Оценка эффективности структуры имущества хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:34, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях российские хозяйствующие субъекты поставлены перед необходимостью поиска эффективных решений возникающих экономических проблем. Эти решения находятся в направлении поиска источников внутренних резервов, повышении производительности труда, в реформировании и реструктуризации предприятий с целью обеспечения пропорциональности их имущественно-хозяйственного комплекса.
В разработке и реализации решений по повышению в целом эффективности хозяйствования нуждаются значительная часть предприятий, организаций России, независимо от их формы собственности, особенно в условиях кризисных явлений это становится актуальным для государственных унитарных предприятий и учреждений.
Государственные предприятия и учреждения обладают большим объёмом основных фондов, в них трудится значительная часть трудоспособного населения. При этом, как показала практика, не всегда приватизация предприятий государственного сектора обеспечивает их дальнейшее успешное функционирование.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические и методические подходы к оцнке эффективности структуры имущественно-хозяйственного комплекса предприятия 6
.1. Понятие имущественно-хозяйственного комплекса предприятия подходы к его пропорциональному форм6
12. Оценка имущественно-хозяйственного комплекса предприятия, пропорциональности его структуры 13
13. Обоснование цели, направлений, этапов реформирования и реструктуризации предприятия 26
2. Анализ пропориональности структуры и финансово-экономического состояния предприятия 39
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия 39
2.2. Анализ финансово экономического состояния
ГУП «Санаторий Юматово» 49
23. Анализ эффективности диверсификации деятельности предприятия 63
3.Направления совершенствования пропорциональности имущественно-хозяйственного комплекса 73
3.1.Обоснование реструктуризации предприятия 73
32. Оценка эффективности перевода реструктурированного предприятия на специальные режимы налогообложения
33. Прогноз (бизнес-план) улучшения финансово экономического состояния реструктурированного пре91
Заключение 96
Список использованных источников 99
Приложение А – Устав ГУП санаторий «Юматово» РБ 102
Приложение Б – Бухгалтерский баланс за 2007-2009г.г. 115
Приложение В – Отчет о прибылях и убытках за 2007-2009г.г. 121
Приложение Г – Отчет об изменениях капитала за 2007-2009г.г. 127
Приложение Д – Отчет о движении денежных средств
за 2007-2009г.г. 13
Приложение Е – Приложение к бухгалтерскому балансу
за 2007-2009г.г. 142

Работа содержит 1 файл

Диплом Оценка эф-ти структуры имущ-хоз комплекса.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Расчет точки безубыточности позволяет рекомендовать руководству предприятия следующие действия:

1.      усилить активность в части продвижения на рынке продуктов,

2.      проанализировать состав и структуру переменных издержек с точки зрения возможных путей их снижения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Направления совершенствования пропорциональности структуры имущественно-хозяйственного комплекса предприятия

3.1. Обоснование необходимости реструктуризации предприятия

Одним из видов реструктурирования предприятия является сокращение сферы деятельности предприятия.

Сокращение сферы деятельности предприятия приводит к уменьшению самого предприятия и даже к его ликвидации с продажей эффективной части бизнеса другому юридическому лицу. Стоит выделить три основные цели проведения реструктуризации путем сокращения. На практике реструктуризация может быть направлена как на достижение одной, так и сразу нескольких целей [32, с.78].

1. Обособление части активов имущественного комплекса предприятия для создания на её базе нового хозяйствующего субъекта, не обремененного долгами.

В современных условиях деятельность многих предприятий затруднена обязательствами перед кредиторами, являющимися производными от нерациональной технологической структуры хозяйствующего субъекта и других причин. Например, предприятие имеет ряд основных и вспомогательных производств, большая часть которых убыточна, но при этом одно из них перспективно и самодостаточно. При такой структуре имущественно-хозяйственого комплекса предприятия его сохранение в неизменном виде повлечет потерю для собственника не только активов, обслуживающих убыточное производство, но и активов, на базе которых осуществляется прибыльная деятельность. В этой связи возникает задача обособления этого перспективного производства в самостоятельное юридическое лицо, не обремененное долгами организации.

2. Разрешение конфликта интересов участников предприятия (возможно при многоотраслевом подчинении).

Достаточно часто между участниками хозяйственного общества возникает борьба за установление управленческого контроля над ним. Один из вариантов цивилизованного разрешения конфликта – создание на базе действующего предприятия несколько хозяйствующих субъектов. При этом, каждая из конфликтующих групп приобретает контроль над одним из вновь созданных хозяйствующих субъектов.

3. Разрешение конфликта интересов между обособленными подразделениями унитарного предприятия, а также между филиалами и аппаратом управления головного предприятия. Многие хозяйствующие субъекты имеют разветвленную филиальную сеть. В соответствии с правовым статусом филиал и представительство осуществляют экономическую деятельность от имени создавшего их предприятия, и ее результаты могут быть разными. Ответственность по обязательствам филиала и представительства, как правило, несет создавшее их предприятие. Вполне возможно, что производной от убыточной деятельности одного филиала будут не высокие финансовые результаты всего предприятия, в том числе нивелирующие рентабельную работу других филиалов этого предприятия. Следовательно, решить данную проблему также можно путем создания самостоятельного юридического лица на базе имущества, находящегося на отдельном балансе филиала, сохранив над ним управленческий контроль со стороны общества.

Существуют и другие цели реструктуризации, ведущие к сокращению имущественно-хозяйственного комплекса предприятия. В современных экономических условиях у каждого предприятия они обусловлены спецификой производства, целями создания и др. Среди них можно назвать, например, уход от возможных производственных и финансовых проблем в будущем. Ведь предотвратить проблемы до того, как они возникли, легче, чем пытаться решить проблемы в несостоятельном предприятии.

При этом различаются следующие типы реструктурирования: разделение,  выделение, создание предприятия, продажа имущества, сдача имущества в аренду, безвозмездная передача имущества

Разделение как тип реструктурирования – это форма реорганизации юридического лица, осуществляемой по решению учредителей (органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами), при которой, данное предприятие прекращает свою деятельность как юридическое лицо, а на основе его имущества и активов образуется два или более новых юридических лиц. При этом права и обязанности переходят к вновь образуемым юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. Часто причиной раздела предприятия становится конфликт интересов участников реорганизуемого предприятия, которые стремятся к установлению управленческого контроля над предприятием. Создание на базе действующего предприятия нескольких новых хозяйствующих субъектов является одной из возможностей цивилизованно разрешить конфликт. Производство на предприятии разнотипной продукции может вызвать желание более перспективных подразделений добиться независимости. Возможен и такой вариант, когда вновь созданное предприятие становится конкурентом, что создает предпосылки для снижения тарифов на его товары или услуги. В этом случае инициаторами разделения могут быть антимонопольные органы или другие государственные органы, муниципальные образования. Разделение также может оказаться выгодным при нестабильности рынка, когда выжить и нормально функционировать могут только небольшие мобильные предприятия, способные быстро и легко перестраиваться в соответствии с требованиями меняющейся рыночной конъюнктуры. Крупным предприятиям в таких условиях намного сложнее разрабатывать и осуществлять антикризисные меры. Однако, необходимо учесть, что при разделе предприятия собственных средств вновь образованных предприятий может не хватить на развитие производства, формирование новых каналов сбыта, рекламу своей деятельности. Таким образом, реорганизация юридического лица в форме разделения требует тщательного анализа возможных выгод и издержек этого способа реструктуризации.

Еще одним способом реструктурирования предприятий является процедура выделения.

Выделение – это форма реорганизации юридического лица, осуществляемой по решению учредителей (органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами), при которой, на базе его имущества организуется одно или более юридических лиц. При этом к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Основными причинами популярности реорганизации в форме выделения являются следующие обстоятельства:

распределение имущества, дебиторской и кредиторской задолженности между создаваемыми в результате реорганизации предприятиями осуществляются в пропорциях, определяемых собственником (учредителями) без учета мнения третьих лиц, в том числе кредиторов. Это позволяет выделить в структуре реорганизуемого предприятия подразделения, на базе которых могут быть созданы самостоятельные предприятия, не обремененные долгами, владельцами которых будут учредители реорганизуемого предприятия (то есть выделение не нарушает структуры распределения собственности между владельцами реорганизуемого предприятия);

При реорганизации в форме выделения к вновь образованному юридическому лицу не могут быть переданы в порядке правопреемства какие-либо налоговые обязательства реорганизуемой компании.

Реорганизация в виде выделения может также оказаться эффективной при создании специализированного предприятия на базе структурного подразделения предприятия-учредителя. Повышение самостоятельности позволит сконцентрировать финансовые, технические, управленческие ресурсы выделяемого подразделения на наиболее важных для его развития целях, повысить конкурентоспособность производимой продукции, работ или услуг и в конечном счете получить большую прибыль. Поскольку при выделении новое предприятие создается не на голом месте, а на основе налаженного производства, выход на рынок требует не так много средств, как если бы создавалось абсолютно новое производство.

Решение о реорганизации предприятия путем выделения или разделения может быть принято не только учредителями предприятия или органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Данное решение также может принять антимонопольный орган в случае, когда разделение или выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%.

Создание дочернего предприятия. Использование этого механизма предполагает формирование на базе отдельных структурных подразделений, как правило, незадействованных непосредственно в основной деятельности, самостоятельных предприятий. Предприятия создаются в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью; контрольный пакет их акций, либо соответствующая доля в уставном капитале должны принадлежать основному предприятию, т.е. они являются дочерними по отношению к основному предприятию.

Данный вариант позволяет оставить сложившуюся производственную систему предприятия неизменной за счет возможности регулирования деятельности дочерних фирм путем управления пакетами их акций, долями, находящимися в собственности головного предприятия. Повышается хозяйственная самостоятельность подразделений, что способствует росту их мобильности и скорости реакции на изменение рыночной инфраструктуры, освоению производства новых, пользующихся спросом видов продукции, диверсификации производства. Применение данного варианта дает возможность снять с предприятия бремя финансирования подразделений, не являющихся жизненно важными для развития профильного производства. Для формирования уставных капиталов дочерних фирм существует возможность привлечения сторонних инвесторов, что может способствовать развитию предприятия в целом. При установлении жесткого контроля за переходом права собственности на имущество дочерних фирм и систему управления пакетами их акций, принадлежащими головному предприятию, можно избежать распада холдинговой производственной системы из-за выхода из нее ряда подразделений. Возможно появление проблем, связанных с изменением характера сложившихся производственно-технологических связей между подразделениями, преобразованными в дочерние фирмы, и между дочерними и головными предприятиями. На практике отношения дочерних фирм и крупных предприятий часто выливаются в перекачивание имущества, финансовых и других ресурсов в малые дочерние фирмы. Поэтому рассматриваемый сценарий требует тщательной подготовки с учетом возможности возникновения определенных трудностей. В целом же, данный вариант структурной перестройки весьма привлекателен для достаточно крупных и средних предприятий, имеющих в своем составе структурные подразделения, слабо технологически связанные с основным производством.

Продажа имущества осуществляется для получения дополнительных денежных средств. Причем, продажа имущества подразумевает как реализацию отдельных зданий, сооружений, оборудования или технологий, так и отчуждение целых подразделений или филиалов. Продажа имущества дает возможность избавиться от оборудования, которое не используется в связи с переходом на новые технологии производства или другим причинам и одновременно получить средства для внедрения этих технологий и обучения персонала.

Продажа имущества также используется при необходимости повышения ликвидности предприятия, фактически являясь средством выживания при инициации процедуры банкротства. Поэтому продажа имущества осуществляется компаниями, имеющими сильно дифференцированное производство, либо как экстренная мера, повышающая платежеспособность компании.

Сдача имущества в аренду. Целесообразность сдачи имущества в аренду определяется следующими факторами:

- имущество  не используется в текущей хозяйственной деятельности;

- имущество   приносит убытки;  

-  имущество   не может быть вовлечено в хозяйственный оборот. 

- имущество, сдаваемое в аренду, может быть оценено по остаточной балансовой стоимости, либо на основе рыночной стоимости.

Государственные унитарные предприятия, как и другие коммерческие организации, вправе сдавать в аренду свое недвижимое имущество. Они также как и другие предприятия извлекают от этой деятельности дополнительные доходы. Как правило, при заключении договора аренды унитарные предприятия выступают только в качестве балансодержателя, а арендаторы федерального имущества перечисляют арендную плату и на счета и непосредственно в федеральный бюджет.

Процедура реорганизации определяется ГК РФ, НК РФ,  Федеральным законом № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. [6], Федеральным законом № 127 – ФЗ «О несостоятельности и банкротстве» от 26 октября 2002 г, Федеральным законом № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах » от 26 декабря 1995 г [7].

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к выделенному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация  была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Согласно п.2 ст.11  Федерального закона № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.  расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества, на дату составления акта инвентаризации.

Пункты 1 и 2 ст. 30 вышеназванного закона о приватизации устанавливают следующее.

1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

Информация о работе Оценка эффективности структуры имущества хозяйственной деятельности