Анализ безработицы в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи. Целью данной работы является раскрытие вопросов безработицы в Кыргызстане и в мире, при которой последовательно решались следующие задачи:

Осветить вопросы теоретических аспектов безработицы;
Охарактеризовать современное состояние безработицы в КР и в мире;
Раскрыть вопросы основных направлений повышения занятости в КР и рассмотреть перспективы решения безработица в мире в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I . Теоретические основы БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Сущность, причины и формы безработицы
1.2. Влияние безработицы на экономику и социально-экономические издержки


Глава II. Анализ безработицы в Кыргызской Республике
2.1. Анализ рынка труда Кыргызской Республики
2.2. Перспективы развития рынка труда и решения проблемы безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРы

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

    Следует отметить преобладание лиц кыргызской национальности в числе безработных состоящих на учете более 60 процентов, русскоязычное население составляет 7,0 процента.             

      В течение 1 полугодия для трудоустройства  безработных граждан было заявлено  в службу занятости предприятиями  и организациями, 27,5 тыс. свободных мест, с преобладанием спроса на рабочие специальности. Остались не востребованным  5,9 тыс. вакансий, которые характеризуются неблагоприятными условиями труда, низкой заработной платой.  На 1 июля на одно свободное рабочее место претендовали 18 чел. В территориальном разрезе в Нарынской области на 1 рабочее место претендовали 151 чел., Ошской- 1129, Жалалабатской -565, Баткенской - 163 человек.

    В течение отчетного периода  официальный статус безработного получали в среднем ежемесячно 6,0 тыс. чел. На фоне динамики показателей, характеризующих безработицу, доля женщин в числе зарегистрированных безработных по республике составила 49,5% (52,7 тыс.).  

    Таблица 2

    Состав  безработных, состоящих  на учете в комитетах  по миграции и занятости

    ПОКАЗАТЕЛИ     всего, человек     в т.ч. женщин
    Численность безработных, всего     71286     35375
    распределение численности безработных             
    а) по причинам увольнения            
    уволившиеся по собственному желанию     34530     17525
    выпускники  общеобразовательных школ     6654     3022
    выпускники средних спец. учебных заведений     3371     1617
    выпускники  высших учебных заведений     2444     1017
    выпускники  проф-технических учебных заведений     3807     1887
    другие  причины     12784     6601
    б) по образованию:     71286     35375
      имеющие высшее образование     7141     3735
      имеющие среднее специальное  образование     15428     8093
      имеющие среднее общее образование     40753     19505
      не имеющие полного среднего  образование     7964     4042
    в) по возрасту:     71286     35375
      в возрасте от 16 до 35 лет     40733     20462
      в возрасте от 16 до 17 лет     1539     692
      в возрасте от 18 до 19 лет     2512     1020
      в возрасте от 20 до 21 лет     5250     2883
      в возрасте от 22 до 24 лет     8008     4104
      в возрасте от 25 до 29 лет     11277     5344
      в возрасте от 30 до 34 лет     12147     6419
      в возрасте от 35 лет до 39 лет     10740     5834
      в возрасте от 40 до 44 лет     8633     4429
      в возрасте от 45 до 49 лет     6268     2759
      в возрасте от 50 до 54 лет      3482     1394
 
 
 
Продолжение табл. 2
      в возрасте от 55 до 59 лет     1336     440
     60 лет и старше     94     57
    д) до признания безработными ранее  работали в отраслях экономики:     46802     22507
    сельское хозяйство, охота и лесоводство     12589     6271
    рыболовство, рыбоводство     865     490
    горнодобывающая промышленность     1014     190
    обрабатывающая  промышленность     3365     2274
    производство  и распределение электроэнергии, газа и воды     1197     450
    строительство     4811     1367
    домашнего пользования     2724     1562
    гостиницы и рестораны     777     404
    транспорт и связь     2467     906
    финансовая  деятельность     1063     499
    операции  с недвижимым имуществом, аренда и  услуги предприятиям     797     310
    государственное управление     2214     1167
    образование     3408     1948
    здравоохранение и социальные услуги     3373     1816
    прочие  коммунальные социальные и персональные услуги     6168     2853
    е) до признание безработными ранее  работали в секторах экономики:     46802     22507
      государственный сектор     26113     12244
      негосударственный сектор     20689     10263
    Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, а так же инвалидов с  детства, всего,                     25902     15936
    многодетные родители (имеющие 5 и более детей)     11242     6451
    граждане, имеющие длительный перерыв в  работе более года     27051     14599
    ищущие  работу впервые     24484     12868
    не  имеющие профессии (специальности)     23897     12463
    инвалиды III группы     5092     2443
    лица  кыргызской национальности     49867     25341
    лица, имеющие рабочие специальности     27683     12450
    русскоязычное население     4975     2969
                       
 

 

    В целях определения перспективной  потребности в рабочей силе Государственный  комитет Кыргызской Республики по миграции и занятости  провел исследование информации о профессиональной потребности рынка труда из различных источников. Анализировались потребности министерств и ведомств республики, вакансии, заявленные в службу занятости, и данные о потребности в кадрах, опубликованные в СМИ и Интернет ресурсах.

    1. В результате изучения кадровых  потребностей министерств и ведомств  республики был выявлен спрос на 32,1 тыс. единиц на перспективу до 2010 года.  Из них потребность в рабочих кадрах составляла 18,8 тыс. (59% от общего числа) и по специальностям служащих - 13,3 тысяч.

    Наибольшая  потребность в специалистах отмечается в Министерстве промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР - 15,6 тыс. кадров (48% от общего количества кадров), из них наиболее востребованными  являются специалисты в горнодобывающей  и  легкой промышленности -14,5 тысяч (93% от общего количества кадров по министерству), в производстве и распределении электроэнергии газа и воды - 926 (6%), в отрасли транспорта и связи 142 и др.  По профессиям: дорожники - 142, электросварщики - 632, электрики -294, инженеры -200, токари - 272, слесари - 660, геологи - 90, швеи - 6,3 тысяча, машинисты - 883, фрезеровщики - 118 и разнорабочие- 6,0 тыс.

    Потребность в кадрах Министерства образования  и науки КР по специальности педагог  составляет 3,6 тыс. (11% от общего количества).

    Министерству  транспорта и коммуникаций в 2009-2010 годы потребуется  540 кадров (1% от общего количества), из них наиболее востребованными являются кадры в отрасли транспорта и связи 475 рабочих мест (88% от общего количества потребности по министерству), промышленности (машиностроение) - 47 рабочих мест (8%),   производстве  и распределении электроэнергии - 13 рабочих мест (2%)и в финансовой деятельности - 5 рабочих мест.  По специальностям: дорожники - 373, авиатехники - 83, инженеры - 28, специалисты по связи - 19, токари - 16, электросварщики - 11, экономисты - 5, слесари - 3, электрики - 2  и т.д..

    В ходе проведенного анализа потребность  Министерства сельского, водного хозяйства  и перерабатывающей промышленности на 2009-2010 годы составляет 386 единиц, наибольшая потребность наблюдается в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 322 кадров (83%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 40 (10%), финансовой деятельности 12.  В разрезе специальностей: операторы - 173, инженеры - 149, медработники - 40, экономисты - 12  и юристы - 12.

    Потребности в кадрах в Министерстве чрезвычайных ситуаций КР составляют 202 единицы, Министерстве культуры и информации в отрасли  культура и искусство - 200, Министерстве финансов - 122, Министерстве труда и социального развития - 112, Министерстве юстиции - 60, Министерстве внутренних дел - 19, Министерстве экономического развития и торговли - 16,  Госагентстве по антимонопольной политике - 23 специалиста, Государственном агентстве по окружающей среде -35, Государственном агентстве по антимонопольной политике 23 единиц.  

    По  данным Министерства здравоохранения  на 2009-2010 годы потребность  в кадрах в отрасли здравоохранения и предоставления социальных услуг, в том числе по специальности медработника  составляет 3,6 тыс.  (11% от общего количества).

    Госагентству  по физической культуре необходимо 2,8 тыс. кадров (8% от общего числа). Наиболее приоритетными отраслями являются образование - 1,8 (64%), туризм - 515 (18,4%), государственное управление - 150 (5,4%), здравоохранение и предоставление социальных услуг - 130 (4,6%), из общего числа по специальностям педагоги- 1,8, менеджеры - 515, юристы - 160, социальные работники - 150, медработники - 130.

    Госагентству  по архитектуре и строительству потребуется 2,6 тыс.  кадров (8%), в отраслях: строительство 2,2 тыс. (84%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 334 (13%), промышленность - 39 (1,5%), из общего числа по специальностям строители  - 1,9 тыс., инженеры 661, юристы - 11, дорожники - 10 и др.

    Потребность в специалистах Госкомитета по туризму  составляет 1,0 тыс. (3% от общего числа), из них в отраслях предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, туризм - 277 (27%),  сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, экология - 85 (9%) образование - 46 (5%), компьютерные технологии - 39 (4%), а также по специальностям официанты - 238, повара -201, гиды - 114, горничные - 89, лесники - 78, менеджеры - 63, инструкторы - 64, педагоги - 46, механики - 39, строители 20  и др.

    Госагентством по геологии и минеральным ресурсам заявлено о потребности в количестве 328 кадрах (1%), из них наиболее востребованными  являются специалисты в промышленности (горнодобывающей, обрабатывающей, легкой, пищевой) - 285 (87%),  производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 17 (5%), транспорта и связи - 13 (4%), компьютерные технологии - 10, из общего числа по специальностям:  машинисты - 100 рабочих мест, разнорабочие - 85, геологи, инженеры - 35,  слесари - 15, дорожники - 13 рабочих мест  и др.

    Госагентству  по профтехобразованию потребуются  в эти же годы 316 специалистов, в  отрасли образования требуются - 283 кадров (90%), торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования - 10, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 8, в разрезе профессий из общего числа: педагоги - 283, автослесари - 10, дорожники - 5, гиды, инструкторы, специалисты по связи, токари по 4 единиц.

    По  информации Госагентства по регистрации  прав на недвижимое имущество в их сферу деятельности планируется привлечь 247 специалистов, из них в отрасли операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям - 131 кадров (53%), строительство - 55 (22%), в разрезе специальностей: оценщики недвижимости 131, юристов - 61, инженеров - 55 единиц.

    В числе обследованных вакансий среди  профессий служащих наиболее востребованы следующие профессии:

    · специалисты в сфере телекоммуникаций и связи - 154;

    · менеджеры - 146;

    · инженеры - 104;

    · специалисты банковского дела, бухгалтера и экономисты - 92;

    · переводчики - 47;

    · секретарь-делопроизводители - 37.

    · операторы-157;

    · бульдозеристы - 105;

    · регулировщики - 78;

    · формовщики - 77;

    · ткачи - 65;

    · швеи- 54 и др. 

    Наибольшим  спросом пользуются повара, технологи приготовления пищи, официанты, бармены, водители, оценщики недвижимости, парикмахеры, работники салонов красоты, продавцы, программисты, инженеры-строители, инженеры-проектировщики, дизайнеры, архитекторы и тд.  

    В результате всех вышеизложенных источников поступления вакансий было изучено  52,0 тыс.  вакансий, в том числе на перспективу до 2010 года, следует признать, что в основном требуется высококвалифицированная рабочая сила, об этом свидетельствуют требования предъявляемые работодателями. Анализ заявленных вакансий в СМИ, Интернет-ресурсах, региональные комитеты по миграции и занятости и по министерствам и ведомствам  показывает, что существенных изменений в структуре спроса на рабочую силу за последний период, не наблюдалось (в течение 6 месяцев 2009 года).

    Наиболее  распространенными среди изученных  вакансий являлись в рабочих специальностях, такие как: автокрановщики -496, бетонщики -1692, бульдозеристы -497, водители -688, газоэлектросварщики -950, грузчики -268, каменщики -906,  машинисты -1078, металлурги -257, монтажники -353, операторы -721, официанты-бармены -618, парикмахеры и работники салонов красоты -410, плотники -  1036, проходчики -322, повара- 263, слесари -751, сантехники -290, токари -537, фрезеровщики -294,  швеи -6581, штукатур -маляр -627, экскаваторщик -1207, электрики -425, электромонтеры -354,  а также служащие, такие как: бухгалтера -289, врачи-3721, инженеры -764, менеджеры -680, педагоги -3703, секретари делопроизводители - 290, экономисты -335, юристы -324.

    Таким образом, в результате структурных  и региональных изменений на рынке  труда, в особенности в части  спроса на рабочую силу, кыргызские граждане очень часто склоняются к внутриреспубликанским и внешним  перемещениям, увеличивая при этом показатели миграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Перспективы развития рынка труда и решения проблемы безработицы 

    Многие  страны в том числе и Кыргызская Республика проводят специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую  безопасность трудящихся по следующим направлениям.

    1. Регулирование занятости. Государство  предпринимает следующие действия:- в период массовой безработицы  сокращает законодательно установленную  продолжительность рабочего дня  и рабочей недели;- рекомендует  проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);- досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.- создает новые рабочие места и организует общественные работы (постройку высококачественных дорог и т.п.), особенно для хронически безработных и молодежи;- сокращает предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивает иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулирует репатриацию (возвращение на родину) иностранных рабочих и др.

    2. Организация бирж труда. Биржи  труда - учреждения, которые посредничают  между предпринимателями и рабочими  при трудовом найме. В современных  условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

    3. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.В разных странах размеры пособий по безработице и продолжительность их выплаты неодинаковы; например, они составляли:- в США - 36% заработка в течение 14 недель;- в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий.В Российской Федерации в соответствии с Законом «О занятости населения» (от 19 апреля 1991 г.) создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает, в частности, следующие меры:- образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);- установлен период выплаты пособий 12 месяцев;- гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): а) первые 3 месяца - 75%; б) следующие 4 месяца - 60%; в) в дальнейшем - 45%;- лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда.

Информация о работе Анализ безработицы в Кыргызской Республике