Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает ОАО «БЕЛГИПС» г. Минск.
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции, направление повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС», г. Минск.
Целью курсовой работы - углубленное изучение понятия, показателей и способов анализа конкурентоспособности продукции организации, анализ конкурентоспособности продукции анализируемой организации, предложение направления повышения конкурентоспособности продукции анализируемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации ………………………………………………………... 6
1.1 Понятие и значение повышения конкурентоспособности продукции организации ……………………………………………………....... 6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции ………………….. 8
1.3 Методика анализа конкурентоспособности продукции…………… 13
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…... 19
2.1 Показатели конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………………….. 19
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………………………………………………... 22
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………….............. 28
3.1 Основные направления деятельности ОАО «БЕЛГИПС» по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции…………….. 28
3.2 Комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности отдельных видов продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

КР АХД для печати.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по 
i-му параметру;

     Пi, – величина i-го параметра для анализируемой продукции;

     Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

     n – количество анализируемых параметров.

     Если  за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует  поставить величину i-го параметра  для изделия, принятого за образец.

     Иногда  параметры продукции не имеют  физической меры. В этом случае для  оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах.

     Описанный метод (дифференциальный) позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

     Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей. Так, например, расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

            Тmn = gi .  αi ,        (1.2)                                                                              

где Тm – групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

     gi, – единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

     αi, – весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;

     n – число параметров, участвующих  в оценке.

     Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

           Тзп = З / Зо           (1.3)                                                                                                                         

 где  З, Зо – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

     Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных затрат на эксплуатацию продукции:    

                 З = Зе + Зi  ,                      (1.4) 

где Т– срок службы;

     i – год по порядку.

     Смешанный метод позволяет выразить способность  товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный  количественный показатель – коэффициент  конкурентоспособности:

      K j = ai bi ,     (1.5)              

где i –  число параметров продукции, участвующих  в оценке;

     j = 1, ...,

     n – виды продукции;

     а, – коэффициент важности для покупателя i – го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;

     Пij – конкурентное значение i-го параметра  для j-й продукции;

     Пin – желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью  удовлетворить потребность покупателя: bi = +1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции;

     bi = –1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции.

     Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого  из рассматриваемых показателей  в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости а, является:

                  ai = 1,    (1.6)

     Коэффициент конкурентоспособности учитывает  лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для расчета. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.

     Показатель  конкурентоспособности важен при  проектировании требуемых свойств  изделия, сравнении потенциальных  возможностей производства продукции, установления цены, а также при решении других проблем.

     Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара неразрывно связано как со стоимостью, так  и с потребительной стоимостью. Потребителя интересует не природа продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительной стоимостью. В момент совершения акта купли-продажи покупатель подтверждает соответствие данного товара условиям рынка. Чем большее количество покупателей подтвердило такое соответствие, тем выше будет конкурентоспособность продукции. 

     1.3. Методика анализа  конкурентоспособности  продукции 

     Задачи  анализа конкурентоспособности  продукции:

  • оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
  • изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
  • разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

     Анализ  и оценка конкурентоспособности  продукции должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем:

     • изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции;

     • организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах-конкурентах;

     • разработка единой системы показателей качества продукции;

     • формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей;

     • формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач;

     • анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих;

     • определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.

     Методика  анализа конкурентоспособности  продукции показана на рисунке.

       

     

       

     

     

     

     

       

Блок-схема  анализа конкурентоспособности  продукции

     Оценка  конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.

     Расчет  единичного показателя конкурентоспособности  производится по формуле:

           qi = *100%,                                             (1.7)

                                               

где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п);

     Pi— величина i-го параметра для анализируемой продукции;

     Pi0 — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

     п— количество параметров.

     Так как параметры могут оцениваться  различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный  показатель принимает только два  значения — 1 или 0. При этом, если анализируемая  продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель 
равен 0.

     При оценке по техническим и экономическим  параметрам единичный показатель может  быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого показателя.

     Дифференциальный  метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.

       Расчет группового показателя  по однородной группе технических  и экономических параметров производится по формуле:

                           Iтп = qi * ai ,          (1.8)                                                                               

где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам;

     qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п);

     аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.

     Полученный  групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

     Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  производится по формуле:    

                 К =  Iнп * Iтп / Iэп,                  (1.9)                                               

где К  — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

     Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам;

     Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.

     Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»