Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

- способствует стандартизации, формализации и программированию  процесса;

В качестве недостатков  можно отметить:

- трудности горизонтального  согласования;

- замедленность реагирования  на изменения.

Высший уровень управления представлен  учредителем предприятия. К его  компетенции относится изменение  и дополнение устава предприятия  и уставного фонда, определение организационной структуры предприятия, назначение директора, определение основных направлений деятельности предприятия и др.

Руководство деятельностью предприятия осуществляется директором предприятия. Исполнительное управление осуществляют главный бухгалтер и начальник производственного отдела, которые непосредственно подчиняются директору предприятия. В непосредственном подчинении директора находятся и все подразделения предприятия: административно-управленческий аппарат, производственный и торговый отделы.

Система оперативного управления предприятия осуществляется директором предприятия при помощи руководителей основных подразделений и включает следующие направления:

- модернизация и анализ надежности работы оборудования, организация технадзора, обеспечение предприятия всеми видами энергоресурсов, разработка и внедрение «ноу-хау» в технологии, внедрение оснастки, разработка и создание новых конструкции и дизайна изделий и т.д.;

- определение порядка ценообразования на продукцию, контроль и согласование цен, разработка прогнозов социально-экономического развития на год, штатное расписание предприятия, уровень заработной платы, разработка графика работы предприятия, вопросы, связанные с обязательствами предприятия, учетом имущества, хозяйственных операций, товарно-материальных ценностей и денежных средств и др.;

- все вопросы основного производства (управление производством, разработка годовых, квартальных и месячных планов производства продукции и т.д.);

- организация и контроль выполнения мероприятий по качеству, надежности техпроцессов, анализ дефектов и отклонений, рационализация, обеспечение гарантийного обслуживания;

- вопросы о заключении договоров на изготовление и поставку продукции, анализ данных о браке и отказах от продукции, количестве поставляемой продукции по номенклатуре, разработка прогнозов развития спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках и др.;

- определение потребности в материально-технических ресурсах, подготовка и заключение договоров на поставку ресурсов, распределение материально-технических ресурсов и их рациональное использование, транспортные услуги;

- подбор, расстановка и воспитание кадров, разработка планов подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов, служащих, руководителей, социальные стороны жизни предприятия;

Функции управления затратами и  себестоимостью продукции в частности, комплексный анализ всех понесенных предприятием затрат в ходе производственно-хозяйственной деятельности выполняет служба бухгалтерского учета, используя автоматизированную систему бухгалтерского учета «1С бухгалтерия» и формы внутренних расчетов и отчетности, разработанные непосредственно на предприятии.

Основные функции работы по контролю и учету затрат на производство можно разделить следующим образом:

  • планирование и прогнозирование технико-экономических показателей (ТЭП) по предприятию в целом и в разрезе структурных подразделений; разработка и составление годовых, квартальных и месячных планов;
  • анализ выполнения ТЭП, контроль соблюдения бюджета доходов и расходов, планирование технико-экономических показателей и нормативов;
  • осуществление разработки документооборота для планирования, учета и внедрения механизированной обработки информации в информационной системе предприятия;
  • анализ затрат, смет накладных расходов для определения и согласования цен на изделия и детали, изготавливаемые на предприятии и закупаемые;
  • разработка и согласование цен на продукцию (работу, услуги);
  • расчет материальных затрат, определение плановой себестоимости продукции, работ и услуг, анализ произведенных расчетов и корректировка их при необходимости; планирование сметы накладных расходов, расчет сметы по использованию прибыли на развитие и потребление;
  • анализ изменения и динамики цен и их влияние на материальные затраты;
  • ведение делопроизводства, организация систематизированного хранения в соответствии с установленными сроками нормативно-справочных документов;

Основными целями деятельности бухгалтерии являются:

- обеспечение единообразного ведения учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых предприятием;

- своевременное составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении предприятия, его доходах и расходах.

Бухгалтерия в обязательном порядке, установленном законодательством, предоставляет статистическую и налоговую отчётность, представленную в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Статистическая отчетность

Документ, носитель информации.

Периодичность регистрации  данных

Документ, устанавливающий  требования

1

2

3

Форма 4-ф инвест «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж»

Ежеквартально, 10 числа  после отчетного периода

Постановление Национального  статистического комитета РБ от 13.09.2011 №251

Форма 6-ф инвест «Отчет о прямых инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа»

8 раз в год, 7 числа  после отчетного периода

Постановление Национального  статистического комитета РБ от 14.11.2011 №297

Форма 4-ф Фонд «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты  РБ»

Ежеквартально, 20 числа после отчетного периода

Постановление Национального  статистического комитета РБ от 14.05.2011 №85

Форма 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной  деятельности микроорганизации»

Ежегодно, 26 января

Постановление Национального  статистического комитета РБ от 01.11.2011 №288

Форма 4-страхование «Отчет о средствах по обязательному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний»

Ежегодно, 20 января

Постановление Национального  статистического комитета РБ от 30.04.2010 №43


 

 

Окончание таблицы 2.3

1

2

3

Форма ПУ-1, Форма ПУ-2 «Индивидуальные  сведения» Персонифицированный  учет

Ежеквартально, 20 числа  после отчетного периода

Закон РБ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного социального страхования»

Форма ПУ-1, Форма ПУ-2 «Индивидуальные  сведения» Персонифицированный  учет

Ежеквартально, 20 числа  после отчетного периода

Инвентаризационные описи

Ежегодно

Закон «О бухгалтерском  учете и отчетности» № 3321-XII от 18.10.1994

Доверенность

По мере необходимости

Закон «О бухгалтерском  учете и отчетности» № 3321 -XII от 18.10.1994

Требование-накладная  Форма № М-11

По мере необходимости

Закон «О бухгалтерском  учете и отчетности» № 3321 -XII от 18.10.1994

Форма № ОС-1 « Акт  приемки-передачи оборудования по договору аренды»

По мере необходимости

Закон «О бухгалтерском  учете и отчетности» № 3321-ХII от 18.10.1994

Форма № ОС-3 «Акт о  приеме-сдаче отремонтированных  объектов основных средств»

По мере необходимости

Закон «О бухгалтерском  учете и отчетности» № 3321 -XII от 18.10.1994

Документ, носитель информации.

Периодичность регистрации  данных

Документ, устанавливающий  требования

Налоговая декларация по налогу при упрощенной системе налогообложения

Ежеквартально, 20 числа  после отчетного периода

Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» № 3321-XII от 18.10.1994


Примечание – Источник: данные организации

 

В связи с ведением бухгалтерской  отчетности по упрощенной системе налогообложения, количество предоставляемых отчетов  является минимальным.

Организационная структура предприятия характеризуется простотой (в силу небольшой численности коллектива), и сформирована таким образом, чтобы максимально упростить и упорядочить систему производства, подчиненность персонала, передачу информации внутри предприятия. Работу по контролю и учету затрат на производство осуществляют директор и главный бухгалтер, совместно с начальником производства.

Недостатком в организационной  системе является отсутствие конструкторского отдела, выполняющего непосредственно  работу по разработке конструкций изделий и совершенствованию технологического процесса их изготовления.

Производственная структура предприятия  состоит из хозяйственного и производственного  отдела, общее руководство которыми осуществляет начальник производства.

Производственный отдел состоит  из цеха основного производства и  цеха подготовки сварных металлоконструкций:

  • Основной, сборочно-сварочный цех (для непосредственного изготовления изделий из листового полипропилена)
  • Сварочный цех металлоконструкций (для сварки металлоконструкций, используемых в емкостях). Основное сырье и материалы, используемые в процессе производства:
  • полипропилен листовой толщиной 3-20 мм;
  • пруток сварной полипропиленовый в бухтах;
  • металл: труба профильная, арматура (иногда);
  • трубы, фитинги, запорная арматура полипропиленовые;

Производство емкостей является одним  из главных направлений в деятельности предприятия. Емкости изготавливаются  по индивидуальным заказам, следовательно, однотипных изделий не существует. Изготовление каждого изделия  начинается с разработки чертежей конструкции на основе эскизов заказчиков либо готовых чертежей, предоставляемых самими заказчиками.

На 1-ом этапе происходит согласование с заказчиками конструкции, габаритных размеров, формы и количества соединительных элементов в изделиях. Необходимо чтобы готовое изделие вписывалась в имеющуюся площадь, имело все необходимые конструктивные элементы (запорную и соединительную трубопроводную арматуру) для подсоединения в систему производственного оборудования заказчика. После согласования конструкции емкости производится расчет стоимости (составляется плановая калькуляция по статьям затрат) изготовления.

На 2-ом этапе происходит процесс  согласования стоимости изделия. Стоимость  каждой емкости зависит от сложности  обработки узлов, количества конструктивных элементов, качества покупных комплектующих изделий и сроков выполнения работ.

3-й этап. Изготовление каждого  изделия начинается с раскроя  деталей по утвержденным чертежам. Каждая деталь обрабатывается (очищается  от заусениц и неровностей) ручным или механическим способом, кромки деталей подготавливаются к сварке. Затем производится предварительная сборка элементов изделия «на прихватку». Это один из видов сварных швов, который обеспечивает временное соединение деталей для последующей прокладки окончательного шва. Все детали свариваются между собой в определенной последовательности, с целью достижения максимального удобства сборки, в процессе которой постепенно собирается готовое изделие.

В процессе проведения сборки изделия  производится также сверление отверстий  для установки штуцеров, патрубков, фланцев и других конструктивных элементов.

Все эти работы ведутся в сборочно-сварочном  цехе.

Если в конструкции емкости  предусмотрено усиление с помощью изготовления металлического каркаса, то параллельно со сборкой емкости, в сварочном цехе производится изготовление металлоконструкции по чертежам.

Затем тело емкости соединяется  с металлическим каркасом. Изделие  доводится до готовности.

4 этап - проверка качества. На завершающем этапе производится визуальный контроль качества всех сварных швов, наличие шероховатостей, дефектов. Если качество удовлетворяет требованиям, то производится контроль герметичности. В готовую емкость заливается вода, емкость в наполненном состоянии подвергается механическим нагрузкам (передвижение, катание, удары, поднятие углов) с целью выявления невидимых визуально «слабых мест» в швах.

В Республике Беларусь на данном этапе  не существует разработанного и утвержденного  документа (ГОСТ, ТУ и иного), регламентирующего порядок проверки качества такого вида изделий. Поэтому, на предприятии разработан временный регламент (разработанный на основе регламента проверки качества и герметичности металлических емкостей), на основании которого и производится достаточно простой контроль качества и герметичности изделий.

Готовое изделие при необходимости  упаковывается в защитную пленку, готовится к отгрузке и сдается  заказчику. Таким образом, заканчивается  весь производственный цикл по изготовлению емкостей.

Основной технологический  процесс изготовления изделий состоит  из следующих операций:

    1. Раскрой материала, вырезка деталей.
    2. Обработка деталей (зачистка кромки, шлифование, вырезка технологических отверстий).
    3. Соединение деталей в конструкцию (соединение «на прихватку», основное сварное соединение термофеном или экструдером).
    4. Изготовление (при их наличии) металлоконструкций.
    5. Окончательная обработка изделия (соединение, крепление и приваривание конструктивных элементов, очистка поверхности).
    6. Проверка качества швов и обработки мелких конструктивных элементов, проверка их соответствия техническому заданию и чертежу, приемо-сдаточные испытания и упаковка изделий.

Производственное оборудование представляет собой наиболее важную часть основных фондов предприятий, их технико-производственный потенциал, поэтому вопросы использования, долговечности и работоспособности оборудования должны быть предметом повседневного внимания руководства и работников, непосредственно работающих с ним.

В состав производственного оборудования ЧПУП «Аделаида-Сити», входят в основном ручной электроинструмент (в том числе, специфический: термофены и экструдеры), ручные станки и приспособления.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь