Экономико-географическая характеристика Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:27, реферат

Описание работы

Карта дает нам четкое представление о том, что Турция является «стражем» Европы, бастионом, защищающим ее от «вторжения» с Востока. На протяжении тысячелетий она разделяла два континента. Свыше 95% территории страны – это азиатская Турция, обширное нагорье, протянувшееся по оси Восток-Запад между двумя внутренними морями. А «конус» европейской зоны – это последний отрог Балкан. Таким образом, будучи расположенной между Средиземным и Черным морями, Турция ассимилировала множество различных культур, пережила исторические катаклизмы, изменившие судьбы многих народов, и обрела сознание того, что она великая страна.

Содержание

«Визитная карточка»………………………………………………………………стр. 3
Введение………………………………………………………………………………стр. 4
Экономико- и политико-географическое положение………………………стр. 5
Географическое положение…………………………………………………………………стр. 5
Пограничные страны и уровень их экономического развития……………………….стр. 5
Морские границы и их значение для хозяйственной деятельности страны……...стр. 6
Исторический очерк………………………………………………………………стр. 8
Природные условия и ресурсы……………………………………………………стр. 9
Водные ресурсы…………………………………………………………………………………….стр. 9
Геологическое строение и полезные ископаемые…………………………………………..стр. 9
Население……………………………………………………………………………стр. 10
Общая характеристика хозяйства……………………………………………стр. 12
Сельское хозяйство……………………………………………………………………………..стр. 14
Животноводство………………………………………………………………………………..стр. 15
Рыбное хозяйство……………………………………………………………………………….стр. 15
Лесное хозяйство……………………………………………………………………………….стр. 16
География промышленности…………………………………………………стр. 16
Промышленность и инфраструктура……………………………………………………..стр. 16
География транспорта…………………………………………………………стр. 18
Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….. стр. 18
Воздушный транспорт………………………………………………………………………..стр. 18
Трубопроводный транспорт…………………………………………………………………стр. 19
Связь………………………………………………………………………………………………стр. 19
Внешнеэкономические связи…………………………………………………стр. 19
Туризм……………………………………………………………………………………………стр. 22
Экономическое районирование.................................................................стр. 22
Турецкая кухня……………………………………………………………………стр. 23
Религия в Турции. Ислам………………………………………………………стр. 24
Традиции……………………………………………………………………………стр. 30
Заключение…………………………………………………………………………стр. 30
Список использованной литературы…………………………………………стр. 31

Работа содержит 1 файл

«Экономико-географическая характеристика Турции».doc

— 382.00 Кб (Скачать)

Источник: www.turkey-info.ru

Отраслевая  структура турецкой экономики характерна для индустриально-аграрных стран: на долю промышленного производства в общем объеме ВВП приходится около 28%, сельского хозяйства - 15%, строительства - 6%, услуг - 51%.

 

Таблица 2. Данные об  отраслевой структуре ВВП Турции (%):

ВВП

1999 год

2000 год

Сельское хозяйство 

 

Добывающая  промышленность

 

Обрабатывающая  промышленность

      

Электро-, газо- и водоснабжение 

 

Строительство

 

Транспорт и  связь

 

Торговля 

 

Сфера финансов   

 

Недвижимость

 

Прочее

13,9

 

1,5

 

24,0

 

3,2

 

5,2

 

13,4

 

21,5

 

2,6

 

5,1

 

9,6

13,5

 

1,4

 

23,7

 

3,2

 

5,1

 

13,1

 

22,4

 

2,5

 

4,8

 

10,3


Источник: www.tukey.ru

 

 

 

 

Сельское хозяйство

 

     Сельское хозяйство Турции, несмотря на очень заметный позитивный сдвиг в индустриальном секторе, продолжает занимать среди отраслей экономики по ряду параметров главенствующее положение: в земледелии, животноводстве и других, примыкающих к ним сферах экономической деятельности (лесное хозяйство, рыболовство) занято свыше половины всего самобытного населения и создается пятая часть валового национального продукта. Доля сельскохозяйственных товаров в экспорте страны за последние годы заметно снизилась, но тем не менее не опускается ниже 20-25 %. В  земледелии создаются почти две трети всего дохода данной отрасли. На втором месте находится животноводство (33,4 %), а роль лесного хозяйства (1,9 %) и рыболовства (1,7 %) незначительна.

Таблица 3 - Посевная площадь и сбор важнейших сельскохозяйственных культур

Основные сельскохозяйственные культуры

Площадь, тыс. га

Сбор, тыс. т

1988-1992

1993-1997

1998-2002

1998-1992

1993-1997

1998-2002

Пшеница

Ячмень

Кукуруза

Хлопчатник (хлопок-волокно)

Табак

Сахарная свёкла

Виноград

Маслины

4770

1972

599

474

122

50

579

318

7959

2791

674

660

204

147

794

614

8808

2575

620

838

377

187

830

740

4770

2270

747

119

91

752

1500

267

8585

3447

950

273

130

3403

3081

537

11080

3330

1200

598

179

5707

3120

814


Источник: www.turki.ru

 

Таблица 4.- Первые десять стран по размерам производства чая в конце 1990-х гг.

 

Страна

Сбор  чая тыс. т.

Индия

Китай

Кения

Шри-Ланка

Индонезия

Турция

Япония

Иран

Бангладеш

Аргентина

800

650

280

270

150

120

90

60

55

50


Источник: №3 – стр. 294

Животноводство

    Животноводство - вторая по важности отрасль аграрного сектора. В отличие от земледелия, животноводство (исключая птицеводство) развивалось почти исключительно на экстенсивной основе, за счет роста поголовий скота.

 

Диаграмма 2. Мировое поголовье овец, млн. голов.




    Скотоводство среди домашних животных первенство по численности и экономическому значению принадлежит овцам: они составляют более половины поголовья стада и овцеводство обеспечивает 45 % всего дохода поступающего от скотоводства. Коза, обычная и ангорская, занимает в Турции второе , после овец, место среди рогатого скота.

 

      Крупный рогатый скот, насчитывающий  13 млн. голов, включает коров  и быков, буйволов и  молочных  коров. Остальное тягловый и  транспортный скот, а также молодняк. Рабочий и транспортный скот в Турции составляют: ослы, мулы, и особенно незаменимые в условиях гористой местности верблюды.

     Птицеводство в    последнее  десятилетие в связи с повышением  рыночного спроса на белое  (птичье) мясо и яйца получило  значительное развитие. С помощью израильского капитала созданы птицеводческие комплексы по производству на промышленной основе 100 млн. бройлеров и около 1 млрд. яиц в год. Повысилась и роль домашнего птицеводства, особенно в районах Черного, Мраморного и Эгейского морей (куры и индюки).

 

Рыбное хозяйство

 

     Велики потенциальные возможности  для  прогресса рыболовства,  поскольку страна с трех сторон  окружается морями. Этому способствует  и наличие внутренних водоемов: озер и водохранилищ. Однако из-за отсталости техники лова, эта отрасль еще не достигла желаемого результата.  Примерно 90% улова дают Черное и Мраморное моря. Основные  породы рыб: хамса, ставрида, сардина, кефаль, скумбрия, тунец. Основные породы пресноводной ихтеофауны: сазан, форель, кефаль и т.д.

     В целом на душу населения в год приходится 11 кг рыбы.

 

Лесное хозяйство

 

          Леса и кустарники занимают 25,9 % всей территории страны, и по  площади лесов Турция находится  в Европе на 4-ом месте (после  России, Швеции, Финляндии). В результате  принятого в 1937 г.  “Закона о национализации лесов” практически все леса 199,9 %) находятся  ныне в руках государства. Обеспеченность различных территорий лесами крайне-неравномерна. Почти половина площади лесов приходится на полосу шириной в 150 км вдоль Черноморского побережья (районы обильных осадков); остальная часть леса приходится, на горы Тавра и побережье Эгейского моря.

     Относительно высокий удельный  вес площади, занятой в Турции лесами, отнюдь не показатель развитого лесного хозяйства и благоприятных возможностей для его прогресса. Во-первых , часть лесных массивов - это кустарники и низкосортные леса пригодны для заготовки дров, а не для деловой древесины.

     Во-вторых леса не отличаются  высоким качеством пород. В основном это сосны и ели (78%), лиственные(14%) и смешанные  леса (8%). Качественный во всех отношениях лес занимает 30,6% всей площади лесов.

     На западе страны произрастает валовой дуб, желуди которого содержат дубильное вещество (танин), употребляемое в кожевенном и красильном деле. Леса поставляют и другие продукты: древесину, древесную смолу, солодковый корень, росный ладан и др.

География промышленности

  Промышленность и инфраструктура

 

     В Турции  развивается текстильная  промышленность, пищевкусовая, металлургическая, химическая промышленность, а также добывающая, нефтеперерабатывающая и машиностроительная  промышленности.

     Добывающая промышленность обеспечивает 7,2 % стоимости промышленной продукции   и строительства. В отрасли  около 72 % производства обеспечивается  государственными предприятиями (без учета нефтяных).

     Топливное сырье - каменный уголь; магнит и нефть - идет на внутренние нужды.  Добыча каменного угля ведется на Черноморском побережье. Бурый уголь добывается в шахтах в Афишине - Эльбистане, в Сейтомире, Тунчбилеке (или Кьютахья). На 80 % добычу осуществляют государственные предприятия.

Добыча нефти  по сравнению с размерами ее внутреннего  потребления недостаточна. Государственные  предприятия в сочетании с  иностранным капиталом осуществляют поисковые работы, а также иностранные компании, частные и смешанные компании. Наиболее важный район находится в Эго-Восточной Анатолии. Т.к. залежи находятся в отдаленных районах , то затраты на добычу и траспорт возрастают.

     С 1985 г. началась пробная добыча  природного газа.

     Железная руда добывается в селе Сивас и Малатья. Турция занимает видное место по добыче и запасам хромовой руды (идет на экспорт).

     На территории также находятся  залежи и добывается медная  руда, марганцовая руда, ртуть, сера, вальфрамовая руда, урановая руда, бориты, фосфориты, золото и серебро (небольшое количество).

     Нефтеперерабатывающая и химическая  промышленность. Переработку нефти  осуществляют государственные заводы  в Батме, Измит, Алиага в  Мерсине.

     Добыча природного газа  в стране  началась в 90-е годы.Потребности в газе  также удовлетворяются за счетпродукции газовых заводов в Анкаре, Стамбуле, Измаиле и снижение попутных газов на перерабатывающих заводах.

     Производство минеральных удобрений,  в основном фосфартных и азотных  находятся в районе Измира и Стамбула.

     Резиновая промышленностьпредставлена  четырмя современными заводами  по производству автомобильных  шин. На частных предприятиях  производят покрышки и камеры  мотоциклов и велосипедов. Другая  отрасль - это резиновая обувь,  а также резинотехнические изделия.

     Черная и цветная металлургия.  Производство черных металлов  сосредоточено в трех крупных  государственных предприятиях черной  металлургии - Карабюкском, Эрегийском  и Искендерунском комбинатах. На  последнем же проиходит и выплавка стали. Имеет место выплавка меди. Существуют предприятия алюминиевой промышленности.

     В целом производство цветных  металлов не удовлетворяет растущий  спрос.

     Машиностроительная и электротехническая  промышленность получила развитие  прежде всего за счет создания сборочных предприятий. В этой отрасли особенно активно представлено участие частного капитала. Отрасли машиностроения: сборка и производство транспортнных средств, строительство железных транспортных средств, железные дороги, вагоны, холодильники, дизель-моторы. Имеются ремонтные заводы судостроение развито в Стамбуле и Измире. На верфях строятся суда для городских и непротяженных каботажных линий, автомобильные паромы. Значительная часть оборудования и запчастей импортируется. Средне- и крупномонтажные суда Турция закупает за границей.

     Станкостроение как отрасль обрабатывающей  промышлености совсем недавно  создано в стране. Сборка некоторых  моделей такарных, фрезерных, сверлильных  станков осуществляется по лицензиям  западных фирм. Котельные и холодильные установки, промышленные газовые печи изготавливаются на небольших хорошо оборудованных предприятиях частных фирм. Частный сектор в сотрудничестве с иностранным капиталом производят бытовую технику - газовые печи, плиты, швейные машины, велосипеды, калориферы.

     Развивается электротехническая  промышленность. Промышленное производство  электроизометоров, бытовых электроприборов  происходит по лицензиям западных  фирм.

     Заметными  темпами развивается радио- и  электронная промышленность - производство телефонной, радио - и телетехники, электронной аппаратуры, сборка ЭВМ.

     Электроэнергетика.  Строительство, эксплуатация энергетических  объектов и распределение электроэнергии  в Турции фактически сосредоточено  в руках государства. Если в 60-70- г.г. основным развитием электроэнергетики была тепловая энергетика на базе жидкого топлива (нефть), то теперь положен принцип преимущественной ориентации на собственный источник энергии: лигнит, гидроресурсы, природный газ, геотермальная солнечная энергия и энергия ветра.

     Действует  Комиссия по атомной энергии  для проведения исследований  в области использования атомной  энергии. Разрабатываются проекты  по строительству АЭС.

     В стране  действуют 50 ГЭС и 30 ТЭС. Производство  электроэнергии в 90-х годах составило 54,3 млрд. кВч ч. Потребление же на душу населения 926 кВт ч. Существует дефицит электроэнергии.

     Турция является  экспортером продукции сельского  хозяйства и добывающей промышленности.

     Внешние партнеры: ФРГ, США, Великобритания, Франция.

     В целом Турция - это развивающаяся  страна.

 

География транспорта

  Турция  имеет достаточно развитую транспортную  систему. В этой отрасли занято 3% населения страны.

Доминирующее  положение в системе перевозок занимает автомобильный транспорт. В 1993 г. на его долю приходилось 93,2 % внутренних перевозок и 70,7 % внутреннего грузооборота. Число автотранспортных средств быстро растет. Длина шоссейных и групповых дорог государственного и районного значения составила 109,4 тыс.км (государственного значения 58,7 тыс. км).

Большое значение для развития автомобильного транспорта Турции имеет ввод в эксплуатацию второго подвесного моста через  Босфор. Он позволил увеличить поток  транзитных грузов через Турцию, что является источником поступления валюты.

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность  железных дорог 10 390 км. Из-за пережитого в 80-х г.г. кризиса железная дорога получает медленное развитие.

Воздушный транспорт 

  До 1987 г. в Турции существовала одна авиакомпания - государственная, которая осуществляла перевозки пассажиров, как на внутренних, так и на заграничных авиалиниях. (Тюрк Хава йоллары - ТХЙ). Позже появилось несколько частных авиалиний, осуществлявших перевозки авиапассажиров на местных линиях на небольшие расстояния самолетами малой авиации

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Турции