Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает ОАО «БЕЛГИПС» г. Минск.
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности продукции, направление повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС», г. Минск.
Целью курсовой работы - углубленное изучение понятия, показателей и способов анализа конкурентоспособности продукции организации, анализ конкурентоспособности продукции анализируемой организации, предложение направления повышения конкурентоспособности продукции анализируемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие, показатели и способы анализа конкурентоспособности продукции организации ………………………………………………………... 6
1.1 Понятие и значение повышения конкурентоспособности продукции организации ……………………………………………………....... 6
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции ………………….. 8
1.3 Методика анализа конкурентоспособности продукции…………… 13
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…... 19
2.1 Показатели конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………………….. 19
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………………………………………………... 22
3. Направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»…………………………………………………………….............. 28
3.1 Основные направления деятельности ОАО «БЕЛГИПС» по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции…………….. 28
3.2 Комплекс мероприятий для повышения конкурентоспособности отдельных видов продукции ОАО «БЕЛГИПС»……………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 35

Работа содержит 1 файл

КР АХД для печати.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

     Расчет  показателя конкурентоспособности (К):

                 К = (Q+С)/Цп ,          (1.10)                                                                            

где Q —  качество товара;

     С — качество послепродажного обслуживания или сервиса;

     Цп — цена продукции.

     Оценка  конкурентоспособности товара методом  бальной экспертной оценки.

     Данная  методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Анкетные данные сводятся в табл. 1. (в которой отбираются наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).

Таблица 1. Бальная оценка товара относительно показателей

Наименование  показателя Показатель Продукт А Продукт Б Продукт В Продукт Г Вес важности
1 2                
1. Цена эконом.                
2. Объем выпуска продукции эконом.                
3. Количество приобретаемого товара эконом.                
4. Упаковка технич.                
5. Качество технич.                
6. Сервисное обслуживание технич.                
7. Форма расчета эконом.                
ИТОГО:                  
 

     Экспертная  оценка, сделанная на основе анкетирования  по показателям, приведенным в таблице 1, приведена в таблице 2.

Таблица 2. Экспертная оценка.

Показатели  Эксперты I II III IV V VI VII
1              
2              
3              
4              
5              
ИТОГО:              
Суммарная оценка экспертов              
 

     где I – первый показатель (цена);

     II – второй показатель (объем выпуска  продукции);

     III – третий показатель (количество приобретаемого товара)

     IV – четвертый показатель (упаковка);

     V – пятый показатель (качество);

     VI – шестой показатель (сервисное  обслуживание);

     VII – седьмой показатель (форма расчета);

     1,2,3,4,5 – эксперты;

     1-10 – балльные оценки экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).

     Для дальнейшего расчета конкурентоспособности  гранитной плитки просуммируем все  веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических  показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:

     Кэ= Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп

     Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ конкурентоспособности  продукции ОАО  «БЕЛГИПС»

     2.1. Показатели конкурентоспособности  продукции ОАО  «БЕЛГИПС» 

     В условиях рыночной экономики конкурентоспособность  продукции это главный фактор успеха. Конкурентоспособность продукции предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших  показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является  конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции более полно раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий.

     Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях  эксплуатации.

     В своей деятельности  ОАО «БЕЛГИПС» стремится к совершенствованию в области управления качеством. Повышение качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий  стало главным приоритетом  предприятия. В конце 2004 г. был избран путь обеспечения качества – это путь создания на предприятии современной системы управления качества на основе  международных стандартов  ИСО  серии 9000.

       Также составляющей конкурентоспособности  ОАО «БЕЛГИПС» является цена продукции. Для того, чтобы продукция могла  удовлетворить конкретную потребность, она должна обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения продукции. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение.

Таблица 3. Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение
2008 г. от

2007 г.

2009 г. от

2008 г.

1. Затраты на производство в

расчете на 1 руб. выручки от

реализации  продукции

(за  вычетом НДС и других

обязательных  платежей), в т. ч.

0,899 0,982 0,929 0,083 -0,053
1.1 материальные затраты 0,663 0,701 0,678 0,038 -0,023
1.2 затраты на оплату труда 0,139 0,157 0,151 0,018 -0,006
1.3 отчисления на социальные

нужды

0,054 0,058 0,055 0,004 -0,003
1.4 амортизация основных

фондов

0,014 0,018 0,003 0,004 -0,015
1.5 прочие затраты 0,029 0,048 0,042 0,019 -0,006

      Примечание. Источник: собственная разработка.

     Данные  таблицы 1 показывают, что общая сумма  затрат на производство в расчете на 1 рубль реализованной продукции в 2008 году увеличилась на 0,083 рубля, что свидетельствует о менее эффективном использовании ресурсов.

     В 2009 году  в расчете на 1 рубль  реализованной продукции общая  сумма затрат на производство сократилась  на 0,053 рублей. Уменьшение материальных затраты в расчете на 1 рубль реализованной продукции, может быть обусловлено более рациональным использованием материальных ресурсов.

     Для оценки уровня конкурентоспособности  продукции на  
ОАО «БЕЛГИПС» применяют следующие показатели.

     Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Продукция выпускаемая ОАО «БЕЛГИПС» является экологически чистой.

     Функциональные  показатели. Продукция ОАО «БЕЛГИПС», например, листы гипсокартонные, плиты пазогребневые, являются прекрасным строительным материалом, который используется практически на всех строительных объектах.

     Показатели  надежности товаров в потреблении  близки к функциональным, потому что определяют, как выполняет предмет потребления свою функцию в течение срока эксплуатации, сохраняются ли основные параметры его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Надежность - это качество, развернутое во времени. Продукция нашего предприятия – качественная, проверенная временем.

     Показатели  долговечности. Строительные материалы  ОАО «БЕЛГИПС» долговечны, характеризуют  своё свойство выполнять функции до наступления предельного состояния, указывающее на возможность их дальнейшей эксплуатации.

     Показатели  сохраняемости. Вся продукция хранится и транспортируется в специальной  упаковке, тем самым она сохраняет  пригодное к использованию состояние.

     К экономическим показателям, определяющим конкурентоспособность продукции ОАО «БЕЛГИПС» можно отнести полные затраты потребителя и издержки, связанные с их эксплуатацией.

     Таким образом, конкурентоспособность - это  многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации. 
 
 
 

     2.2. Анализ конкурентоспособности  продукции ОАО  «БЕЛГИПС» 

     В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая фирма оценивает свою конкурентную позицию по своей методике.

     В своей работе я воспользуюсь методикой  Белоусова В.Л., основанной на отдельных элементах маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта) и на системе показателей деловой активности и эффективности предприятия.

     С помощью предложенной методики проведём расчеты конкурентоспособности ОАО «БЕЛГИПС», которое занимается производством и реализацией листов гипсокартонных. Баланс предприятия за 2009 год составил 13515 млн. руб. Внеоборотные активы –7916 млн. руб., оборотные активы – 5599 млн. руб. (Приложение А).

     Вначале проведем расчет коэффициентов по элементам комплекса маркетинга:

     Коэффициент рыночной доли:   

            КРД = ОП/ООПР,    (2.1)

где ОП - объем продаж листов гипсокартонных ОАО «БЕЛГИПС» в городе Минске составил 7980 млн. руб.;

     ООПР - общий объем продаж листов гипсокартонных на рынке в городе Минске составил 15150 млн. руб.

     КРД=0,53 показывает долю, занимаемую на рынке.

     Коэффициент изменения объема продаж:

                 КИОП = ОПКОП/ОПНОП   (2.2)                                      

где ОПКОП - объем продаж на конец 2009 года = 7980 млн.руб.;

     ОПНОП - объем продаж на начало 2009 года = 6520 млн. руб.

     КИОП=1,22 показывает рост конкурентоспособности  ОАО «БЕЛГИПС» за счет роста объема продаж на рынке.

     Коэффициент доведения листов гипсокартонных до потребителя вычисляется по формуле:

                        КС = КИОП*ЗСБкоп/ЗСБноп,   (2.3)

где КИОП - коэффициент изменения объема продаж = 1,22;

     ЗСБкоп - сумма затрат на функционирование системы сбыта на конец 2009 года = 50 млн. руб.;

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «БЕЛГИПС»