Финансирование деятельности за счет коммерческого кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить и проанализировать финансирование деятельности за счет коммерческого кредита.
Задачи:
1)Раскрыть сущность понятия «финансирование предпринимательства»;
2) Дать понятие коммерческому кредиту, его сущности и механизмам расчетов;
3) Рассмотреть коммерческое кредитование на современном этапе;
4) Раскрыть проблемы финансирования деятельности за счет коммерческого кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» 4
1.1.Банковский кредит 6
1.2. Коммерческий кредит 12
2. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ – СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ РАСЧЁТОВ 14
3. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ СЕГОДНЯ 19
4.ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЁТ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЕТ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

           Рисунок 2 - Признаки банковского кредита

    С банком работают только специалисты  и руководители потенциального заёмщика. Консультационные компании могут принимать  участие в подготовке документации по проекту, однако банк не вступает в  переговоры с консалтинговыми фирмами.

    Окончательное решение о финансировании проекта принимается только на Кредитном комитете.

    Процедура достаточно формализована, что позволяет  достаточно чётко отрабатывать большой  поток заявок. Если проект эффективный, хорошо проработан заёмщиком, соблюдаются  все основные принципы и условия финансирования и предприятие своевременно предоставляет в банк необходимые документы, то рассмотрение вопроса не займёт много времени. поскольку банк также заинтересован в том, чтобы надёжно и эффективно размещать ресурсы и получать доходы от вложений средств в реальный сектор экономики.

    Всякий  долгосрочный кредитный договор, как  правило, содержит гарантийные обязательства  — ограничения, налагаемые банком на заемщика для минимизации риска  по предоставленному финансированию. Формулировки ограничивающих условий определяются конкретной кредитной ситуацией. Наиболее распространенный вариант — ограничения на оборотные средства.

    1.2 Коммерческий кредит

 

    Коммерческий  кредит – это одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров, а следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.

    Инструментом  коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение получили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводный (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции векселя часто принимает на себя стандартный договор между поставщиком и потребителем, регламентирующий порядок оплаты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита.

    Коммерческий  кредит принципиально отличается от банковского:

  • в роли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;
  • предоставляется исключительно в товарной форме;
  • ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур;
  • средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;
  • при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В современных  условиях на практике применяются в  основном три разновидности коммерческого кредита:

  • кредит с фиксированным сроком погашения;
  • кредит с возвратом лишь после фактической реализации заемщиком поставленных в рассрочку товаров;
  • кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется до момента погашения задолженности по предыдущей поставке4.

 

     2. Коммерческий кредит – сущность и механизмы расчётов 

      Коммерческий  кредит можно охарактеризовать как  кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок, как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

      Применение  коммерческого кредита требует  наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

      Выделяют  пять основных способов предоставления коммерческого кредита:

  • вексельный способ;
  • открытый счет;
  • скидка при условии оплаты в определенный срок;
  • сезонный кредит;
  • консигнация.

      При вексельном способе после поставки товаров продавец выставляет тратту на покупателя, который, получив коммерческие документы, акцептует ее, т.е. дает согласие на оплату в указанный на ней срок.

      Другой  способ - скидка при условии оплаты в определенный срок. Этот способ предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

      Согласно  договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета.

      Сезонный  кредит обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек разрешают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Главное преимущество при этом способе

      - возможность выпуска продукции  без дополнительных расходов  на складирование, хранение и  т.д. 

      Консигнация - способ, при котором розничный  торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

      Само  собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации5.

      Продажа товаров в кредит стала обычным  способом ведения дел для промышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием конкуренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции .к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

    Коммерческий  кредит - это одна из самых первых форм кредитных отношений в экономике, которая породила вексельное обращение и активно способствовало развитию безналичного денежного оборота, которая находит свое практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в формах реализации услуг и продукции с отсрочкой платежей. Основной целью данной формы кредитования является ускорение процесса реализации товаров и услуг, а также для извлечения прибыли, заложенной в них.

    В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно широкое  распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях ее распространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права.

    В современных условиях на практике применяются  в основном три разновидности  коммерческого кредита:

    1. кредит с фиксированным сроком  погашения; 

    2. кредит с возвратом лишь после  фактической реализации заемщиком  поставленных в рассрочку товаров;

    3. кредитование по открытому счету,  когда поставка следующей партии  товаров на условиях коммерческого  кредита осуществляется до момента  погашения задолженности по предыдущей  поставке.

     Коммерческий  кредит есть форма краткосрочного финансирования, применяемая почти во всех сферах бизнеса. Фактически это основной источник краткосрочных средств для большей части фирм. В промышленно развитых странах большинство покупателей может не оплачивать стоимость товара при его доставке, им предоставляется небольшая отсрочка, ограниченная крайним сроком платежа. На период отсрочки продавец товара предоставляет покупателю кредит. Так как обычно поставщики товара относятся к предоставлению кредита более либерально, чем финансовые институты, малые предприятия широко используют в своей деятельности коммерческий кредит.

     Из 3 типов предоставления коммерческого  кредита — открытые счета, векселя  и акцептованные накладные —  наиболее широко распространены открытые счета. Поставщик отправляет товар  покупателю и выписывает накладную, в которой указывает вид поставляемого товара, его цену, общую стоимость поставки и условия продажи. Формально покупатель не предоставляет письменных обязательств, свидетельствующих о том, что сумма взята в долг у продавца. Продавец предоставляет кредит, основываясь на информации о кредитоспособности покупателя.

  Иногда вместо открытого счета применяют простой вексель. Покупатель выписывает вексель, который служит подтверждением задолженности продавцу. Вексель должен быть оплачен к определенной дате. Так поступают, когда продавец желает официально оформить задолженность, например, если срок платежа по открытому счету истекает, продавец может потребовать от покупателя предоставления векселя6.

     Акцептованные товарные накладные — это еще  один способ формально зафиксировать задолженность покупателя. Продавец выписывает на имя покупателя переводной вексель-тратту, который является указанием произвести оплату в определенный момент.

    Рисунок 4. Финансирование деятельности за счёт коммерческого кредита.

 

     3. Коммерческий  кредит сегодня

 

     На  современном этапе проблема коммерческого  кредита в России приобрела скорее практический, нежели теоретический  характер. Объективные условия использования  коммерческого кредита возникают  в связи с активизацией рыночных отношений, переводом на коммерческую основу банков, отказом от сложившейся монопольной организации банковского дела. Накопленный в развитых зарубежных странах опыт в области коммерческого кредита, а также незаслуженно забытая практика взаимного кредитования предприятий до кредитной реформы 30-х годов могут не только подсказать варианты решения поднятой проблемы, но и предостеречь от ошибок.

     Правильная  организация коммерческого кредитования может быть одним из пунктов программы  стабилизации денежного обращения  в России. Поскольку появление векселя предусматривает обязательное существование товарной сделки, то и выпущенные в оборот деньги при учете этого векселя в банке или при выдаче ссуды под его залог будут иметь материальное обеспечение. Это, в свою очередь, создаст условия для сокращения количества лишних денег в обращении. Коммерческий кредит становится тем дополнительным элементом к существующему кредитному механизму, который позволяет ему гибко реагировать на хозяйственную ситуацию на отдельных участках хозяйства, не расширяя автоматически общей массы платежных средств и не отказывая предприятиям в обоснованной кредитной помощи.

     Очевидно, что под правильной организацией коммерческого кредита понимается адекватный сложившейся ситуации выбор  формы кредитования. А они в различных условиях и проявляют себя по-разному, и, значит, универсального плана, рецепта просто не может быть.

Информация о работе Финансирование деятельности за счет коммерческого кредита