Управление затратами на производство и реализацию продукции на примере ООО «Завод СТР»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая цель бизнеса – получение приемлемой нормы прибыли на потребленные ресурсы. Необходимым условием получения прибыли является определенный уровень развития производства, обеспечивающий превышение выручки от реализации продукции над затратами по ее производству и сбыту. Поэтому себестоимость продукции является одним из наиболее значимых показателей, характеризующих эффективность производственно-хозяйственной деятельности организации. В себестоимости находят выражение все затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Содержание

1 Затраты на производство и реализацию продукции как объект управления 5
1.1 Затраты на производство и реализацию продукции как экономическая категория. Классификация затрат 5
1.2 Себестоимость продукции, работ, услуг как основной показатель деятельности коммерческой организации 9
1.3 Управление текущими затратами 15
1.4 Направления снижения себестоимости продукции, работ, услуг 18
2 Исследование управления затратами на производство и реализацию продукцию ООО «Завод СТР» 22
2.1 Экономическая характеристика результатов хозяйственной деятельности организации 22
2.2 Анализ структуры и динамики величины себестоимости продукции организации 26
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции 29
2.4 Оценка влияния отдельных факторов на общую величину себестоимости продукции организации 32
2.5 Расчет точки безубыточности 35
2.6 Система управления затратами в организации 36
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИЮ ООО «ЗАВОД СТР»
3.1 Замена поставщика сварочных электродов
3.2 Повышение производительности труда на сварочном участке
3.3 Применение метода суммы чисел лет амортизации
вывод

Работа содержит 1 файл

диплом_глава_1_2_3_x_Завод-СТР.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

Примечание. Собственная  разработка.

Расчет влияния данных факторов произведем способом цепной подстановки:

УМЗпл = У(УРiплiпл); УМЗусл = У(УРiпл);

УМЗф = У(УР);

ДУМЗур = УМЗусл - УМЗпл; ДУМЗц = УМЗф - УМЗусл.

Данные таблицы 2.8 позволяют установить, за счет чего изменились материальные затраты на единицу продукции в целом и по каждому виду материальных ресурсов. В исследуемой организации на примере себестоимости ремонта заточного станка показано, что прямые материальные затраты увеличиваются за счет роста цен на ресурсы.

Прямые трудовые затраты занимают также значительный удельный вес  в себестоимости продукции и  оказывают большое влияние на формирование ее уровня. Поэтому анализ динамики зарплаты на рубль продукции, ее доли в себестоимости продукции, изучение факторов, определяющих ее величину, и поиск резервов экономии средств по данной статье затрат имеют большое значение

Общая сумма прямой заработной платы зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия. Последний, в свою очередь, определяется трудоемкостью и уровнем оплаты труда за 1 чел.-ч.

Факторные модели:

а) общей суммы прямой заработной платы в целом по предприятию:

ЗПо6щ = У(VВПо6щ х Удi х ТЕi х ОТi);

б) суммы прямой заработной платы  на весь объем производства i-го вида продукции:

ЗПi =VВПi х ТЕi х ОТi;

в) суммы прямой заработной платы  на единицу продукции i-го вида:

УЗПi = ТЕi х ОТi.

Вначале необходимо узнать, как изменилась себестоимость единицы каждого вида продукции за счет трудоемкости продукции и уровня среднечасовой оплаты труда (таблица 2.9). Расчет произведем способом абсолютных разниц:

 

ДУЗПi = ДТЕi х ОТiпл; ДУЗПi = ТЕ х ДОТi.   (2.3)

 

Таблица 2.9 – Расчёт влияния факторов на сумму прямых трудовых затрат

Вид

Удельная трудоёмкость, чел.-ч

Уровень оплаты за 1 чел.-ч, руб.

Заработная плата на 1 шт., тыс. руб.

Изменение заработной платы  на 1 шт., тыс. руб.

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

2009г.

УМЗусл

2010г.

Общее

в том числе за счёт

трудо-

ёмкости

уровня оплаты труда

Оплата труда

16

15

829

923

13

12

14

1

-1

+2


Примечание. Собственная  разработка.

 

Полученные данные показывают, что  заработная плата на единицу продукции возросла исключительно из-за повышения уровня оплаты труда. Одновременно произошла экономия заработной платы за счет снижения трудоемкости продукции в связи с проведением инновационных мероприятий (замены и модернизации оборудования).

Проведенный анализ прямых затрат показал, что на анализируемом заводе затраты за исследуемый период возросли по независящим от предприятия причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция.

За счет воздействия внутренних факторов по статьям себестоимости достигнута экономия. Это положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования.

2.4 Оценка влияния отдельных факторов на общую величину себестоимости продукции организации

 

Отклонения затрат по элементам  в абсолютных суммах выражают лишь общие результаты использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а не изменение себестоимости, так как они вызваны еще и изменениями в объеме и структуре производства продукции.

Общая сумма затрат может увеличиться  в результате изменения объема выпуска  продукции; структуры изготавливаемой  продукции; уровня переменных затрат на единицу продукции; величины постоянных затрат.

Формирование себестоимости (Собщая) можно представить в виде следующей факторной модели

 

Собщая = å (V wi AVCi) + AFC

(2.4)


 

где  V – объем произведенной продукции, шт;

ωi – доля продукции вида i в общем объеме произведенной продукции;

AVCi – переменные затраты на единицу продукции вида i, рублей;

AFC – общая сумма постоянных затрат, рублей.

Данные для оценки степени влияния  вышеприведенных факторов на величину общих затрат за период 2008 – 2010 гг. получены при помощи метода цепных подстановок (таблица 2.10).

Таким образом, на снижение общей себестоимости  продукции (работ, услуг) Завода СТР по данным таблицы 2.11 в наибольшей степени повлияло снижение объема произведенной продукции – снижение на 362 млн. руб.

Общая себестоимость увеличилась  на 94 млн. руб. из-за роста величины постоянных затрат и на 90 млн. руб. из-за роста величины переменных затрат.

За счет изменения структуры выпускаемой продукции рост общей себестоимости продукции составил 18 млн. руб.

 

 

Таблица 2.10 – Данные для анализа общей себестоимости продукции за период 2008 – 2010 гг.

Показатели

Сумма, млн. руб.

1.Затраты в базовый  период на выпуск продукции  в базовом периоде

1342

2. Затраты в базовый  период, пересчитанные на фактический объем производства при базовой структуре

980

3.Затраты в базовый  период, пересчитанные на фактический  выпуск продукции

998

4.Фактические затраты  при базовом уровне постоянных  затрат

1088

5.Фактические затраты

1182


Примечание. Собственная  разработка.

 

Таблица 2.11 – Оценка влияния отдельных факторов на величину общей себестоимости продукции за период 2008 – 2010 гг.

Наименование показателя

Уровень показателя, млн. руб.

1. Изменение общей  себестоимости продукции за счет  изменения объема производства  продукции

-362

2. Изменение общей  себестоимости продукции за счет  изменения структуры выпускаемой  продукции

18

3. Изменение общей  себестоимости продукции за счет  изменения уровня переменных  затрат на единицу продукции

90

4. Изменение общей  себестоимости продукции за счет изменения величины постоянных затрат

94

5. Изменение общей  себестоимости продукции

-160


Примечание. Собственная  разработка.

 

Данная методика позволяет оценить  себестоимость продукции только в общем виде, поскольку на затраты  оказывает влияние намного больше количество факторов, чем было описано.

Затраты на рубль реализованной продукции – наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую зависимость от прибыли. К достоинствам данного показателя можно также отнести его динамичность и сопоставимость. Этот показатель можно определить в любой отрасли производства отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции. При уровне показателя меньше единицы производство продукции является рентабельным, а при уровне больше единицы – убыточным.

Факторная модель анализа затрат на рубль реализованной продукции (З) выглядит следующим образом

 

(2.5)


 

где  V – объем произведенной продукции, штук;

ωi – доля продукции вида i в общем объеме произведенной продукции;

AVCi – переменные затраты на единицу продукции вида i, рублей;

AFC – общая сумма постоянных затрат, рублей;

Рi – отпускная цена продукции вида i, рублей.

Степень влияния вышеприведенных  факторов на величину затрат на рубль реализованной продукции определяется при помощи метода цепных подстановок (таблица 2.12).

 

Таблица 2.12 – Данные для анализа затрат на рубль реализованной продукции

Показатели

Сумма, руб.

1.Затраты на рубль  реализованной продукции в базовом периоде

0,9631

2. Затраты на рубль  реализованной продукции в базовом  периоде, пересчитанные на фактический  объем реализации

0,9040

3. Затраты на рубль  реализованной продукции в базовом  периоде, пересчитанные на фактическую  реализованную продукцию

0,9178

4.Фактические затраты  на рубль реализованной продукции  при базовом уровне постоянных  затрат и базовых отпускных  ценах

0,9298

5. Фактические затраты  на рубль реализованной продукции  при базовых отпускных ценах

0,9378

6. Фактические затраты на рубль реализованной продукции

0,9966


Примечание. Собственная  разработка.

 

Таблица 2.13 – Оценка влияния отдельных факторов на величину затрат на рубль реализованной продукции

Наименование показателя

Уровень показателя, руб.

1. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции за счет изменения объема реализации продукции

-0,0591

2. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции  за счет изменения структуры  реализуемой продукции

0,0138

3. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции  за счет изменения уровня переменных затрат на единицу продукции

0,0120

4. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции  за счет изменения величины  постоянных затрат

0,0080

5. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции  за счет изменения уровня отпускных цен

0,0588

6. Изменение затрат  на рубль реализованной продукции

0,0335


Примечание. Собственная  разработка.

 

Из данных таблицы 2.13 можно сделать вывод о том, что на изменение величины затрат на рубль реализованной продукции Завода СТР в наибольшей степени повлияло изменение уровня отпускных цен – увеличение на 0,0588 руб. Затраты на рубль реализованной продукции увеличились на 0,0120 руб. из-за роста удельных переменных затрат и на 0,0080 руб. из-за увеличения величины постоянных затрат. Изменение структуры продукции увеличило затраты на рубль реализованной продукции на 0,0138 руб. Рост объема реализованной продукции вызвал снижение затрат на рубль реализованной продукции на 0,0591 руб.

Таким образом, увеличение объема реализации закономерно снизило затраты на рубль реализованной продукции. Отпускные цены организации на продукцию оказали значительное влияние на изменение затрат на рубль реализованной продукции. Рост переменных расходов в большей степени повлиял на уровень затрат на рубль реализованной продукции, чем рост постоянных расходов.

2.5 Расчет точки безубыточности

 

Смоделируем взаимосвязь затрат (переменных и постоянных) и результатов (объема продаж, прибыли, рентабельности) Завода СТР.

Для этого введем следующие допущения:

1) все затраты можно разделить на постоянные и переменные;

2) постоянные затраты не зависят от объема, но изменяются по периодам и могут быть намеренно увеличены для обеспечения более прибыльной комбинации производства и реализации продукции;

3) переменные затраты прямо пропорциональны объему производства и реализации;

4) цена реализации продукции организации остается постоянной;

5) цены на материальные ресурсы и услуги производственного характера не меняются;

6) производительность не меняется.

Определим критическую точку продаж (точку безубыточности), которая представляет собой минимальный объем продаж, при котором затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. нет ни прибыли, ни убытка. Информацию для данного расчета можно получить из формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Исходя из данных таблицы 2.14 можно заключить, что состояние равновесия (доходы равны расходам) достигалось в 2008 году при реализации продукции на сумму 1231 млн. рублей, а в 2010 году – на сумму 1151 млн. рублей.

Запас финансовой прочности находился на уровне 12% (2008 год) и 4% (2010 год), т.е. снижение объемов продаж более чем на 12% и 4% соответственно могло привести к убыточности хозяйственной деятельности.

 

 

Таблица 2.14 – Расчет точки безубыточности

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн. руб.

1403

817

1196

2. Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг  (с учетом управленческих расходов  и расходов на реализацию), млн. руб.

1342

775

1182

3. Прибыль от реализации  товаров, продукции, работ, услуг,  млн. руб.

61

42

14

4. Удельный вес постоянных  затрат в совокупных, %

33

35

36

5. Постоянные затраты, млн. руб. (п. 2 п. 4)

443

271

426

6. Удельный вес переменных затрат в совокупных, %

67

65

64

7. Переменные затраты, млн. руб. (п. 2 п. 6)

899

504

756

8. Маржинальный доход, млн. руб. (п. 1 – п. 7)

504

313

440

9. Удельный вес маржинального дохода в выручке, %

(п. 8 : п. 1 х 100)

36

38

37

10. Пороговый уровень реализации, млн. руб. (п. 5 : п. 9)

1231

713

1151

11. Операционный рычаг ((п. 1 – п. 7) : (п. 1 – п. 2))

8

7

31

12. Запас финансовой  прочности, % ((п.1 – п.10) : п. 1 х 100)

12

13

4

Информация о работе Управление затратами на производство и реализацию продукции на примере ООО «Завод СТР»