  операциях и иных деяниях с  валютными ценностями, касающихся  таможенного дела, а также по  делам об иных преступлениях,  производство дознания отнесено  к компетенции таможенных органов  КР.

Следует заметить, что ТК КР от 30-июля 1997-г. в  отличие от ТК КР от 20-июня 1992г. четко  обозначил действия таможенных органов  как органов дознания. В соответствии со ст. 238 ТК КР от 30-июля 1997г. при наличии  признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции  таможенных органов, таможенный орган  КР возбуждал уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального  законодательства КР, производил неотложные следственные действия по установлению, закреплению следов преступления и  обнаружению лиц его совершивших.

В правовой литературе России отсутствие следствия  у таможенных органов РФ подвергается обоснованной критике. Тяготят своею  сложностью и неоправданными переходами процессуальные схемы; если дознание осуществляется таможенниками, а следствие передается прокуратуре, то теряются и ритм расследования, и доказательства, страдает качество1.

Можно назвать большим успехом то, что  таможенные органы республики смогли в Жогорку Кенеше добиться компетенции  ведения следствия в своем  ведомстве и закрепить данное полномочие в законодательном   порядке.  ГТИ КР  как  правоохранительный  орган  единственная из таможенных служб стран СНГ имеет право производить следствие по преступлениям, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов. Следователи следственного отдела Государственной таможенной инспекции при Правительстве КР в результате обнаружения признаков преступлений, отнесенных к ведению таможенных органов, возбуждают уголовное дело, проводят следствие и после составления следователем постановления об окончании следствия направляют данное уголовное дело прокурору.

Необходимо  отметить, что компетенция расследовать преступления таможенным органам впервые  была закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе КР принятого Законодательным  Собранием Жогорку Кенеша КР 24-мая 1999 г. и подписанного Президентом  КР 30-июня 1999 г. В соответствии со ст. 163 УПК КР следователям таможенных органов  Кыргызстана было дано право производить  следствие по нижеследующим уголовным  делам:

  • По уголовным делам об уклонении от уплаты таможенных платежей
  • По уголовным делам о должностных преступлениях
  • По уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности
  • По уголовным делам о незаконном предоставлении или получении финансовых льгот
  • По уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности

   По уголовным делам об уклонении  от уплаты таможенных платежей (ст. 210 УК КР) следствие производится  следователем следственного отдела  Государственной таможенной инспекции  при Правительстве Кыргызской  Республики (СО ГТИ КР). В соответствии  с п.5 ст. 163 УПК КР преступление - уклонение от уплаты таможенных  платежей подследственны только  таможенным органам КР.

   По уголовным делам о должностных преступлениях, а именно по преступлениям:

  • Коррупция
  • Злоупотребление должностным положением
  • Превышение должностных полномочий
  • Заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам КР.
  • Незаконное использование служебного положения при осуществлении приватизации, налоговой, таможенной или лицензионной деятельности
  • Незаконное использование бюджетных средств
  • Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  • Взятка - Вознаграждение
  • Взятка - Подкуп
  • Получение взятки за предоставление должности
  • Вымогательство
  • Дача взятки
  • Служебный подлог
  • Халатность (ст. 303, 316 УК КР)

По  данным преступлениям следствие  производится как следователями  органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой  полиции, так и следователями  таможенных органов.

По  уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, а именно по преступлениям:

  • Контрабанда
  • Невозвращение из-за границы материальных ценностей
  • Невозвращение на территорию КР предметов художественного, исторического и археологического достояния КР из-за рубежных стран
  • Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 204, 207 УК КР)

По  данным преступлениям следствие  производится следователем органов  национальной безопасности и таможенных органов.

По  уголовным делам о незаконном предоставлении или получении финансовых льгот (ст. 215 УК КР) следствие производится следователями органов национальной безопасности, внутренних дел, финансовой полиции, таможенных органов.

           Так же по уголовным делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, а именно по преступлениям (ст. 246, 247 УК КР):

  • Незаконное приобретение, изготовление, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств либо психотропных веществ без цели сбыта;
  • Незаконное приобретение, изготовление, хранение, перевозка или пересылка с целью сбыта или сбыт наркотических средств либо психотропных веществ;

   По данным преступлениям следствие  производится органами национальной  безопасности, внутренних дел и  таможенных органов

   Здесь необходимо отметить то, что уголовное дело подследственное  разным правоохранительным органам,  расследуется следователем органа  возбудившим уголовное дело. Так  же важно отметить то, что при  совокупности преступлений, относящихся  к подследственности разных органов,  подследственность определяется  по более тяжкому преступлению.

      Следователь СО ГТИ по расследуемому  уголовному делу, имеет право  производить осмотр, освидетельствование,  следственный эксперимент, воспроизведение  обстановки и обстоятельств события,  обыск, выемка, личный обыск, наложение  ареста на почтово-телеграфные  отправления и выемка их в  почтово-телеграфных учреждениях,  прослушивание и запись данных  переговоров, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, экспертиза  и другие следственные действия, которые предусмотрены уголовным  законодательством КР.

         Следует отметить, что с самого  зарождения, а т. е. начиная  с 1998 г. итоги работы СО ГТИ  республики были позитивными.  Так как, следственным отделом  таможенной службы страны возбуждено  уголовных дел и проведены  следственные мероприятия по  преступлениям отнесенных к компетенции  таможенных органов: за 1998 г. - 15; за 1999 г. - 45; за 2000 г. -39; за 2001 г. - 52 уголовных дел; за 2002 г. - 49 уголовных дел.

 

  1. Таможенные органы в борьбе с контрабандой.

 

Благодаря замечательным исследованиям  проф. Ю. Г. Кисловского и трудам других ученых мы подробно осведомлены о  борьбе с таможенными правонарушениями российских и советских таможенных органов.

Следует отметить, что в условиях, когда проявляются попытки вторжения  криминальной сферы в процесс  экономического развития страны, когда, несмотря на принятые предпринимаемые  меры, продолжается расхищения национальных богатств и дальше продолжает развиваться  преступный бизнес, связанный с внешнеэкономической  деятельностью, стала актуальной задача более эффективной борьбы по обеспечению  экономической безопасности республики. И поэтому большое значение имеет  борьба с таможенными правонарушениями и их профилактика с помощью правоохранительной деятельности таможенными органами КР.

В данной работе в силу чрезвычайной актуальности в Кыргызской Республике темы контрабанды  я особое внимание уделил  исследованию организации борьбы с контрабандой товаров, наркотических средств  и психотропных веществ таможенных органов Кыргызской Республики.

Нелегальная перевозка наркотиков, причем очень  крупными партиями, через территорию бывшего СССР в кругах международной  наркомафии получила даже кодовый термин "красный путь".

Как отмечают эксперты ООН, на рынках СНГ цена наркотиков в 10 раз ниже, чем в Западной Европе. Отсюда наши доморощенные наркотики, образно  говоря, буквально рвутся на Запад, все сметая на своем пути, в том  числе и таможенные границы государств СНГ.

Контрабанда наркотиков таит в себе огромную опасность  для общества не только потому, что  она подрывает одну из наивысших  социальных ценностей любого государства - здоровье народа, пополняя нелегальный  рынок наркотических средств, генерируя  рост количества наркотиков, но еще  и потому, что наркобизнес приносит наивысшую криминальную наживу. Контрабанда  наркотиков не только подрывает генофонд нации, представляющую угрозу национальной безопасности Кыргызстана, но и также  она детерминирует рост краж, грабежей, разбоев, совершаемых лицами, приобщившимся  к их употреблению. Судебно-следственной практике известны не единичные случаи, когда организованные группы наркоманов в целях добычи денежных средств  и наркотических препаратов совершали  до 30 и даже 40 квартирных краж, ограблений аптек и фармацевтических складов.

По  мнению многих аналитиков, истинная причина  нападений исламских боевиков на южные рубежи Кыргызстана в 2000-2001 году, является не построение исламского халифата, а завоевание открытого  канала транспортировки наркотиков через территорию республики.

После образования новых независимых  государств на постсоветском совокупности с исчезновением единого правового  пространства стало способствовать образованию транзита наркотиков и создало условия для формирования так называемого "кыргызского коридора", то есть образования на территории Кыргызстана наркотрафика.

Резкий  рост контрабанды наркотиков в нашей  республике, обязывает нас активно  принимать все возможные меры для борьбы. Всем известны возможные  последствия наркоэкспансии: разрушение генофонда, подрыв государственности, расцвет коррупции, дестабилизация обстановки, экспансия различных  конфликтов, например, последние события  в Баткенской области, и многое другое.

В настоящее  время обстановка, связанная с  контрабандой наркотиков характеризуется  динамичностью - развития и определяется следующими факторами.

Наличие в республике значительных площадей, пораженных 
дикорастущей коноплей, имеющее высокое содержание 
тетрагидрокнабинола (4,014 га) и эфедры хвощовой (55,140 га).

    1. Все увеличивающейся практики незаконных посевов  
      наркотикосодержащих растений.
    2. Появившихся новых возможностей в синтезировании наркотиков,     в том числе и из химреактивов.
    3. Утечка наркотиков из законного оборота.
    4. Транзита афганского опия через Таджикистан на территорию Кыргызстана и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
    5. незаконным ввозом наркотических средств и психотропных веществ из дальнего зарубежья.

       Среди наиболее  опасных тенденций можно отметить  следующее:

  • рост контрабанды наркотиков, связанных с формированием рынка их потребления в республике;
  • увеличение контрабанды поставок наркотиков на территорию Кыргызстана из государств ближнего зарубежья;
  • рост масштабов транзитного перемещения наркотиков в страны СНГ и далее Европы.
  • Значительное     увеличение     контрабанды     психотропных, сильнодействующих веществ и сырья для их производства;
  • Международной   кооперацией   криминогенных   структур   в организации контрабандных поставок наркотиков;

Информация о работе Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики