Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет исключительно важную роль в развитии экономики в целом, так как оно способствует переходу экономики на инновационную модель развития, выполнению международных обязательств, поддержанию стабильности международной торговой системы.
Многие страны мира накопили огромный позитивный опыт модернизации и совершенствования таможенно – тарифного регулирования. Накопленный опыт сконцентрированный в национальных законах и многосторонних международных договоренностях, благодаря чему эти страны решают многие приоритетные социально – экономические проблемы.

Работа содержит 1 файл

диплом глава 1.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

Глава 1.Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федерации.

 

Роль таможенно – тарифного регулирования в системе международной торговли.

В современных условиях таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет исключительно важную роль в развитии экономики в целом, так как оно способствует переходу экономики на инновационную модель развития, выполнению международных обязательств, поддержанию стабильности международной торговой системы.

Многие страны мира накопили огромный позитивный опыт модернизации и совершенствования таможенно – тарифного регулирования. Накопленный опыт сконцентрированный в национальных законах и многосторонних международных договоренностях, благодаря чему эти страны решают многие приоритетные социально – экономические проблемы.

В последние десятилетия  многосторонние торговые переговоры в  рамках ГАТТ, завершившиеся созданием ВТО, привели к существенной  либерализации торгово – политического режима в мировой торговле и таможенной практике. Несмотря на то что и протекционизм, свободная торговля имеют много сторонников среди ученных и экономистов, основным принципом ГАТТ / ВТО является максимальная либерализация международной торговли путем снижения уровня торговых и таможенных пошлин и ликвидации нетарифных барьеров. Именно таможенно – тарифное регулирование является одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли. ВТО рассматривает таможенно – тарифное регулирование в качестве основного, а в перспективе – единственного механизма регламентирования внешнеторгорых операций стран – участниц.

Таможенно – тарифное регулирование защищает национальные отрасли производства путем удорожания ввозимых товаров от чрезмерной или нежелательной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Оно стимулирует расширение экспорта и повышение его конкурентоспособности, служит инструментом привлечения иностранного капитала в обрабатывающую промышленность, способствует формированию трансграничных производственно – технологических связей и развитию международной специализации, используется правительствами как инструмент воздействия на экономическую политику других государств, содействует развитию интеграционных процессов путем улучшения условий для товарообмена стран – участниц региональных объединений.

Со второй половины двадцатого века под влиянием углубления международного разделения труда, расширения производственной деятельности транснациональных корпораций происходят существенные изменения  в таможенно – тарифном регулировании основных стран – участниц международной торговли.

Общей тенденцией развития таможенно – тарифного регулирования явилось уменьшение тарифного протекционизма. По оценкам экспертов, средневзвешенный импортный тариф в мире снизился до 7 %.

В системе международной  торговли ослабление тарифных барьеров осуществляется:

  • На основе заключения многосторонних соглашений в рамках образующихся двусторонних или региональных экономических объединений с беспошлинным режимом торговли;
  • Путем предоставления односторонних преференций развивающимся странам и странам с переходной экономикой;
  • Путем одностороннего снижения пошлин в целях борьбы с инфляцией и по торгово – политическим соображениям.

Не менее важным тенденциям эволюции таможенно – тарифного регулирования – поэтапная унификация структуры таможенных тарифов. Большая роль таможенного тарифа в формировании конкурентной среды и повышении эффективности внешней торговли, а также многообразие его функций активизировали во второй половине двадцатого века деятельность международных экономических организаций, направленную на унификацию национальных таможенных систем. Большое внимание в процессе многостороннего торгового сотрудничества уделяется и гармонизации таможенных процедур, которые могут выступать искусственно создаваемых торговых барьеров.

В интересах защиты внутреннего рынка  и создания более благоприятных условий для развития национального производства руководствуются двумя универсальными подходами к построению импортного тарифа: эскалация пошлин с увеличением обработки товара и эффективная тарифная защита. Это позволяет рационально выстроить структуру ставок по всей номенклатуре товаров.

Сущность, цели, основные направления  и методы таможенно - тарифного регулирования.

Под таможенно – тарифным регулированием следует понимать совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово – политического инструментария в целях регулирования внешней торговли, защиты национальных производителей на внутреннем рынке, регулирования структуры экспорта и импорта товаров, а также пополнения доходной части федерального бюджета.

Меры таможенно – тарифного регулирования представляют собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

Это меры государственного воздействия на внешнеэкономические  связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора  влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования  включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с этой территории.

Понятие таможенно – тарифного регулирования включает комплекс методов воздействия на внешнеэкономический оборот государства путём применения таможеннных пошлин, процедур  и правил в отношении ввозивших или вывозимых товаров при осуществлении внешнеторговой деятельности участниками ВЭД. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

Таможенно – тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода внешнеэкономической политики и российской экономики в целом на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд  особенностей таможенно – тарифной политики в предстоящий период.

Во – первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно – тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во – вторых, усиливается роль таможенно – тарифной политики в формировании трансграничных производственно – технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно – тарифной политики – от регулирования внешней торговли к содействию созданию в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В – третьих, усиливается значение таможенно – тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности  и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В – четверых, единая таможенно – тарифная политика стран Таможенного союза, сформировавшаяся в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

Основной принцип таможенно – тарифного регулирования – это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно – тарифных отношений заключать какие – либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

В целях дальнейшего развития и совершенствования таможенно – тарифной политики Правительство РФ ежегодно разрабатывает и одобряет основные их направления на среднесрочную перспективу. Реализация намеченных приоритетов  таможенно – тарифной политики в среднесрочной перспективе оказывает содействие решению стратегических задач социально – экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационную модель развития обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

 

Организационная система  таможенно – тарифного регулирования в Российской Федерации Таможенном союзе.

Основополагающими законодательными актами таможенно – тарифного регулирования являются: Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года, № 5003 – 1; федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года, № 164 – ФЗ; «О таможенном регулировании в Российской Федерации « от 27 ноября 2010 года, № 311 – ФЗ, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные акты ФТС России.

Эти законодательные и  нормативные акты устанавливаю порядок  формирования и применение таможенного  тарифа Российской Федерации, правила  обложения товаров пошлинами  при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

В российском законодательстве о государственном регулировании  внешней торговли задействованы  все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно – тарифного регулирования. Таможенно – тарифное регулирование по характеру своего действия относится к экономическому регулятору внешней торговли. Оно призвано осуществлять экономическую политику страны.

За истекшие десятилетие  в России произошел эволюционный переворот по созданию и совершенствованию  системы таможенно – тарифного регулирования, отвечающей нормам и правилам ВТО. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации внешнеэкономической политики, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация такого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно – тарифного регулирования.

В условиях глобального финансово  – экономического кризиса, спровоцировавшего  острые кризисные явления в реальном секторе отечественной экономики, реализованные антикризисные меры таможенно – тарифного регулирования. Эти меры направлены на повышение конкурентоспособности важнейших отраслей и секторов российской экономики.

В целях содействия углублению экономической интеграции и осуществления  добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами  международной торговли, Правительство  Республики Беларусь, Правительство  Республики Казахстан и Правительство  Российской Федерации подписали  Соглашение о едином таможенно – тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 года), где предусмотрено применение на единой таможенной территории этих государств Единого таможенного тарифа.

Единый таможенный тариф  – инструмент торговой политики Таможенного союза, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимых на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Применение ставок Единого  таможенного тарифа Таможенного  союза в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров  и условий их ввоза регулируется национальным законодательством, если иное не предусмотрено Соглашением  о едином таможенно – тарифном регулировании и решениями Комиссии таможенного союза.

Единый таможенный тариф  является инструментом торговой политики Таможенного союза, основными целями которого являются:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров на  единую таможенную территорию;

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров на единой таможенной  территории государств – участников  Таможенного союза;

- создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Таможенном союзе;

- защита экономики Таможенного  союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективной интеграции Таможенного  союза в мировую экономику.

В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

- адвалорные, начисляемые  в процентах от таможенной  стоимости облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетают оба вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов  сделок и иных обстоятельств, за исключением  случаев, предусмотренных Соглашением.

Для оперативного регулирования  ввоза товаров на единую таможенную территорию государств – участников Соглашения при необходимости вместо ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году.

Формирование Единого  таможенного тарифа осуществляется странами – участницами Таможенного  союза с учетом следующих факторов:

- уровень унификации таможенных  тарифов, достигнутый сторонами  в ходе реализации Соглашения  об Общем таможенном тарифе  государств – участников Таможенного  союза от 17 февраля 2000 года;

- импорт конкретного товара  на таможенные территории государств сторон;

- чувствительность ставок  ввозных таможенных пошлин для конкретной отрасли промышленности;

- международные обязательства  сторон.

Информация о работе Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци