Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Вмешательство государственных или  иных органов либо их должностных  лиц в деятельность предпринимателя  не допускается, кроме как по установленным  законодательством основаниям и  в пределах компетенции указанных  органов. Предприниматель имеет  право обращаться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными и неправомерными актов органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо действий их должностных лиц, касающихся его деятельности.

Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем в соответствии с компетенцией каждого.

Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится в порядке, установленном для налогообложения предприятий.

Особенности налогообложения субъектов  малого предпринимательства устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Налогообложение личного дохода предпринимателя  осуществляется в порядке, установленном  для налогообложения граждан.

В Республике Беларусь гарантируется:

- право граждан и юридических  лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущество;

- защита прав и законных интересов  всех предпринимателей, действующих  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и договорами;

- научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

- запрет вмешательства собственника  и любого третьего лица в  деятельность предпринимателя после  заключения с ним контракта  (договора), кроме случаев, предусмотренных  в контракте (договоре).

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды.

Прекращение предпринимательской  деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда.

Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:

- неоднократного или грубого  нарушения законодательства;

- признания предпринимателя банкротом;

- осуществления предпринимателем  деятельности, занятие которой запрещено;

- осуществления предпринимателем  деятельности, требующей получения  специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения;

- нарушения норм экологической  безопасности;

- по другим основаниям, предусмотренным  законодательными актами Республики  Беларусь.

Суд, принявший решение о прекращении  предпринимательской деятельности, в случаях, установленных соответствующей  статьей, определяет порядок и сроки  прекращения предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая на основе контракта (договора), может  быть прекращена по истечении срока  такого контракта (договора) либо при  его досрочном расторжении в случаях, предусмотренных в контракте (договоре), или по соглашению сторон.

В случае смерти предпринимателя, осуществлявшего  свою деятельность на основе частной  собственности, его права и обязанности  переходят к его наследникам.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Таким образом, малый бизнес — это  весьма пестрая, неоднородна экономическая  среда.

В современных условиях во всем мире особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и эффективно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях нестабильной ресурсозависимой экономики и ограниченности финансовых ресурсов [14, с. 29].

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают  следующие факторы:

- развитие инфраструктуры и  средств связи;

- рост общеобразовательного уровня  людей с одновременным накоплением  опыта в крупных компаниях;

- всеобщая интеллектуализация  труда;

- уменьшение габаритов, стоимости  и упрощение использования информационных  систем;

- решение проблемы занятости;

- расширение сферы услуг, базирующейся  на малых предприятиях [2, с. 36].

Общемировые тенденции развития малого и среднего бизнеса сводятся к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Развитию малого бизнеса способствует предпринимательская активность.

 

1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение  общего экономического роста.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Малое предпринимательство занимает особое место в структуре экономики  Республики Беларусь, оно играет существенную роль в социальной жизни общества, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике социальной стабильности и динамизма.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика изменения доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике.

В соответствии с действующим законодательством, малое предпринимательство в  республике существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

В Республике Беларусь к малым относятся  предприятия со среднесписочной  численностью работников [7, c. 3]:

- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

- в строительстве и оптовой  торговле - до 50 человек;

- в других отраслях производственной  сферы, общественном питании,  бытовом обслуживании населения  и розничной торговле - до 30 человек;

- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Становление малого предпринимательства  в Республике Беларусь можно условно  разделить на следующие этапы [14, c. 28]:

- первый этап: с 1991 по 1996 год - быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства. Первый этап протекал стихийно и сопровождался развитием коррупции и криминальных структур;

- второй этап: после 1996 года до нашего времени - характеризуется обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности и, как следствие, более низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.

В период 1997-1999 годов наблюдался прирост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В дальнейшем произошел рост численности индивидуальных предпринимателей при снижении количества малых предприятий. Данная тенденция прослеживалась до 2003 года. Затем, при росте числа малых предприятий снижалось количество индивидуальных предпринимателей, что связано с переходом многих ИП на упрощенную систему налогообложения в рамках юридического лица. С начала 2006 года наблюдается прирост количества как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

Данные колебания численности  субъектов малого предпринимательства  в определенной степени обусловлены  изменениями законодательства, регулирующего  данную сферу. Так, в 1999 году были внесены  изменения в законодательство по государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, что привело к сокращению количества малых предприятий. В 2003 году, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» индивидуальный предприниматель мог привлекать в качестве наемных работников не более трех физических лиц. Вследствие этого определенное число индивидуальных предпринимателей перешло в категорию юридических лиц.

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная  динамика доли занятых в малом  предпринимательстве в общем  количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2011 года работало 20,7 процентов от занятых в экономике (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей их наемных работников) в общем количестве занятых в экономике Республики Беларусь

Примечание – Источник: [24].

 

По состоянию на 1 января 2012 г. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности составило 84164 предприятия. По сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 16173 или на 23,78 процента. Удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2011 год составил 48,2% от общего количества всех субъектов хозяйствования.

Динамика изменения количества малых предприятий за 2008-2011 гг представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Динамика изменения количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2009-2011 годы

Примечание – Источник: [24].

 

Значительный прирост количества субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц в 2011 году обусловлен деятельностью Правительства страны, направленный на либерализацию условий осуществления экономической деятельности, проводимой с целью создания благоприятного делового климата и инвестиционной среды в Республике Беларусь. Принимаемые меры затрагивают широкий спектр вопросов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирования земельных и арендных отношений, упрощения налогового и таможенного законодательства, порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, упрощения процедуры получения специальных разрешений (лицензий) и т.п.

Распределение микрооганизаций и  малых организаций по организационно-правовым формам в 2011 году представлено на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Распределение микрооганизаций и малых организаций по организационно-правовым формам в 2011 году, в % к общему количеству

Примечание – Источник: [24].

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических  лиц 95,5 процента составляют предприятия  частной формы собственности (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2011 году, в % к общему количеству

Примечание – Источник: [18].

 

По итогам 2011 года количество субъектов  малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента. В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,2 процента, транспорте – 8,4 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц (рисунок 1.6). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций.

 

Рисунок 1.6 - Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в 2011 году, в %

Примечание – Источник: [18].

 

Анализ показателей за восемь лет  свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре  предпринимательского сектора. За период с 2003 по 2011 год сохраняется значительная доля субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь