Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Выбор организационно-правой формы  предпринимательской деятельности определяется следующими факторами:

- вид деятельности (производство  или услуги);

- предполагаемые масштабы деятельности;

- число учредителей;

- правовое регулирование предприятий:  налогообложение, нормативный механизм распределения доходов;

- характер экономических рисков  деятельности.

Согласно Закону Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве» предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

Не является предпринимательством деятельность физических лиц по использованию  собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений.

Субъектами предпринимательства  являются:

- физические лица, не ограниченные  в правах в порядке, определяемом  законодательными актами Республики  Беларусь, в том числе иностранные  граждане и лица без гражданства  в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

- группы граждан (партнеров)–  коллективы предпринимателей.

Не допускается занятие предпринимательской  деятельностью должностным лицам  и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

В Республике Беларусь допускаются  следующие формы предпринимательской  деятельности:

- частное предпринимательство,  осуществляемое субъектами предпринимательства  на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;

- коллективное предпринимательство,  осуществляемое предпринимателями  на основе коллективной собственности  или на основе имущества, полученного  и используемого на законном  основании.

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда  и с использованием наемного труда.

Предпринимательство с образованием юридического лица, может осуществляться в форме хозяйственных товариществ или обществ, а также унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Хозяйственные  общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Как свидетельствуют данные официальной  статистики, более 40 % малых предприятий  Республики Беларусь функционируют  в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20 % - в  форме унитарных предприятий (УП), около 18 % - в форме обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % - в форме закрытых акционерных обществ [7, с. 3].

Особой формой предпринимательства  является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником  имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами  и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Осуществление предпринимательской  деятельности и отношения, связанные  с предпринимательством, независимо от форм собственности, вида и сферы  деятельности регулируются Законом  о предпринимательстве и другими  законодательными актами Республики Беларусь.

Особенности правового положения  субъектов малого предпринимательства  регулируются Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и другим законодательством Республики Беларусь.

Если предпринимательская деятельность осуществляется на основе создания или  приобретения предприятия, являющегося  юридическим лицом, она регулируется также законодательством о предприятиях, поскольку иное не предусмотрено  настоящим Законом.

Особенности предпринимательской  деятельности иностранных граждан  регулируются законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях  на территории Республики Беларусь.

Статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации в порядке, установленном Законом о предпринимательстве в Республике Беларусь и другим законодательством Республики Беларусь.

Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с  образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Государственная регистрация предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без  образования юридического лица, производится исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов по месту жительства предпринимателей.

Для государственной регистрации  предпринимателей в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов представляются заявление  предпринимателя, лицензия, если данный вид деятельности подлежит лицензированию, и документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, если его деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию предпринимателя, паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и собственные фотографии.

Государственная регистрация предпринимателя  должна быть произведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых  документов в исполнительный комитет  соответствующего Совета народных депутатов.

Государственная регистрация предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляется по упрощенной процедуре в порядке, утверждаемом Советом Министров  Республики Беларусь.

Отказ в государственной регистрации предпринимателя по мотивам нецелесообразности его деятельности не допускается.

Если государственная регистрация  предпринимателя в установленный  срок не осуществлена либо в ней  отказано по мотивам, которые предприниматель  считает необоснованными, он может обратиться в суд. За государственную регистрацию предпринимателя с него взимается плата в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. Полученные средства зачисляются в бюджет района, города, района в городе, по месту регистрации предпринимателя.

Занятие предпринимательской деятельностью  без государственной регистрации  запрещается. Доходы, полученные от такой  деятельности, взыскиваются в судебном порядке и направляются в доход  местного бюджета.

Предприниматель имеет право:

- заниматься любой хозяйственной  деятельностью, не запрещенной  законодательством Республики Беларусь;

- создавать любые предприятия,  организация которых не противоречит  законодательству Республики Беларусь;

- привлекать на договорных началах  для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- участвовать своим имуществом  и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

- самостоятельно формировать программу  хозяйственной деятельности, выбирать  поставщиков и потребителей своей  продукции, устанавливать цены  и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и  увольнять работников в соответствии  с действующим законодательством  и трудовым договором (контрактом);

- устанавливать формы, системы  и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

- открывать счета в банках  для хранения денежных средств,  осуществления всех видов расчетных,  кредитных и кассовых операций;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской  деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей. При осуществлении предпринимательской деятельности на основе контракта порядок распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и внесения обязательных платежей, регламентируется контрактом. Прибыль может быть получена за счет производственной деятельности, а также за счет операций на товарной или фондовой бирже, скупки и продажи акций и других ценных бумаг, коммерческого посредничества, торгово-закупочной, инновационной, консультационной или иной инициативной деятельности, кроме той, которая запрещена законодательством Республики Беларусь;

- получать любой, не ограниченный  по размерам личный доход;

- пользоваться государственной  системой социального обеспечения  и социального страхования;

- выступать истцом и ответчиком  в суде, арбитраже и третейском  суде;

- приобретать иностранную валюту  и самостоятельно осуществлять  внешнеэкономическую деятельность  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

На предпринимателя возлагаются  следующие обязанности:

- выполнять все обязательства,  вытекающие из действующего законодательства  и заключенных им договоров  (контрактов);

- заключать договоры или контракты  с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях– коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

- уплачивать обязательные страховые  взносы на государственное социальное  страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;

- осуществлять меры по обеспечению  экологической безопасности, охраны  труда, техники безопасности, производственной  гигиены и санитарии, руководствуясь  действующими положениями и нормами;

- производить расчеты со всеми  работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

- соблюдать права и законные  интересы потребителей;

- получать в установленном порядке  специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые  подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполнять решения государственных  органов и иных субъектов права,  уполномоченных Президентом Республики  Беларусь, осуществляющих регулирование  и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;

- соблюдать установленный порядок  ценообразования, а также порядок  исчисления затрат, относимых на  себестоимость, учитывать в полном  объеме включаемые в цену (тариф)  налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

- представлять соответствующим  государственным органам и иным  субъектам права, уполномоченным  Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования,  полную и достоверную информацию, необходимую для установления  регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным  с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Имущественная ответственность предпринимателя, осуществляющего свою деятельность на основе контракта (договора), должна быть определена в контракте (договоре). Она может обеспечиваться внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей своего личного имущества в иной форме.

Пределы ответственности предпринимателя устанавливаются действующим законодательством, учредительными документами или договором с собственником имущества либо уполномоченным им органом.

Имущественная ответственность наступает  в случаях:

- нарушения действующего законодательства;

- невыполнения заключенных договоров;

- нарушения прав собственника  и других субъектов;

- загрязнения окружающей среды;

- обмана потребителя в отношении  качества товара, способа его  применения, предоставления неполной  информации для умышленного введения  потребителя в заблуждение;

- сообщения или распространения  о конкурентах ложных сведений;

- выпуска товаров с внешним  оформлением, применяемым другими  производителями;

- незаконного доступа к коммерческой  тайне конкурента или ее разглашения;

- использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

- получения дополнительного дохода  в результате создания искусственного  дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

- заключения договоров, когда  известно о невозможности их  выполнения, и в других случаях  недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд  по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь