Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Государственное управление налогообложением включает

1)                             систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2)                            совокупность норм и правил, регламентирующих  налоговые действия и налоговую  практику, а также определяющих  меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных  органов, но и вовлечение в процесс  управления всех органов законодательной  и исполнительной власти - Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Налоговыми  органами в Российской Федерации  являются Министерство по налогам и  сборам РФ (МНС РФ) и его территориальные  подразделения. Налоговые органы несут ответственность за соблюдение законодательства о налогах и сборах, осуществляют учет налогоплательщиков, проводят разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, о порядке исчисления и уплаты налогов. Они осуществляют также возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ответственность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу Российской Федерации несут таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и его территориальные подразделения.

Помимо  налоговых и таможенных органов  прием и взимание налогов и  сборов, а также контроль за их уплатой  могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными  задачами государственного управления в области налоговой и таможенной политики являются:

1) прогнозирование  объемов налоговых поступлений  на основе прогнозных расчетов  роста доходности предприятий;

 2)                           совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом

3)                           разработка правовых основ налогообложения;

4)                            обеспечение условий функционирования  конкретного налогового механизма;

5)                            составление налоговых обоснований  для обеспечения протекционистской  политики в области внешнеэкономической  деятельности;

6)                            создание системы учета и контроля  за сбором налогов.

В целом  государственное управление в области налоговой и таможенной политики включает: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Главной задачей налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета. При этом очень важным является определение оптимального состава государственных расходов и их соответствия общественно-необходимым потребностям, которые призвано удовлетворять государство за счет средств государственного бюджета. Это крайне трудная задача, поскольку совершенно по-разному трактуется само понятие «общественно-необходимые потребности». По-разному определяется и состав этих потребностей в разных странах.

В большинстве  стран в практике налогового планирования широко используются математические модели, посредством которых устанавливаются оптимальные соотношения государственных доходов и расходов и на основании этого оценивается состав и структура применяемых в стране схем налогообложения. Оптимизация государственных расходов создает условия для конструирования рационального налогообложения, не подрывающего основ предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование как составная  часть государственного налогового управления включает методы воздействия  налоговой политики на регулирование  инвестиционных процессов, обновление технологии, балансирование бюджета, решение социальных задач. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т.д.

Значение  налогового регулирования усиливалось  по мере возрастания государственного вмешательства в экономику. И  сегодня налоги как активные составляющие перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

И, наконец, налоговый контроль представляет собой  действия, осуществляемые органами государственного контроля в процессе наблюдения за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

В соответствии с Законом РСФСР «О государственной  налоговой службе РФСФР» от 21 марта 1991 г. контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет призваны осуществлять органы МНС РФ. МНС РФ имеет инспекции в субъектах федерации, в городах и районах. Они являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства и осуществляют свои функции как в отношении федеральных, так и региональных и местных налогов. Инспекции независимы от региональных и местных органов власти, что соответствует принципу единства государственной налоговой политики.

В систему  налоговых органов РФ, кроме МНС  РФ, входят федеральные органы налоговой  полиции, функционирующие на основании  Закона РФ «О федеральных органах  налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. Налоговая  полиция входит в систему правоохранительных структур и выполняет функции по предупреждению, выявлению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Выполняя  функции контроля, государственные  налоговые инспекции на предприятиях любых форм собственности имеют право проверять финансовые документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, декларации и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов. Они могут также требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, производить обследование любых производственных, складских и иных помещений.

В случае непредоставления бухгалтерских отчетов, балансов и т.д., инспекции имеют  право приостанавливать операции предприятий  и организаций, могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов или об иных объектах налогообложения.

1. Понятие  налоговых отношений. 

Экономико-правовые отношения, возникающие и развивающиеся  в сфере налогообложения, в юридической  науке, как правило, определяются как специальный вид общественных отношений, урегулированных нормами налогового права.

Налоговые отношения - это охраняемые государством общественные отношения, возникающие  в сфере налогообложения, имеющие  экономическую основу, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые отношения бывают следующих видов:

1. Отношения  по установлению, введению и взиманию  налогов и сборов в РФ;.

2. Отношения, возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов (налоговые обязательственные отношения);

3. Отношения,  возникающие в процессе заключения  и исполнения налоговых договоров (налоговые договорные отношения);

4. Отношения,  возникающие в процессе налогового  контроля и надзора за соблюдением  налогового законодательства налоговые  контрольные отношения);

5. Отношения,  возникающие в процессе защиты  прав и законных интересов  участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

6. Отношения,  возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершения налоговых правонарушений (налоговые деликатные отношения).

2. Признаки  налоговых отношений.

Налоговые отношения имеют несколько существенных признаков, отличающих их от иных видов  отношений.

1. Налоговые  отношения представляют собой урегулированные нормами налогового права общественные отношения, которые возникают и развиваются исключительно в сфере налогообложения ( налоговой деятельности государства и муниципальных образований).

2. Налоговые  отношения, в первую очередь, являются формой реализации публичных интересов, в связи с чем они должны рассматриваться как публично- правовые и публично- экономические отношения. Последнее обусловлено тем обстоятельством, что налогообложение обеспечивает публичные экономические (финансовые) интересы и реализацию государственных функций и задач.

3. Налоговые  отношения являются сложносоставными  и состоят из двух типов  правоотношений: имущественных и  смешанных- имущественно- организационных.

4. Налоговые  отношения характеризуются юридическим неравенством сторон, как правило, являются властеотношением (отношением власти – подчинения). Однако необходимо отметить, что помимо вертикальных отношений в сфере налогообложения возникают и горизонтальные налоговые отношения между физическими лицами, между физическими лицами и государственными органами, между государственными органами.

5. Налоговые  отношения характеризуются особым  составом участников. Например, налоговые  отношения можно поделить на  отношения между частным и  публичным субъектом, между частными субъектами, между публичными субъектами. Однако большинство специалистов считают, что налоговые отношения возникают между публичном субъектом, с одной стороны, и частным- с другой.

6. В  налоговых отношениях одной из  сторон, как правило, выступает публично- правовой участок ( орган налогового администрирования- специально уполномоченный орган исполнительной власти). А это означает, что, хотя в правовых отношения подобного рода практически могут участвовать различные субъекты, в них всегда имеется обязательная сторона (публичная).

7. Налоговые  отношения могут возникать по  инициативе любой из сторон.

3. Основания  возникновения, изменения и прекращение  налоговых отношений. 

Такими  основаниями всегда выступают юридические  факты, предусмотренные в налоговом законодательстве. Это означает, что налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только при наличии четко определенных в налогово-правовых нормах условий, традиционно именуемых в праве юридическими фактами. Под юридическими фактами понимаются факты (фактические обстоятельства), имеющие, согласно закону, юридическое значение в качестве правового основания (условия), необходимого для реализации. Выделяют юридические факты двух видов: действия (бездействие) и события. При этом под действиями (бездействием) понимаются юридические факты, являющиеся результатом волеизъявления субъектов налогового права. В свою очередь, действия (бездействие) как юридические факты делятся на две группы. Во-первых, они делятся на правомерные и неправомерные. Во-вторых, действия (бездействие) как юридические факты делятся на действия (бездействие) публично- правовых субъектов налогового права и частноправовых субъектов.

Информация о работе Налоговая политика