Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет исключительно важную роль в развитии экономики в целом, так как оно способствует переходу экономики на инновационную модель развития, выполнению международных обязательств, поддержанию стабильности международной торговой системы.
Многие страны мира накопили огромный позитивный опыт модернизации и совершенствования таможенно – тарифного регулирования. Накопленный опыт сконцентрированный в национальных законах и многосторонних международных договоренностях, благодаря чему эти страны решают многие приоритетные социально – экономические проблемы.

Работа содержит 1 файл

диплом глава 1.docx

— 49.96 Кб (Скачать)

По способу вычисления. Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленных с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

 

Ставки таможенных пошлин, применяемых в Российской Федерации.

В настоящее время Российская Федерация использует  в практике таможенно – тарифного регулирования  следующие ставки таможенных пошлин:

- базовые ставки тарифа (адвалорные, специфические, комбинированные);

- двойные ставки тарифа (при отсутствии РНБ и недоказанности страны происхождения ввозимого товара);

- преференциальные ставки  в торговле с государствами,  подписавшими соглашения о создании  межгосударственной зоны свободной торговли (ЗСТ) и Таможенного союза (нулевые ставки при наличии некоторых изъятий);

- преференциальные ставки  в торговле с группой развивающихся  стран – получателей РНБ (0,75 базовой ставки по определенному списку товаров);

- преференциальные (нулевые)  ставки в торговле с наименее  развитыми странами (НРС), имеющими  РНБ (по специальному списку  товаров);

- ставки особых пошлин, введенные Правительством РФ  после процедуры специального  расследования в целях защиты  внутреннего рынка, минимизации или предотвращения существенного ущерба отрасли национальной экономики, отечественным производителям и потребителям (специальных, компенсационных, антидемпинговых, временных специальных, временных антидемпинговых);

- ставки сезонных пошлин, применяемых на временной основе  по специальным процедурам для регулирования ввоза ряда товаров, имеющих явно выраженный сезонный характер производства (сахар и др.);

- ставки пошлин, используемые  в рамках вводимых Правительством  РФ тарифных квот для ограничения  некоторых видов продовольственных  товаров;

- ставки экспортных (вывозных) пошлин, применяемых в целях ограничения  коммерческого вывоза некоторых  товаров и сбалансирования спроса  на внутреннем рынке. Их применяют  по достаточно узкому кругу  экспортных товаров.  Однако при этом удельный вес только экспортных пошлин доходил в отдельные годы до половины совокупного объёма всех таможенных пошлин.

 

Таможенный тариф как  инструмент таможенно – тарифного регулирования.

Классическим инструментом, ключевым элементом регулирования  внешнеторговой деятельности являются таможенные тарифы, которые по характеру  своего действия относятся к экономическим  регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф применяется  на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово – экономическую группировку и создают свой таможенный союз , таможенный тариф становится общим инструментом внешне – торгового регулирования, единым для всех стран – участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

Таможенный тариф выполняет  функцию налога, взимаемого при пересечении  товаром таможенной границы. Он повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Поэтому таможенные тарифы остаются одним из важных инструментов государственного регулирования внешней торговли, так как обеспечивают защиту национальных производителей  от иностранной конкуренции.

Таможенному тарифу присущи  и другие функции. В частности, во многих странах сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет. С помощью таможенных тарифов на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов (т.е. пошлин) по товарам, представляющим  интерес для расширения взаимной торговли.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров,  распределяемых по соответствующей схеме. Классификация товаров означает их распределение по подгруппам,  группам и разделам в соответствии с определенными признаками. В зависимости от этих признаков товары могут быть сгруппированы по отраслям производства, по материалам, из которых они изготовлены, по степени обработки и т. п. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используются Брюссельская таможенная номенклатура (БТН) и Стандартная международная торговая  классификация ООН (СМТК).

В России постоянно возрастает роль  тарифного регулирования  ВЭД.

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная.

Протекционистская функция  связана  с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает их стоимость при реализации  на внутреннем рынке  страны-импортера, и тем самых повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальные таможенные пошлины  направлены на пополнение доходной части  федерального бюджета. При установлении фискальных пошлин государство основывается на принципе использования тарифов в качестве источника средств. В результате размер пошлин устанавливается таким образом, чтобы максимальными были не относительные, а абсолютные величины таможенных поступлений, поскольку неоправданное повышение тарифов ведёт к снижению объёма импорта и последующему снижению объёма собираемых платежей.

При формировании таможенных тарифов на ввозимые товары широко используется принцип эскалации  тарифа, направленный на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками. Данный принцип основан на повышении ставок таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки. На практике это выражается в установке наиболее низких ставок на сырьевые товары и  наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. Тем самым стимулируется ввоз в первую очередь необходимого сырья и механизмов, что оказывает положительное влияние на развитие обрабатывающей промышленности внутри государства.

 

Структура таможенного тарифа.

Таможенный тариф во всех странах мира представляет законодательный  акт, содержащий систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному контролю с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются.

Первоначально существовала только одна ставка пошлины на все  ввозимые товары, и тариф был одноколонным, но по мере развития международной  торговой системы структура таможенных тарифов изменилась – по каждой товарной позиции были установлены две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Современный таможенный тариф  – сложное торгово – политическое средство, в организационную структуру которого входят таможенные пошлины, их вид и ставки, система группировки товаров, таможенная стоимость товаров и методы её определения, тарифные льготы, преференции  и привилегии.

Таможенный тариф состоит  из трёх основных элементов – ставок таможенный пошлин, системы классификации  товаров для целей регулирования  и учёта внешнеторговой деятельности, правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин.

В настоящее время по структуре  ставок таможенных тариф делится  на простой (одноколонный) и сложных (двух- и многоколонный).

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого  товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости  от страны происхождения товара. Такой  тариф не обеспечивает достаточной  маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным  условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространён.

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает  две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей  степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке, так как он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, или предоставлять льготы другим, привязывая их таким способом к своему рынку, даёт возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется  в отношении тех стран, которым  не предоставляется РНБ. Более низкая договорная (конвекционная) ставка пошлин представляется странам, пользующимся РНБ.

В России действуют дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. В современных  условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

 

Таможенная процедура  как средство регулирования внешнеторговой деятельности.

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О таможенном регулировании а Российской Федерации», за исключением товаров:

- происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории – члена Таможенного союза);

- выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения данного закона товарами, выпущенными для свободного обращения на  таможенной территории Таможенного союза. Для целей применения данного закона товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации;

- изготовленных из товаров,  происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств – членов Таможенного союза.

Товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если они предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза.  В иных случаях товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или актами Правительства РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области  таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле определяет порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Таможенные процедуры  свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Возникновение и прекращение  обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в связи с помещением товаров под таможенные процедуры и завершением действия таможенных процедур устанавливаются ТК ТС.

Если содержанием таможенных процедур предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенные органы вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

В целях таможенного регулирования  в отношении товаров устанавливаются  следующие виды таможенных процедур:

- выпуск для внутреннего  потребления;

- экспорт;

- таможенный транзит;

- таможенный склад;

- переработка на таможенной  территории;

- переработка вне таможенной  территории;

- переработка для внутреннего  потребления;

- временный ввоз (допуск);

- временный вывоз;

- реимпорт;

- реэкспорт;

- беспошлинная торговля;

- уничтожение;

- отказ в пользу государства;

- свободная таможенная  зона;

- свободный склад;

- специальная таможенная  процедура.

Таможенная процедура  выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

Основной характеристикой  данной таможенной процедуры является возможность пользоваться и (или) распоряжаться  товарами после их выпуска без  каких – либо ограничений, в том  числе временного характера, т.е товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Таможенного союза.

Информация о работе Таможенно – тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Российской Федераци