Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

 Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили  свою актуальность и поныне. Однако, за более чем 200-летнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1.     принцип справедливости;

2.     принцип соразмерности; 

3.     принцип максимального учета  интересов и возможностей налогоплательщиков;

4.     принцип экономичности (эффективности).

 Принцип  соразмерности заключается в  соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Сущность остальных принципов соответствует сущности одноименных принципов, предложенных А. Смитом.

 Под  правовыми принципами понимаются  руководящие положения права,  исходные направления, его основные начала, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права [№13,с.74].

 Правовые  принципы организации системы  налогообложения, используемые в  международной практике, можно сформулировать  следующим образом: 

1.     Юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.

2.     Налоговые преференции подлежат  обязательному утверждению в  законе.

3.     Гарантированность стабильности  и последовательности налоговой  политики.

4.     Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).

5.     Запрещение обратной силы налогового  закона (действие налогов во времени).

6.     Функционирование института ответственности  основывается на презумпции виновности налогоплательщика при условии гибкого налогового воздействия на нарушителей налоговых законов.

7.     Ориентация преимущественно на  прогрессивные формы налогообложения. 

8.     Антидискреционность решений налоговых  администраций. 

9.     Соразмерность распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.

10.                       Приоритет финансовых общественно  необходимых целей [№ 54,с.74].

 К  организационным принципам налоговой  системы относятся положения,  в соответствии с которыми  осуществляется ее построение  и структурное взаимодействие:

1.     принцип единства;

2.     принцип подвижности; 

3.     принцип стабильности;

4.     принцип множественности налогов;

5.     принцип исчерпывающего перечня  налогов. [№13,с.74]

3. Сущность, цели и принципы налоговой  политики. Пути ее совершенствования.  Налоговый кодекс.

§1.2. Сущность цели и принципы налоговой политики.

         Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

          Как, специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.

          Научный подход к выработке  налоговой политики предполагает  ее соответствие закономерностям  общественного развития, постоянный  учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это.

          Формирование налоговой политики  и создание налоговой системы  происходит одновременно с развитием  параллельных блоков реформы  – изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

          При этом на выбор конкретного  варианта решения в области  налоговой политики влияют следующие  факторы: общая экономическая  ситуация в стране, характеризующаяся   темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

          Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к  опыту стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практики налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).  Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и  уменьшением  экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение  государственных  расходов) налоговая  политика  наряду  с  выполнением  регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой  экономики  эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени , ложащегося на производителей  и физических  лиц ,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов .

          Переход приднестровской экономики  на рыночные основы предполагает формирование принципиально иной , нежели это было в условиях административно - командной системы,  налоговой политики . Это ,  однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка. Ближе к нам российская модель, но, опять же, необходимо учитывать приднестровскую специфику. Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и  использования налоговых  систем должны быть переосмыслены и адаптированы  к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать,  и в немалой степени с помощью налоговой политики.

          Если конкретизировать цели адекватной для ПМР налоговой политики, то прежде всего необходимо отметить, что главная цель налоговой политики состоит не в наполнении казны любой ценой, а заключается в стимулировании предпринимательской и инвестиционной деятельности.

          Избыточный налоговый пресс приводит  лишь к еще большему спаду  производства, уходу от уплаты  налогов и расцвету “теневой  экономики”. Оптимальный уровень  налогового изъятия предполагает  такое совокупное бремя на  юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего  воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. При этом бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно  способных предприятий  и  отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и  стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

          Таким образом, в основе формирования  налоговой политике лежат две взаимно увязанные методологические посылки :

 ·        использование налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных   уровней  и  решение фискальных  задач  государства; 

 ·        использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности .

 Практическая  деятельность по осуществлению  данных задач, в конечном счете,  направлена на решение основной  проблемы страны – обеспечению  экономического роста. 

4. Понятие налоговой политики государства и методов ее осуществления. Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения. 

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам. 

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов: 

— управления; 

— информирования (пропаганды); 

— воспитания; 

— консультирования; 

— льготирования; 

— контролирования; 

— принуждения.

Управление  заключается в организующей и  распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование  сводится к разъяснению финансовыми  и налоговыми органами лицам, ответственным  за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах  и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых  органов с использованием специальных  форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Информация о работе Налоговая политика