Правовое регулирование использования и охраны земельных объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Для нее характерны такие уникальные свойства, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Земельное право…………………………………………………….…………..4
1.1. Предмет и метод земельного права………………………………....4
1.2. Система земельного права…………………………………...………6
1.3. Принципы земельного права………………………………….……..7
2. Правовое регулирование……………………………………………………….12
2.1. Земельно-правовые нормы……………………………………..…..12
2.2. Источники земельного права……………………………………....15
2.3. Органы, осуществляющие государственное управление земельным фондом………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………...……..19
Список используемой литературы…………………………………………..….20

Работа содержит 1 файл

Контрольная (Правовое регулирование использования и охраны земельных объектов).docx

— 38.02 Кб (Скачать)

Введение

       Земля является особо важным природным  объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты. Она и  пространственный базис всякой деятельности, и главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Для  нее характерны такие уникальные свойства, как ограниченность, неперемещаемость, незаменимость и др. Для земли  как особо ценного природного объекта характерна и такая особенность, как способность при рациональном ее использовании не только к восстановлению своей производительной силы, но и  ее увеличению. Такое главнейшее свойство земли, особенно сельскохозяйственного  назначения, как плодородие, при  умелом, научно обоснованном ее использовании  не только не уменьшается, но и всемерно возрастает, обеспечивая население  продовольствием, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем.

       С землей как природным объектом органически  связаны и другие компоненты окружающей природной среды - недра, воды, леса, животный и растительный мир, немыслимые вне земли и без земли. Все  это свидетельствует об исключительной важности земли как особого экологического объекта, отношения по поводу использования  которого нуждаются в особом правовом регулировании и изучении.

       При изучении данной темы следует также  иметь в виду, что в нормативных  актах, литературе и хозяйственной  практике различают такие органически  связанные понятия, как "земля" и "почва". Если понятие "земля" охватывает ее как целостный природный  объект, то термин "почва" означает лишь ее поверхностный слой. Оба  этих понятия земли имеют определенное правовое значение в качестве самостоятельных  объектов правового регулирования. 
 

1. Земельное право

1.1. Предмет и метод земельного права

       Российское  право изучает общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами  права, приобретают характер правовых отношений. Отношения же, возникающие  в связи с оборотом, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

       С изменением содержания общественных отношений  по поводу земли происходят изменения  в предмете и задачах земельного права. Земельные участки признаются недвижимым имуществом, а земельные  отношения, возникающие в связи  с использованием и охраной земель имущественными отношениями, то есть во многом родственными имущественным  гражданским отношениям. Поэтому  при регулировании земельных  отношений допускается  применение норм гражданского права, однако с учётом особенностей земельного и иного  природоресурсового законодательства.

       Земельное законодательство представляет возможность  выбора форм собственности и хозяйствования на земле. Развиваются институты  права частной собственности  на землю и аренда земли, государственное  управление земельным фондом  сочетается с широкой самостоятельностью пользователей  земли.

       Для характеристики отрасли права вообще и земельного права, в частности, наряду с предметом важно выявление  особенностей метода регулирования  земельных отношений. Под методом  отрасли права понимается способ воздействия норм данной отрасли  права на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.

       При наличии права государственной  собственности на землю предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Таким образом, возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании  административно правового акта – решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами «управляющего государственным земельным имуществом», а не «власть». И хотя уполномоченный орган государства может предоставить (продать) земельный участок, а может, если к этому имеются основания, и отказать или решить вопрос не так, как желает проситель, возникающие отклонения следует рассматривать как земельные, а не как административные.

       Административно-правовому  методу регулирования общественных отношений характерно проявление «власти подчинения». Этот метод не исключён в земельных отношениях. Участники таких отношений не равноправны, ибо один даёт обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административно-правовым методом регулируется представление и изъятие земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения, например в области государственного контроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которой присутствует государственный интерес; при межхозяйственном  и внутрихозяйственном землеустройстве, опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные  предписания землепользователям; при разрешении земельных споров и т.д. 
 
 
 

1.2. Система земельного права 

       Земельное право занимает самостоятельное  место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование  конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных  отношений. Оно, как уже было показано выше, имеет свой предмет и метод  правового регулирования этих отношений.

       Земельное право как сложное явление  социально-политической и экономической  жизни общества имеет определённую систему. Его первичным составным  элементом служат правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют здание правовой системы. Правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

       Отдельные правовые нормы формируются в  группы (блоки или звенья) норм, которые  именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные  действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных  отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность  за соблюдение договорной дисциплины и т.д.

       Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в  целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в эту часть, называются общими, а в особенную часть  – специальными (особенными). 

1.3. Принципы земельного права

       Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации формулирует следующие основные принципы:

       1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

       Конституция Российской Федерации (ст.9) придаёт земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные и правовые акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывают её особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса. Данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу.

       2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

       Подпункт 2 провозглашает, что обладатель земли, организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть  конкретные эффективные меры по её охране.

       3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

       Третий  принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли.

       4. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

       Граждане  и общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить такое участие.

       5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

       В статье провозглашено общеизвестное  положение гражданского права: «принадлежность следует судьбе главной вещи». Однако, ст.35 ЗК РФ имеет в виду противоположную ситуацию, когда приобретение здания или сооружения влечёт за собой право на соответствующий земельный участок.

       6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

       7. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

       В ст.65 Земельного кодекса РФ под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган и только на основании закона.

       8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

       Принадлежность  земель к той или иной категории предопределяет основной их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории. Отношение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст.8 ЗК РФ.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны земельных объектов