Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

4. Структура  и состав налоговых отношений. 

В финансовой науке любые отношения рассматриваются как общественно - экономические явления, имеющие определенную структуру и состав. Под составом каждого конкретного налогового отношения понимается совокупность его участников, т.е. субъектов налоговых отношений. В соответствии с системным подходом права и обязанности указанных субъектов (налогоплательщиков, налоговых органов и т.д.) в составе налогового отношения выступают в качестве юридических свойств этих участников. Под структурой налоговых отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого экономико-правового отношения.

Структуру налоговых правоотношений, как и  структуру любых общественных отношений, образует следующие три элемента:

1. субъекты  отношения- его участники( стороны)

2. содержание  отношения- субъективные права и обязанности указанных субъектов ( экономико- правовое поведение);

3. объект  отношения- по поводу чего или  ради чего субъекты вступают  в экономико- правовую связь  в сфере налогообложения ( материальные  экономические блага и нематериальные  неэкономические блага).

Примером  таких материальных благ могут быть денежные средства в виде сумм налога, сбора, пени, штрафа. Пример неэкономических  благ, выступающих объектом налоговых  отношений - публичный правопорядок в сфере налогообложения.

Виды  участников налоговых отношений.

К участникам отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, относятся:

1. организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2. организации  и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3. Федеральная  налоговая служба и ее подразделения  в РФ;

4. Федеральная  таможенная служба РФ и ее  подразделения в РФ;

5. сборщики  налогов и сборов - государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием от налогоплательщиков ( плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов ( сборов) и их перечисление ( перевод ) в бюджеты;

6. Министерство  финансов РФ, министерства финансов  республик, финансовые управления ( департаменты, отделы) администраций  краев, областей, городов Москвы  и Санкт- Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, финансовые органы, иные уполн

омоченные органы- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ; 7. органы государственных  внебюджетных фондов;

8. органы  налоговых расследований РФ и  их территориальные подразделения  ( с оговоркой- при решении вопросов, отнесенных к их компетенции  НК РФ);

9. органы, осуществляющие регистрацию: •  физических лиц по месту их  жительства; • актов гражданского  состояния физических лиц; • прав на недвижимое имущество и сделок с ним; • транспортных средств и (или) учет пользователей природными ресурсами. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности, советы адвокатских палат субъектов РФ, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (регистраторы);

10. Органы  опеки и попечительства, социальные учреждения;

11. Процессуальные  лица, участвующие в мероприятиях  налогового контроля (эксперты, специалисты,  переводчики, понятые, свидетели);

12. Кредитные  организации (банки);

В зависимости  от своего статуса и функций в  налоговых отношениях все указанные выше субъекты делятся на три группы:

1. субъекты (органы) налогового администрирования:  налоговые органы; финансовые органы; органы налоговых расследований;  сборщики налогов (сборов) и др.

18. Инструменты  налоговой политики государства

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование  налоговых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком на три - пять лет. В российской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось полное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в страну прямых иностранных инвестиций. Значительно более длительный срок существовала льгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично - в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в течение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика. 

В отличие  от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых  льгот для определенной части  предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога, создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций. 

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам. 

19. Пути совершенствования налоговой политики,  Налогового кодекса РФ 

20. Налоговая  политика в промышленно развитых  странах.  

21.Уровень  налогообложения в мировой экономике. 

По уровню налогового бремени все страны условно  можно разделить на две группы:

 юрисдикции  с высокими налогами;

юрисдикции  с либеральным налогообложением.

К юрисдикции с высоким уровнем налогообложения  относятся большинство стран с развитой экономикой и развивающиеся государства. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют примерно 30-60%, а ставка налога на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов от 15% до 35%. В данных странах существует также ж¸сткая процедура создания компаний, контроль финансовой отч¸тности, а в случае нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции  с низкими налогами называются «налоговыми  гаванями». Они в свою очередь делятся на 3 вида:

1. Юрисдикции  без прямых налогов на доходы  физических и юридических лиц,  называемые также «чистыми налоговыми  гаванями» или «безналоговыми  юрисдикциями». В странах данной  группы для компаний определ¸нных  типов, для определ¸нных видов доходов и имущества физических лиц отсутствуют налоги на доходы, на прибыль, на распределение прибыли, на наследство, дарение, собственность. Уровень косвенных налогов весьма незначительный. К странам без прямых налогов относятся: Андорра, Бермудские, Каймановы, Фарерские, Багамские острова.

2. Юрисдикции  с низким уровнем прямых налогов  - ставка налога на прибыль  индивидуального подоходного налога  для определ¸нных категорий налогоплательщиков  здесь менее 30%, а в некоторых  случаях не превышает 10%. К странам данной группы относятся: Британские острова, Израиль, Швейцария, Венгрия, Лихтенштейн. В данную группу также входят юрисдикции, дающие полное освобождение от налогов только для зарубежных доходов своих физических и юридических лиц (Коста-Рика, Гон-Конг, Либерия, Малайзия).

3. Юрисдикции  с высокими налоговыми ставками, которые предоставляют налоговые  преимущества некоторым типам  компаний. Некоторые государства  с развитой экономикой с целью  привлечения зарубежных инвестиций  и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность особый порядок налогообложения. Кроме льготных ставок налога на прибыль страны этой группы снижают налоги на распределение доходов. Сюда относятся: Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург.

Следует отметить, что «налоговые гавани»  допускают упрощ¸нную процедуру  отч¸тности физических и юридических  лиц перед налоговыми органами, в  ряде юрисдикций сокрытие и неуплата налогов и доходов не считается  уголовным преступлением. 

22. Принципы  построения современной налоговой  системы РБ.

Нал.система  –это совокупность налогов и сборов, взимаемых гос-ом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания, контроля. Налогообложение в любом государстве  должно базироваться на отдельных принципах  - основополагающих идеях и положениях существующих в налоговой сфере. Основоположник классической политэкономии смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов»  сформулировал четыре принципа. Принцип справедливости. Этот принцип предполагает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами! 2. Принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику! 3. Принцип экономии – максимальное сокращение издержек взимания налога. Основные принципы современного налогообложения в России определены в НК РФ.

  1. налоги устан-ся законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован в НК РФ (статьи 13-15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и след элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
  2. Принцип всеобщности налогообложения. Каждая организация и физ лицо без каких либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.
  3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
  4. Принцип соразмерности. Заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.
  5. Равное налоговое бремя. Налоговое бремя это мера экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.
  6. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. При установлении налогов необходимо учитывать эк.последствия:гос.бюджета, развития экономики, налогоплательщика.
  7. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Они не должны нарушать единое экономическое пространство. Ни на кого не м.б. возложена обязанность выплачивать налоги и сборы, а тж взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ.
 
 

23. Экономическая  эффективность. Административные  издержки. Гибкость. Политическая ответственность.  Справедливость. 

24. Совершенствование  региональных и местных налогов

Информация о работе Налоговая политика