Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

При расчете коэффициента текущей ликвидности допускается  условие, что все оборотные активы могут быть быстро переведены в наличные деньги. Коэффициент абсолютной ликвидности (КАБС) показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату, и рассчитывается как отношение высоколиквидных активов (денежных средств и финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам:

                                      (2.2)

на начало года: ;

на конец года: .

Теоретически считается достаточным, если величина этого показателя больше 0,2-0,25. В ЧПУП «Аделаида-Сити» значение коэффициента абсолютной ликвидности за отчетный период уменьшилось на 0,038 и составило на конец 2011 г. 0,04. Это означает, что предприятие не в состоянии погасить текущую задолженность при помощи имеющихся в распоряжении денежных средств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОС) характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой деятельности. Он рассчитывается как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств:

,                                             (2.3)

где III П – итог раздела III пассива баланса (строка 490);

I А – итог раздела I актива баланса (строка 190);

II А – итог раздела II актива баланса (строка 290).

на начало года: ;

на конец года: .

Нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составляет 0,3.

 

Таблица 2.9 –  Показатели текущей платежеспособности ЧПУП «Аделаида-Сити» за 2011 г.

Показатели платежеспособности

На начало периода

На конец периода

Изменение (гр.3/гр.2)

1

2

3

4

Коэффициент текущей  ликвидности (покрытия)

1,03

0,92

0,89

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,078

0,040

0,51

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,026

-0,092

--


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, снижение показателей платежеспособности ЧПУП «Аделаида-Сити» связано с уменьшением собственного капитала предприятия. Показатели ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами не соответствуют нормативным, что говорит о неплатежеспособности предприятия.

Для анализа финансовой устойчивости используется ряд показателей.

Коэффициент финансовой независимости (коэффициент автономности) (КФН) представляет собой отношение суммы собственных средств предприятия к общей сумме пассивов (валюте баланса):

,                                                 (2.4)

где ВБ – валюта баланса (строка 300 или 700).

на начало года: ;

на конец года: .

Данный коэффициент  характеризует долю средств, вложенных  собственником в общую стоимость  имущества. Чем выше значение этого  коэффициента, тем более устойчиво  финансовое положение предприятия. В нашем случае наблюдается тенденция  уменьшения показателя (за отчетный период на 0,094).

Коэффициент финансовой устойчивости (КФУ) характеризует долю постоянного (перманентного) капитала в общей сумме баланса. Он отражает удельный вес тех средств, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время, и рассчитывается как отношение суммы собственных средств и долгосрочных обязательств к общей стоимости имущества предприятия:

;                                            (2.5)

на начало года: ;

на конец года: .

Коэффициент привлечения средств (КПС) показывает, в каких объемах предприятие привлекает со стороны средства для финансирования текущей деятельности. Он рассчитывается как отношение общей суммы задолженности предприятия к сумме оборотных активов:

                                           (2.6)

на начало года: ;

на конец года: .

 

Таблица 2.10 – Показатели финансовой устойчивости ЧПУП «Аделаида-Сити» за 2011 г.

Показатели

На начало периода

На конец периода

Изменение (гр.3/гр.2)

1

2

3

4

Коэффициент финансовой независимости

0,051

-0,043

--

Коэффициент финансовой устойчивости

0,051

-0,043

--

Коэффициент привлечения  средств

0,97

0,95

0,98


Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Рассчитанные показатели позволяют  сделать вывод, что финансовое положение  предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити» являются неустойчивым. Финансовая зависимость предприятия от внешних кредиторов велика и является угрозой для финансовой устойчивости.

 

 

 

 

3 Разработка направлений по  повышению эффективности функционирования  малого предприятия

 

3.1 Проблемы развития малого  бизнеса в Беларуси на современном  этапе и рекомендации по повышению  эффективности малого бизнеса  в национальной экономике

 

 

В Республике Беларусь в целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации в Республике Беларусь создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры), среди них центры и базовые центры поддержки предпринимательства.

Центром поддержки предпринимательства является организация, создаваемая на основе любых форм собственности в целях обеспечения экономической и организационной поддержки субъектов малого предпринимательства [15].

Основными задачами центра являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

В целях реализации основных задач центр осуществляет деятельность по следующим направлениям:

формирование информационных баз  данных по вопросам предпринимательства;

оказание консалтинговых услуг  субъектам малого предпринимательства;

проведение маркетинговых исследований;

содействие в подготовке и переподготовке кадров для субъектов малого предпринимательства;

иная деятельность, направленная на реализацию задач центра и не запрещенная  законодательством [15].

Базовым центром поддержки предпринимательства области (г. Минска) (далее – базовый центр) является центр, реализующий совместно с местными исполнительными и распорядительными органами мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, координирующий деятельность  центров, расположенных на территории области (г.Минска), по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.

Основными задачами базового центра являются взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г. Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности, а также содействие субъектам малого предпринимательства в получении финансовых средств, подготовке и переподготовке кадров, проведении маркетинговых исследований.

В целях реализации основных задач  базовый центр осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

анализ тенденций развития малого предпринимательства;

координация деятельности центров, расположенных  на территории  области (г. Минска), по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности;

участие в разработке и реализации программ государственной поддержки  малого предпринимательства;

формирование информационной базы данных по вопросам предпринимательства  в области (г.Минске);

информирование субъектов малого предпринимательства о системе  поддержки малого предпринимательства  в регионе;

иная деятельность, направленная на поддержку и развитие малого предпринимательства в регионе [15].

Центры (базовые центры) создаются  при содействии Белорусского фонда  финансовой поддержки предпринимателей, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.

Регистрация организации в качестве центра (базового центра) осуществляется Министерством экономики.

По состоянию на 1 октября 2011 г. в республике действует 50 центров поддержки предпринимательства (далее – центры) и 10 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).

Деятельность субъектов инфраструктуры регламентируется Законом Республики Беларусь от 1 июля 2011 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательстве», а также Указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2010 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и от 23 октября 2010 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом», а также постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2009 г. № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» и от 4 июня 1997 г. № 640 «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь».

Итак, в настоящее время среди  институтов по поддержке малого предпринимательства  особое место занимают центры, базовые центры и инкубаторы. Остановимся на анализе деятельности каждого из этих институтов.

1. Центры.

Центры оказывают субъектам  предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

За 9 месяцев 2011 года в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 49352 человека (в 2010 году - 51041 человек).

По актуальной для предпринимателей тематике проведены 1043 курса, семинара (в 2010 году – 993), в которых приняли участие 24023 человека (в 2010 году – 20661 человек).

Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года, доля которых в общем количестве клиентов центров составляет 51,4% (25347 человек). Граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность, составляют 29,4% (14498 человек), студенты - 16,3 % (8064 человека), безработные -2,9 % (1443 человека).

Деятельность клиентов, обратившихся в центры за услугами, была связана  с розничной торговлей – 14436 человек (29,3 %), осуществлением производственной деятельности – 7617 человек (15,4 %), оказанием услуг – 5608 человек (11,4 %), строительством – 5080 человек (10,3 %), оптовой торговлей – 3487 человек (7,1 %), оказанием транспортных услуг – 2065 человек (4,2 %), не имеющие отношения к предпринимательству – 11059 человек (22,3 %).

Кроме этого, центрами в регионах проводятся мероприятия, которые содействуют  продвижению производимых субъектами предпринимательства товаров (работ, услуг), организации деловых контактов  между отечественными и зарубежными  субъектами предпринимательства, а также развитию предпринимательства и активизации ремесленной деятельности в сельской местности.

Например, в Брестской области  ЧУП «Нью-Тон» в рамках выставки-ярмарки «Брест. Содружество. 2010» проведены фестиваль маркетинговых решений «Бизнес-класс» и Форум управленцев.

В Витебской области: ККУП «Витебский областной центр маркетинга», начиная с 2001 года, ежегодно проводятся республиканская выставка-ярмарка «Малый бизнес в фестивальном Витебске», экономические форумы, а в 2011 году проведено еще и маркетинговое исследование по изучению ресурсного потенциала регионов Витебской области для выявления незанятых рыночных ниш для развития предпринимательской деятельности;

ОДО «Витебский бизнес-центр» проведено исследование рынка банковских услуг на тему «Как выбрать банк для бизнеса в Витебске», по результатам которого разработаны рекомендации по выявлению направлений предпринимательской деятельности, наиболее востребованным в районах области (организация производств, развитие сферы услуг, в том числе бытового обслуживания населения, придорожного сервиса, туристических, транспортных услуг и другое).

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь