Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает ОАО «БЕЛГИПС» г. Минск.
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции, направление повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС», г. Минск.
Целью курсовой работы - углубленное изучение понятия, показателей и способов анализа конкурентоспособности продукции организации, анализ конкурентоспособности продукции анализируемой организации, предложение направления повышения конкурентоспособности продукции анализируемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации ………………………………………………………... 6
1.1 Понятие и значение повышения конкурентоспособности продукции организации ……………………………………………………....... 6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции ………………….. 8
1.3 Методика анализа конкурентоспособности продукции…………… 13
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…... 19
2.1 Показатели конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………………….. 19
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………………………………………………... 22
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………….............. 28
3.1 Основные направления деятельности ОАО «БЕЛГИПС» по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции…………….. 28
3.2 Комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности отдельных видов продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

КР АХД для печати.doc

— 301.00 Кб (Скачать)
 

     Анализ  конкурентоспособности  продукции ОАО  «БЕЛГИПС» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 37 с, 7 табл., 26 источников, 3 приложения 

     КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

     Объектом  исследования выступает ОАО «БЕЛГИПС» г. Минск.

     Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции, направление повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС», г. Минск.

     Целью курсовой работы - углубленное изучение понятия, показателей и способов анализа конкурентоспособности продукции организации, анализ конкурентоспособности продукции анализируемой организации, предложение направления повышения конкурентоспособности продукции анализируемой организации.

     Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: рассмотрены и изучены понятие и значение повышения конкурентоспособности продукции организации, показатели конкурентоспособности продукции, методика анализа конкурентоспособности продукции; представлены показатели конкурентоспособности продукции  
ОАО «БЕЛГИПС»; проанализирована конкурентоспособность продукции  
ОАО «БЕЛГИПС»; определены основные  направления деятельности  
ОАО «БЕЛГИПС» по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции; предложен комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности отдельных видов продукции  ОАО «БЕЛГИПС».

     При написании курсовой работы использованы следующие методы: анализа и синтеза, также группировки, индукции и дедукции.

     Я подтверждаю, что приведённый в  ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
     1. Понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации ………………………………………………………... 6
     1.1 Понятие и значение повышения  конкурентоспособности продукции  организации ……………………………………………………....... 6
     1.2 Показатели конкурентоспособности  продукции ………………….. 8
     1.3 Методика анализа конкурентоспособности  продукции…………… 13
     2. Анализ конкурентоспособности продукции  ОАО «БЕЛГИПС»…... 19
     2.1 Показатели конкурентоспособности  продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………………….. 19
     2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………………………………………………... 22
     3. Направления повышения конкурентоспособности  продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………….............. 28
     3.1 Основные  направления деятельности  ОАО «БЕЛГИПС» по повышению  конкурентоспособности выпускаемой продукции…………….. 28
     3.2 Комплекс мероприятий для повышения  конкурентоспособности отдельных  видов продукции  ОАО «БЕЛГИПС»……………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 38
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

     В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

     Тема  работы: «Анализ конкурентоспособности продукции» на примере ОАО «БЕЛГИПС».

     Цель  написания курсовой работы: рассмотреть  и изучить понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации, проанализировать конкурентоспособность продукции анализируемой организации, предложить направления повышения конкурентоспособности продукции анализируемой организации.

     Объект  изучения курсовой работы: ОАО «БЕЛГИПС». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации

     1.1. Понятие и значение  повышения конкурентоспособности  продукции организации 

     Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя [2, с.148].

     Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.

     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:

     - добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

     - выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

     - отыскать новое применение выпускаемым  товарам;

     - своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

     - найти выход на новые рынки  как со старыми, так и с  новыми товарами;

     - осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

     - регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика [4, с.98].

     В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление создать «товар рыночной новизны» с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

     В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

     - изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

     - изменение порядка проектирования  продукции;

     - изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

     - изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

     - изменение порядка реализации  продукции на рынке;

     - изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

     - изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

     - изменение системы стимулирования  поставщиков;

     - изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

     Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов. 

     1.2. Показатели конкурентоспособности продукции  

     В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

     Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации. Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции [10, с.68].

     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

     Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Многие  компании индустриально развитых стран  позволяют добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем рынке.

     Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

     Показатели  конкурентоспособности:

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле:

                                       gi= (Пi / Пin ) * 100%,                                    (1.1)

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»