Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:52, шпаргалка

Описание работы

Рынок ценных бумаг в России и его нормативная база. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности Сбербанка №3912 г. Уварово. Виды деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Предоставление брокерских услуг ОСБ №3912 г. Уварово.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ДКБ.doc

— 946.00 Кб (Скачать)

Денежная  масса – это совокупность покупательных платежных и накопительных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих физическим, юридическим лицам и государству. Денежная масса – это важный количественный показатель движения денег.

Для анализа  изменений движения денег на определенную дату и за определенный период финансовой статистики стали использовать денежные агрегаты(показатели структуры денежной массы – М0,М1,М2,М3,М4).

Для определения  денежной массы страны используется различное кол-во агрегатов в  США – 4, Франция – 2, Россия – 4.

М0 –  наличные деньги в обращении;

М1 –  М0 + средства п/п на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в Сбербанках до востребования, средства страховых компаний;

М2 –  М1 + срочные депозиты населения в  Сбербанках, в т.ч. компенсация;

М3 –  М2 + сертификаты и облигации государственных займов.

Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условиями  равновесия как показывает практика является:

М2 > М1, М2+М3 > М1.

С помощью  денежных агрегатов можно определить скорость оборота денег:

n = Н / М2,

где Н  – годовой объем валового национального  продукта в руб. 

         2. Управление денежным обращением имеет свою историю, восходящую к тем временам, когда его основу составлял золотой стандарт. Международный золотой стандарт (international gold standard) — действовавшая в XIX — начале XX в. международная валютная система, в соответствии с которой каждая страна выражала стоимость своих денежных единиц в определенном 'Количестве золота, поддерживала неизменным соотношение между своим золотым запасом и массой денег в обращении и допускала свободный ввоз и вывоз золота.

     Привязка  внутреннего денежного обращения  к золоту накладывала на объем  денежной эмиссии достаточно жесткие  количественные рамки и в определенных условиях выступала ограничителем экономического развития. В процессе отхода от золотого Обеспечения эти ограничения были сняты, но в то же время денежная сфера потеряла ряд регуляторов. Такой канал сокращение денежной массы, как тезаврация, просто перестал функционировать; такие регуляторы, как отток денег в сбережения и инвестиции, стали менее эффективными. Сохранение в этих условиях прежнего механизма эмиссии было чревато дезорганизацией денежной сферы, в том числе и в процессе инфляции. Проблема упорядочения денежной эмиссии и контроля над ней стала еще более актуальной.

     Одним из конституирующих свойств инфляции является избыточность предложения  денег. Вне зависимости от того, какова роль избыточности денежной массы в  развитии инфляционного процесса, необходимость  регулирования становится очевидной. Проблемы контроля над массой денег в обращении обусловлены особенностями современных денег, неразменных на металл и выпускаемых в обращение совокупностью банковских учреждений.

     Управление  денежным обращением постепенно заняло важнейшее место в деятельности центрального банка. Это связано, во-первых, с тем, что меры, регулирующие условия денежного обращения, позволяют получить важные макроэкономические результаты, в том числе по ограничению инфляции. Во-вторых, именно в этой сфере происходит совмещение интересов банка как органа государственного регулирования и как ведущего элемента банковской системы, заинтересованного в достижении ее стабильной жизнедеятельности. Условием такого совмещения является непротиворечивость денежной политики государства, направленной в самом общем виде на обеспечение безинфляционного экономического роста, и целей обеспечения стабильности банковской системы. При выработке конкретных задач регулирования денежного обращения центральный банк учитывает также особенности банковской системы страны и текущую экономическую конъюнктуру.

     Регулирование денежной массы в обращении осуществлялось с момента возникновения двухуровневой  банковской системы (с конца XIX в.), однако с 70-х годов этого столетия оно  стало рассматриваться в качестве основного метода борьбы с инфляцией. Речь идет именно об изменении роли денежно-кредитного регулирования, а не о разработке новой техники регулирования. Однако поскольку теоретическую базу ограничительной денежной политики составляли монетаристские концепции инфляции, настаивавшие на уменьшении государственного вмешательства в экономику, именно к этому периоду относится и постепенный переход к использованию косвенных, ориентированных на рынок инструментов денежно-кредитного регулирования.

     В настоящее время, регулируя денежное обращение, центральные банки ориентируются  на рынок, получая от него объективную  оценку всех экономических феноменов, в том числе и мер регулирования. Именно поэтому в странах с  рыночной системой экономики центральный банк действует через элементы рыночного механизма (предложение, спрос и цену). Реакция же рынка тем быстрее и адекватнее, чем серьезнее уверенность участников рынка в последовательности проводимой центральным банком политики, в наличии у него реальной возможности простимулировать или проконтролировать соблюдение регулирующих нормативов.

     Центральный банк — это банк, создаваемый  правительством для регулирования  обращающейся денежной массы и обменного  курса национальной валюты, наделенный монопольным правом выпуска банкнот. Это — основное звено денежно-кредитной системы.

     Независимость центрального банка подразумевает  не только институциональную, но и юридическую  независимость, позволяющую ему  иметь ряд прав в случае конфликта  с правительством. Центральный банк представляет одно из звеньев в системе источников правительственного финансирования осуществляющее: налогообложение; продажей облигаций (казначейских векселей); размещение зарубежных займов; эмиссию денежных знаков.

     Разделение  власти на фискальную и денежную необходимо для того, чтобы в случае необходимости убеждать правительство изменить политику и финансировать свои операции из источников, альтернативных монопольному доходу от выпуска денежных знаков. В случае, если правительство будет рассматривать в качестве основного источника получения доходов систему налогообложения, потребуется расширение финансирования за счет дохода от выпуска денежных знаков, что ударит по независимости центрального банка. Если государство не в состоянии разработать эффективную систему налогообложения и продавать облигации для осуществления финансирования, то неизбежно будет возникать давление на центральный банк с целью заставить его увеличить выпуск денежных знаков для покрытия дефицита.

     Характерной чертой взаимоотношений финансового сектора и реального сектора в дореформенный период в СССР было неукоснительное выполнение финансовыми учреждениями директивных указаний правительства. Госплан СССР пресекал любое проявление независимости со стороны органов, занимающихся денежной политикой, так как это могло препятствовать решению их плановых задач. Госбанк в буквальном смысле был орудием Министерства финансов и выполнял любые его требования по выдаче дополнительных кредитов предприятиям или по проведению дополнительной эмиссии, направленной на достижение установленных им ранее производственных показателей.

     Поскольку в период с 1989 по 1991 г. наблюдалось  ослабление централизованного планирования, возникла необходимость в макроэкономической стабилизации посредством проведения денежно-кредитной политики, т. е. осуществления контроля за кредитными рынками и денежной эмиссией. Уровень инфляции во многом зависит от политики центрального банка. Поскольку в любой экономике существует несколько источников инфляции, то центральный банк может либо смягчать, либо усугублять ее путем контроля за денежным предложением. Кроме того, важную роль играет ожидаемая инфляция. Формирование ценовых I ожиданий частично базируется на общественном мнении о денежно-кредитных властях. Если они воспринимаются как действительно ответственные распорядители денежного предложения, то тогда фактор ожидаемой инфляции можно не учитывать. В противном случае возникнет дополнительный источник инфляции. С ликвидацией централизованного планирования и проведением монетарной политики одним из показателей успеха реформ становятся степень независимости новой денежной власти и способ ее использования.

     Доверие к центральному банку в переходный период приобретает особое значение, поскольку он олицетворяет денежно-кредитную  власть. Центральный банк, испытывая на себе давление правительства по линии эмиссии и сбору инфляционного налога посредством монетарной экспансии, ведет финансовые операции на макроуровне, регулируя политику бюджетного распределения средств и политику участия государства в капитале. В развивающихся странах, испытывающих большие трудности с введением или сбором налогов на добавленную стоимость, на прибыль или акцизных налогов обычно вводят инфляционный налог. Проблема заключается в том, что производители и потребители начинают ожидать роста денежной массы, повышая тем самым цену ожиданий и занижая реальную стоимость инфляционного налога. Предпринимаемые ими действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, приводят к спаду объемов производства. Денежная власть вынуждена приспосабливаться к этим ожиданиям, что неизбежно повышает темпы инфляции. Поэтому центральный банк, который призван противостоять инфляции и может усилить это противостояние по причине своей независимости, должен побуждать правительство увеличивать доходы за счет традиционных налоговых источников (налога на добавленную стоимость и налога на прибыль), балансировать свой бюджет. Теория общественного выбора предполагает, что чем выше степень независимости центрального банка, тем меньше будут темпы инфляции и крепче дисциплина кредитно-налоговой политики. Однако не всегда его независимость способствует этому.

     Центральный банк воздействует на денежное обращение  через рынок с помощью рыночного  механизма. Объектом воздействия служат:

• объем  предложения денег в наличной и безналичной формах;

•   объем спроса;

•    цена кредита.

     Возможность воздействия на предложение денег  обеспечивается центральному банку  совмещением субъекта денежной эмиссии  в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

     Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций, подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.

     Эволюция  методов регулирования денежного  обращения стимулируется отчасти  и его особенностями как объекта  регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояния всей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. Отмеченные же в последнее десятилетие изменения в денежной сфере развитых стран резко повысили ее компенсирующие способности. В связи с этим в качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

• достижение высокой степени развития инструментов денежного рынка, чья гибкость позволила быстро приспособиться к регулирующим мерам;

• изменение  структуры банковской системы, расширение сферы оптовых банковских операций, повышающих устойчивость денежной сферы;

• интернационализация  банковской деятельности, также увеличившая  мобильность этой сферы, ее способность компенсировать воздействие регулирующих мер.

     В распоряжении государства как органа макроэкономического регулирования  имеется достаточно ограниченный набор  инструментов воздействия на экономику. Важнейшими инструментами являются инструменты денежно-кредитной политики, бюджетные и налоговые инструменты; именно они используются в первую очередь в рамках определенных направлений государственного регулирования (как правило, в комплексе, используются). От периода к периоду меняется более всего соотношение различных инструментов регулирования, сама техника их применения. Денежно-кредитное регулирование в силу особенностей проявления инфляции (непосредственно в денежной сфере) входит составным элементом во все антиинфляционные программы, обеспечивает действительно макроэкономический характер государственной экономической политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"