Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:39, контрольная работа

Описание работы

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки.

Работа содержит 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

В этом заключается одна из основополагающих идей оптимального налогообложения, но ее анализ обычно не доводится до конца. Экономисты находят довольно трудным  моделирование отношений, связывающих  налоговые ставки и административные издержки. По этой причине они в своих исследованиях обычно пренебрегали административными издержками и ограничивались лишь критериями 1) и 3). Фактически они пытались определить такие налоговые системы, в которых обеспечивался бы наилучший компромисс между равенством (или соразмерностью) и эффективностью (или стимулами). Это небрежение к административным издержкам является главным недостатком многих исследований по оптимальному налогообложению.

Существует  тесная связь между анализом оптимального налогообложения и налоговой реформой: налоговая система будет оптимальной, если в ней больше невозможно провести какие-либо реформы, увеличивающие общественное благосостояние.

Полезные  разъяснения касательно анализа  налоговой реформы приводятся у  Ахмада и Стерна (1991).

Более скромные цели анализа налоговой  реформы ведут к меньшим информационным потребностям: необходимо знать всего  лишь то, как экономические агенты будут реагировать на весьма незначительные изменения в налогах по сравнению  с крупными изменениями, которые могли бы иметь место при движении к оптимальной налоговой структуре. В этом заключается определенное преимущество, и следует заметить, что страна, которая последовательно проводит ряд налоговых реформповышающих общественное благосостояние, достигает оптимальности.

Практический  подход в налоговой политике должен совмещать в себе глубокие выводы как из теории оптимального налогообложения, так и из анализа налоговой  реформы. 

6. Стратегические  цели и тактические задачи  налоговой политики.

Стратегические цели и тактические задачи налоговой политики.

 Сложившиеся  в государстве те или иные  закономерности налоговых отношений  отражают тактику и стратегию  налоговой политики, являющейся  составной частью финансовой  политики. Содержание и цели налоговой  политики обусловлены социально-экономическим строем общества и интересами социальных групп, стоящих у власти.

 В  условиях высокоразвитых рыночных  отношений налоговая политика  используется государством для  перераспределения избыточных доходов  преимущественно в социальных целях, а также для территориального экономического развития, регулирования доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условия для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений экономических диспропорций.

 Российские  ученые выделяют несколько типов  налоговой политики:

 Первый  тип – политика максимальных  налогов, характеризующаяся принципом  «взять все, что можно». При  этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

 Второй  тип – политика разумных налогов,  способствующая развитию предпринимательства,  обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат. Предприниматель  максимально выводится из налогообложения,  но это ведет к ограничению  социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

 Третий  тип – налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения,  но при значительной социальной  защите. Налоговые доходы направляются  на увеличение различных социальных  фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

 В  сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен  первый тип налоговой политики  в сочетании с третьим. 

 Налоговая  политика и налоговый механизм  определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна по отношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектов хозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающий их минимизировать налоговые обязательства разными способами. Из-за тяжести налогового бремени, несправедливых принципов обложения минимизация налогов зачастую носит незаконный характер. Роль налогов постоянно меняется в зависимости от изменения приоритетов системы государственных органов управления. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти. 

7. Налоговое  регулирование в зарубежных странах

Налоговый контроль в зарубежных странах

 Одной  из главнейших современных проблем  в области налогообложения является  достижение оптимальной величины  собираемости государственных налогов.  По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже - по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным - около 40%.

 Общеизвестно, что в странах с рыночной  экономикой налоги являются важнейшей  компонентой доходной части государственного  бюджета. Поэтому основная задача  органов государственного управления  заключается в нахождении варианта  налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

 В  России налоговая система до  начала 90-х годов была ориентирована на перераспределение средств государственных предприятий, которые обеспечивали подавляющую часть доходов бюджета за счет отчислений от прибыли в бюджет, платы за фонды, налога с оборота и изъятия свободного остатка прибыли. Налоги с физических лиц составляли незначительную долю и находились в пределах от 6 до 8% общей суммы доходов бюджета. Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения в России. Это касается как налогов с компаний, так и налогов с физических лиц.

 Система  налогообложения должна выполнять  многообразные функции и, в  частности, стимулировать экономическую  деятельность, с одной стороны,  и обеспечивать необходимый объем  средств для покрытия общегосударственных  нужд, с другой стороны.

 Существующая  в России система налогообложения  нуждается в дальнейшем совершенствовании,  основные направления которого  состоят в следующем: стимулировать  развитие экономической деятельности  и, прежде всего, производство  материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая безусловно российскую специфику.

 Общеизвестно, что в странах с рыночной  экономикой основным источником  доходов государства являются налоги. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 80-85% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Однако налоги безусловно являются важнейшей образующей государственного бюджета. 

8. Понятие,  сущность и основные направления  развития налоговой политики  Республике Башкортостан  

9. Налоговая  политика РФ

Налоговая политика – совокупность конкретных мероприятий государства в области налогообложения. Эта политика является составной частью финансовой политики. Основными задачами налоговой политики являются: обеспечение государства финансовыми ресурсами; регулирование экономики; решение социальных задач.

Существуют  различные типы налоговой политики.

Политика  максимальных налогов характеризуется  тем, что в начале поступления  в бюджет они возрастают, а потом  начинают снижаться.

Политика  разумных налогов способствует развитию предпринимательства, но при этом поступления в бюджет сокращаются, что может привести к сокращению социальных программ.

Политика, характеризующаяся достаточно высоким  уровнем налогообложения, но при  значительной социальной защите населения.

В России используется первый тип налоговой политики. Она осуществляется через налоговый механизм, который включает: планирование налогов; организацию взимания налогов; стимулирование взимания налогов; налоговый контроль.

Существовавшая  в России до принятия Налогового кодекса налоговая система имела ряд недостатков:

фискальный  подход к налогообложению;

высокий уровень налогообложения;

большое количество налогов, сборов и пошлин;

нестабильность  налоговой системы;

сложность методики исчисления налогов;

неоправданно  широкие права налоговых органов;

нечеткость  законов в области налогообложения;

нечеткое  разграничение полномочий между  центральными, региональными и местными органами власти в области налогообложения;

неурегулированность законодательно вопроса о налоговом  контроле;

отсутствие  четкого определения экономических  стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.

Основные  направления налоговой реформы  вытекают из необходимости устранения вышеперечисленных недостатков: построение единой стабильной налоговой системы; сокращение числа налогов; консолидация в федеральном бюджете внебюджетных фондов с сохранением их целевого характера; новый понятийный аппарат; отмена «оборотных налогов», т. е. налогов, исчисляемых от объема выручки; облегчение налогового бремени; увеличение собираемости налогов; развитие налогового федерализма; сокращение числа льгот; установление процедурных и процессуальных норм; пересмотр состава налоговых нарушений и штрафов за них; внесение изменений в порядок исчисления отдельных налогов; перенос центра тяжести в уплате налогов с юридических на физических лиц; отказ от взимания тех налогов, уплату которых трудно контролировать; изменение структуры налогов. Необходим постепенный отказ от налогов на прирост доходов, прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости; перенесение тяжести налоговой нагрузки с менее обеспеченных слоев населения на богатую часть населения, что создаст основу для социально ориентированной экономики, создание условий, делающих выгодным платить налоги, а не экономить на их неуплате.

Попытка сразу построить в РФ налоговую  систему, характерную для стран  с развитой рыночной экономикой, не удалась. Необходимо дальнейшее совершенствование  налоговой системы России. Налоговая  политика должна стать отражением идеологии стабильного и уверенного развития российской экономики. 

10. Налоговая  политика РБ на современном  этапе развития общества

перспективы развития налоговой политики на 2011-2012 год 

11. Ученые           о           системе  показателей    эффективности налоговой системы 

12. Сравнительный             анализ налоговых    систем    РФ    и зарубежных стран. 

13. Роль  Налогового кодекса РФ в   совершенствовании налоговой системы.

Налоговый кодекс РФ и совершенствование налоговой  системы России

 Как  верно считают отдельные авторы, одним из ключевых условий  преодоления кризиса нашей экономики  является создание рациональной  налоговой системы39. Именно этим  обусловлена длительная подготовка  нескольких вариантов Налогового  кодекса Российской Федерации с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта до приближенного к системе, действовавшей до 1998 года. После многолетнего законотворческого марафона была принята Первая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги.

 Но  работа над кодексом, как известно, не закончена. Сразу же после  его принятия стали вводиться  новые налоги, что свидетельствует  о необходимости его совершенствования.  Кроме того, изменение действующей  налоговой системы связано с пересмотром внебюджетных и межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных органов власти, что является необходимым условием функционирования системы государственного управления.

 В  настоящее время большинство  тех, кому предстоит работать  с Налоговым кодексом, сошлись на необходимости его дальнейшего совершенствования. Думается, что еще достаточно времени для его доработки посредством поправок, не затрагивающих саму структуру кодекса, в которой удовлетворено большинство специалистов.

 На  сегодняшний день достоинства и преимущества Налогового кодекса состоят в следующем:

1. Закрепление  и развитие в НК Российской  Федерации конституционных прав  и гарантий, как-то: о невозможности  лишения кого-либо имущества иначе  как по решению суда; о праве  каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа; об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы; о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика; о недопущении установления на территории России налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

Информация о работе Налоговая политика