Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

В Минской области: ОДО «Центр развития сельского предпринимательства «Комарово» проведена пятая выставка-ярмарка народных ремесел и промыслов «Камарова - кола дзен» (д. Комарово Мядельского района).

Центры действуют во всех областях республики, г. Минске. Доля центров, действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, составляет 20 % от общего количества центров (10 центров). Информация о местонахождении центров представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 - Информация о местонахождении центров

Наименование области

Количество центров

на 1 октября 2011 г.

Общее количество центров  области

(г. Минска)

в том числе расположенные  в малых и средних городских поселениях, сельской местности

Брестская

6

1

Витебская

7

-

Гомельская

7

2

Гродненская

4

2

Минская

2

1

Могилевская

10

5

г.Минск

14

-

Итого:

50

10


Примечание – Источник: [18].

 

В целом деятельность центров ориентирована  на оказание субъектам предпринимательства независимо от их местонахождения комплексной поддержки по вопросам организации и осуществлению предпринимательской деятельности.

Однако, около трети центров (в  основном это центры г. Минска) оказывают узкоспециализированные услуги (например, ОДО «Белпред» - оказание юридических услуг, ОДО «АДСГАРАНТ» - проведение информационно-консультативных семинаров по вопросам таможенного законодательства, ЧУП «Ваша жизнь» – проведение семинаров и консультаций по вопросам охраны труда).

В целях оказания субъектам предпринимательства информационной, консультационной и иной поддержки, а также реализации в районах областей мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, облисполкомами за центрами закреплены конкретные районы области, организовано их взаимодействие с райгорисполкомами, администрациями районов.

В закрепленных районах центры оказывают  помощь в организации (выбор организационно-правовой формы, содействуют подготовке учредительных  документов) и осуществлении предпринимательской деятельности, организуют и проводят выездные семинары, «прямые линии» по актуальным для предпринимателей вопросам (ведение внешнеэкономической деятельности, налогообложение, ценообразование, бухгалтерский учет, аренда и другие).

Вместе с тем, для более успешной работы в данном направлении райгорисполкомам, администрациям районов необходимо активнее использовать потенциал центров в вопросах развития предпринимательства в регионах, привлекать их для проведения мероприятий в районах области, направленных на поддержку предпринимательства.

Для организации взаимодействия субъектов  инфраструктуры по предоставлению субъектам  малого предпринимательства, независимо от их территориального размещения, комплексной  информационной поддержки по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности, информирования о деятельности субъектов инфраструктуры создан веб-сайт специализированной информационной системы инфраструктуры поддержки предпринимательства (www.svoedelo.by).

Из 50 центров, действующих в республике, 74 % являются организациями частной формы собственности, 20% – коммунальной, 6 % -республиканской. Информация о форме собственности центров в разрезе областей приведена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.2 - Информация о форме собственности центров в разрезе областей

Наименование области

Форма собственности

Республиканская

коммунальная

частная

Брестская

-

1

5

Витебская

-

4

3

Гомельская

1

2

5

Гродненская

-

1

3

Минская

-

-

2

Могилевская

1

2

7

г.Минск

1

-

15

Итого:

3

10

37


Примечание – Источник: [18].

 

Для реализации задач, предусмотренных  законодательством, действующие в республике центры имеют достаточный кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников  центров на 1 декабря 2011 г. составило 323 человека. Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также техническое образование.

Действующие в республике центры имеют  опыт работы в сфере поддержки  предпринимательства. Так, в республике свыше 10 лет осуществляют деятельность в качестве центра 22 % организаций, в период с 5 до 10 лет – 28 %, от 3 до 5 лет – 8 %, от 1 до 3 лет – 36 %, до 1 года – 6 % (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3 - Период деятельности центров поддержки предпринимательства

Наименование области

Период деятельности центров поддержки предпринимательства

более 10 лет

от 5 до 10 лет

от 3 до 5 лет

от 1 до 3 лет

До 1 года

Брестская

1

2

1

2

-

Витебская

1

1

2

3

-

Гомельская

1

1

1

3

1

Гродненская

-

1

-

3

-

Минская

1

1

-

-

1

Могилевская

3

3

-

3

-

г.Минск

4

5

-

4

1

Итого:

11

14

4

18

3


Примечание – Источник: [18].

 

Вместе с тем, требуется проведение системной работы по повышению уровня квалификации кадров центров по вопросам управления, менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования и др.

3. Базовые центры.

Основные задачи базовых центров  – взаимодействие с местными исполнительными  и распорядительными органами, центрами, расположенными на территории области (г.Минска), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, координация деятельности центров по оказанию субъектам малого предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности.

Механизм реализации базовым центром  основных задач осуществляется следующим образом:

- обобщение совместно с центрами региона проблемных вопросов, возникающих в деятельности субъектов предпринимательства, направление соответствующей информации в облисполкомы, Департамент по предпринимательству, внесение предложений по их решению;

- разработка совместно с центрами на основе учета потребностей предпринимателей региона планов работы, анализ результатов реализации планов, выработка мер по повышению их результативности, размещение информации о планируемых в очередном месяце центрами региона мероприятиях для предпринимателей на сайте www.svoedelo.by;

- подготовка совместно с центрами предложений по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры в регионе;

- формирование базы данных о малых и средних предприятиях, действующих в области, закрепленных за центрами районах (контактная информация, информация о деятельности и производимой продукции, возможности участия в поставках (изготовлении) комплектующих, узлов, блоков, продукции по заказам);

- информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в республике и области, деятельности и услугах, оказываемых субъектами инфраструктуры, размещение информации о работе центров в ИМНС, отделениях ФЗСН, исполкомах, СМИ.

В настоящее время базовые центры действуют в Витебской, Гомельской и Гродненской областях. Базовые центры проводят совместно с центрами, местными органами власти мероприятия, направленные на развитие предпринимательства в регионах: семинары, выставки - ярмарки, маркетинговые исследования, координируют работу центров региона при подготовке планов работы, проведении мероприятий в закрепленных районах и др.

Например, в Витебской области базовым центром ККУП «Витебский областной центр маркетинга» проведены маркетинговые исследования ресурсного потенциала регионов Витебской области с целью выявления незанятых рыночных ниш для развития предпринимательской деятельности. Результаты исследований направлены всем центрам области для использования в работе с субъектами предпринимательства в закрепленных за ними районах. Организованы и проведены совместно с центрами области, облисполкомом выставки-ярмарки: «Малый бизнес в фестивальном Витебске» и «Мой дом», конференции: «Энергосберегающие технологии», международный экономический форум «Твой бизнес».

В Гомельской области базовым центром ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» совместно с Гомельским горисполкомом, посольством Швеции в Республике Беларусь, Шведским институтом организована и проведена выставка «Женщины – изобретательницы из Швеции», в рамках которой состоялось заседание круглого стола «Женщина в бизнесе и науке». Совместно с ПРООН проведен областной семинар на тему: «Социальная ответственность как фактор повышения конкурентоспособности предприятий».

В Гродненской области базовый центр – Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей совместно с центрами области осуществляет подготовку планов работы центров в регионе, оказывает методическую помощь центрам в работе с предпринимателями по вопросам получения государственной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов, доводит до центров информацию о принятых облисполкомом решениях по вопросам предпринимательства, совместно с инспекцией Министерства по налогам и сборам Октябрьского района г. Гродно организовано проведение круглых столов по налогообложению для начинающих предпринимателей.

3. Инкубаторы.

Инкубатор – это объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Инкубаторы действуют в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской области. Частной формы собственности действует 7 инкубаторов, республиканской и коммунальной – 3.

 

Таблица 3.4 – Информация о форме собственности инкубаторов [18]

Наименование инкубатора

Форма собственности  инкубатора

Размещается на площадях

(форма собственности)

1

ООО Правовая Группа «Закон и Порядок» 
(г. Витебск) (функционирует с 2002 г.)

частная

коммунальная

2

ЧКУП «БелТрастинфо» (г. Гомель) (функционирует с 2009 г.)

частная

собственные

3

ООО «Апсель» (г. Лида) (функционирует  с 2002 г.)

частная

коммунальная

4

ОАО «Труд» (г. Гродно) (функционирует с 2006 г.)

частная

собственные

5

ЗАО «МАП ЗАО» Минский  район 
(н.п. Колодищи, Минский район) (функционирует с 1998 г.)

частная

собственные

6

ЗАО «Технологический парк Могилев» 
(г. Могилев) (функционирует с 1998 г.)

частная

собственные

7

ЗАО Бобруйский региональный инновационный центр развития бизнеса 
(г. Бобруйск) (функционирует с 2011 г.)

частная

коммунальная

8

НПРУП «НПО «Центр» (г. Минск) (функционирует с 1999 г.)

республиканская

республиканская

9

КУП «Молодежная социальная служба» 
(г. Минск) (функционирует с 2010 г.)

коммунальная

коммунальная


Примечание – Источник: [18].

 

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста  и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства представляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь