Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

          Однако объективная необходимость  мобилизации части СОП для  казны возникает только на  стадии распределения. Поскольку  именно на этой стадии выявляется  доля (пропорция) производителей  и иных субъектов общества в СОП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения СОП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно-распределительный процесс в принципе невозможно осуществить иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства (c), выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (m).

          В то же время государство,  возникшее как надстроечная форма  управления обществом на соответствующей  стадии развития цивилизации,  объективно потребовало материальной основы для своего существования, источником чего могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновением государства начинается формирование системы перераспределительных отношений, которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.

          Основным методом перераспределения  СОП стало прямое изъятие государством  определенной части СОП в свою  пользу для формирования централизованных  финансовых ресурсов (бюджета), что  и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение                                                                                                                          осуществляется из НД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

          Перераспределение части СОП  в пользу государства осуществляется  между двумя участниками общественного  производства: от работников (из  “c”) в форме подоходного и  иных налогов, а от хозяйствующих  субъектов (из “m”) в форме НДС, налога на прибыль и др. [№13,с.74].

          Характерной особенностью современного  этапа является то, большая доля  национального дохода формируется  в сфере обращения. 

          Теперь более подробно остановимся  на понятии “налог”. Так, налоги в реальном налоговом механизме – безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с действующим налоговым законодательством части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени                                                                                                                                                   определенное место занимают пошлины и сборы. Их не следует отождествлять с понятием “налог”, так: пошлина – это соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя; сбор – платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет [№54,c.74].

          Налог как комплексное экономико-правовое  явление представляет собой   совокупность определенных взаимодействующих  составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

          Выделение самостоятельных элементов,  обусловлено особой важностью  отношений, затрагивающих материальные  интересы налогоплательщиков.

          Первым элементом налога выступает налогово-правовая форма, то есть общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное  компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться “законно установленной” и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.

         Объект обложения – это юридический  факт или совокупность юридических  фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог, иными словами, это - предмет, на который падает налог: доход, земля, имущество, капитал и тому подобное.

         Для установления налогооблагаемой  базы необходимо знать масштаб обложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога (например, в земельном налоге - площадь), то есть определенная законом физическая характеристика или параметр измерения объекта налогообложения.

          В то же время, единица обложения – часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы (в современной трактовке это налогооблагаемая база).

          Плательщик – лицо или хозяйство,  выполняющие возложенные на него  налоговые обязательства в силу обладания им объектом налогообложения.

         Норма налогообложения – доля  дохода, взимаемая через налоги  с налогооблагаемых объектов.

         Налоговая ставка – размер  налога с единицы обложения. 

 При  исчислении налога, подлежащего  взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого.         Налоговая санкция – увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства. Законом может устанавливаться и срок уплаты налога, в течении которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

          Для упорядочения процедуры внесения  налога в бюджет устанавливается  порядок уплаты налога, представляющий  собой нормативно установленные  способы и процедуры внесения налога в бюджет.

          Получателем налога является  бюджет или внебюджетный фонд. [№ 13,с. 74].

1.1.2. Функции  налогов. 

          Налоги как стоимостная категория  имеют свои отличительные признаки  и функции, которые выявляют  их социально-экономическую сущность и назначение. Так, функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств, показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов [№22,с.74]. В этой связи можно отметить что, несмотря на все многообразие мнений, развитие налоговой системы исторически определило три основных функции: фискальную, контрольную и распределительную. Которые взаимосвязаны и взаимозависимы, так ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

          При этом  основная функция  налогов – фискальная по обеспечению  наполняемости казны  (от латинского  слова fiscus – государственная  казна).

         Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

          Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить  себе необходимую материальную  базу для осуществления возложенных  на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

          Другая функция налогов, как  экономической категории, состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

        Распределительная функция налогов  обладает рядом свойств, характеризующих  многогранность ее роли в воспроизводственном  процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

           Стимулирующая подфункция налогов  реализуется через системы льгот,  исключений, преференций (предпочтений), увязанных льготообразующими признаками  объекта налогообложения. Она  проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. так, Законом ПМР “Об основах налоговой системы в ПМР” предусмотрены следующие виды льгот:

 §   необлагаемый минимум объекта  налога;

 §   изъятие из обложения определенных  элементов объекта налога;

 §   освобождение от уплаты налогов  отдельных категорий плательщиков;

 §   понижение налоговых ставок;

 §   целевые налоговые льготы, включая  налоговые кредиты; 

 §   прочие налоговые льготы.

Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию  воспроизводственного назначения несут  в себе платежи за пользование  природными ресурсами, налоги, взимаемые  в дорожные фонды, на воспроизводство  минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность, дифференцированы по источникам обложения [№54,с.74].

  

1.1.3. Принципы  налогообложения. 

 Принципы (от латинского principium – основа, первоначало)  – это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие  начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

      Однако, учитывая многоаспектность  содержания налогов, их комплексный  характер и неоднозначную природу,  необходимо отметить, что каждой  сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов.

      Так, можно условно выделить  три такие системы: 

 §   экономические принципы налогообложения; 

 §   юридические принципы налогообложения  (принципы налогового права);

 §   организационные принципы налоговой системы.

 Кроме  того, в рамках каждой из указанных  систем необходимо выделять как  общие принципы налогообложения,  присущие всей системе налогообложения  в целом, так и частные принципы  налогообложения, которые соответствуют  только некоторым разделам и положениям налогообложения, например, принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов и так далее.

          Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов”. Адам Смит выделил 5 принципов налогообложения, названных позднее “Декларацией прав плательщика”:

1)    принцип хозяйственной независимости  и свободы налогоплательщика,  основанные на праве частной  собственности; как считал А.  Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2)    принцип справедливости, заключающийся  в равной обязанности граждан  платить налоги соразмерно своим  доходам: “. . . соответственно их  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой государства; ”

3)    принцип определенности, из которого  следует, что сумма, способ, время  платежа должны быть заранее  известны налогоплательщику; 

4)    принцип удобности, согласно которому  налог должен взиматься в такое  время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5)    принцип экономии, в соответствии  с которым  издержки по взиманию  налогов должны быть меньше, чем  сами налоговые поступления; 

Информация о работе Налоговая политика