Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

 

9579 Диплом Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Дипломная работа: 77 с., 20 табл., 8 рис., 26 источников, 4 приложения.

малый бизнес, развитие, перспективы, проблемы, предприятие, предпринимательство

Объект исследования: ЧПУП «Аделаида-Сити».

Предмет исследования: эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

Цель исследования: определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити».

Методы исследования: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, метод сравнения и другие.

Исследования и разработки: изучена социально-экономическая сущность и значение малого бизнеса; проведен анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»; рассмотрены направления развития малого предпринимательства в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведённые  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что предпринимательство, представленное в том числе малым и средним бизнесом, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Рыночные условия создают оптимальные  условия для развития такой экономической  единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически развитие малого бизнеса выгодно, потому что появление большого числа фирм приводит к адаптации к рыночной среде массы населения, к появлению новых рабочих мест, к повышению жизненного уровня субъектов малого бизнеса, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты. Одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Беларуси в последние годы, что способствовало созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей. Особенно важно создание малых предприятий в сфере производства.

Наиболее активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики западных стран начался с середины 70-х годов. На сегодняшний день в развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США, где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые создают лишь 10% новых технологий. Остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо и потому, что они приводят к реструктуризации старых крупных предприятий и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Целью исследования является определение  проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:

  1. изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
  2. провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
  3. разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Объектом исследования в данной работе является ЧПУП «Аделаида-Сити».

Предметом исследования является эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь.

При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.

Теоретической базой исследования явились работы М.И. Балашевича «Экономика малого бизнеса», С.Е. Витуна «Проблемы развития предпринимательства», Е. Головиной «Построение новой концепции малого предпринимательства в Беларуси», Г.В. Германовича «Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь» и многие другие. Изучены законодательные акты, регулирующие процесс создания и развития малого бизнеса, использован статистический материал.

 

 

1 Теоретический аспект функционирования  малого бизнеса в Республике  Беларусь

 

1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике

 

 

Существует немало подходов к определению  сущности понятия «малый бизнес», а  общепринятая трактовка варьируется  в зависимости от субъективного  восприятия автора терминологической  трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое  понятие  - «предпринимательство», которое  подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

Малый бизнес относится к категории  малого предпринимательства.

Предпринимательство является одной  из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением). Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то новое для того, чтобы процветать, развиваться.

Согласно закону Республики Беларусь от 28 мая 1991 года № 813 «О предпринимательстве  в Республике Беларусь» под предпринимательством (предпринимательской деятельностью) понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [14].

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они  не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и другие виды деятельности, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.

Понятия предпринимательства и  предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента  зарождения экономической науки. Научные  исследования предпринимательской  деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й Тюнен. Й. Шумпетер, П. Друкер и другие. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [2, с. 30].

Обобщение исследований по проблеме предпринимательства позволяет  выделить следующие отличительные особенности предпринимательской деятельности:

  • деятельность по управлению и эффективному объединению общественных ресурсов, наличие свободы принятия решений при управлении экономическими ресурсами, которая определяется соотношением собственных и привлеченных средств, формой организации предпринимательской деятельности (индивидуальная или коллективная), системой государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • новые идеи, деятельность по поиску и реализации новых комбинаций экономических ресурсов общества. Другие экономисты выделили следующие направления новаторской деятельности предпринимателя: изготовление нового или усовершенствование известного продукта; внедрение нового метода производства; освоение нового рынка сбыта; получение нового источника ресурсов; проведение реорганизации производства. В современных условиях типичным примером является инновационное предпринимательство. Более того, в современной экономике с ее интенсивной конкуренцией новые компании могут появляться (а существующие компании сохранять конкурентные позиции) и успешно конкурировать в существующих отраслях, только обеспечивая инновационное развитие своего бизнеса;
  • наличие неопределенности в достижении конечного результата, или предпринимательский риск. Предпринимательский риск связан с понятием «ответственность» и предполагает ответственность предпринимателя за эффективное использование общественных ресурсов - собственных и привлеченных. Величина предпринимательского риска определяется размером ответственности предпринимателя, в первую очередь, имущественной за неправильно принимаемые решения, а степень предпринимательского риска определяется уровнем управленческих способностей предпринимателя, стабильностью экономической ситуации в стране, уровнем правовой защищенности предпринимателя, характеристиками партнеров и так далее [10, c. 12-13].

Таким образом, предпринимательская  деятельность объединяет функции собственника, новатора и менеджера.

В отличие от менеджера предприниматель, реализуя функции собственника, может самостоятельно изменять условия хозяйствования, единолично принимать решения и несет ответственность за их последствия.

В отличие от изобретателя и научного работника предприниматель не всегда является «духовным творцом новых  комбинаций», но его деятельность всегда связана с претворением новых идей в жизнь.

В отличие от собственника инвестиционных ресурсов предприниматель чаще всего  обладает необходимыми знаниями и мотивацией для того, чтобы управлять экономическими ресурсами. В то же время, используя собственные ресурсы, предприниматель берет на себя риск, по своему содержанию являющийся риском собственника.

Следует разграничивать понятия «предприниматель»  и «предпринимательская деятельность». Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. В данной трактовке предпринимательская функция выступает, как присущая различным категориям граждан и становится общеэкономической функцией. Поэтому предпринимателем следует считать лицо, которое реализует предпринимательскую функцию и идентифицируется в общественно-правовой системе как предприниматель, то есть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Это позволяет лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, получить все права, которыми обеспечивает общество статус предпринимателя: самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, распоряжаться прибылью, заниматься любой деятельностью и создавать любые предприятия, не запрещенные законом, привлекать имущество, денежные средства и имущественные права физических и юридических лиц, участвовать своим имуществом в деятельности хозяйствующих субъектов.

Среди обязанностей, которые общество возлагает на предпринимателя, необходимо выделить следующие: предприниматель  должен выполнять все обязательства, предусмотренные договорами и законодательством, заключать договор при найме на работу, оплачивать труд в размере, не меньше минимального уровня, вносить платежи в фонды социальной защиты, осуществлять меры по защите окружающей среды, соблюдать права и интересы потребителей.

Права и обязанности предпринимателя  обеспечивают, с одной стороны, гарантии реализации его интересов - право  на получение справедливого вознаграждения и свобода выбора форм и методов  предпринимательской деятельности. С другой стороны, поскольку в рыночной экономике степень свободы одного хозяйствующего субъекта ограничена степенью свободы другого, то система обязанностей предпринимателя, ограничивающая его экономическую свободу, представляет не что иное, как гарантии соблюдения интересов других участников хозяйственной деятельности – сотрудников фирм, владельцев ссудного капитала, потребителей, конкурентов.

Сложность предпринимательской деятельности определяется и многообразием функций, выполняемых предпринимателем (рисунок 1.1).

 

 

   

Предпринимательская деятельность

   

 

 

   

Управление ресурсами

 

Аккумулирование ресурсов

 

Управление рисками

 

Разработка новых идей

 

 

 

Менеджмент

 

Финансовый сектор

 

Страховое дело

 

Научная сфера


 

 

Рисунок 1.1 - Структура предпринимательской деятельности

Примечание - Источник: [23, с. 91].

 

В соответствии с этими функциями  прибыль предпринимателя делится  между отдельными сферами общественного  производства: часть прибыли поступает  в финансовый сектор, часть - в сектор управленческих услуг, сферу страхования рисков предпринимательской деятельности, сферу научных исследований и разработок. Однако источником этих доходов была и остается сфера производства.

Предпринимательская деятельность в  современной экономике является специфическим фактором производства, объединяющим другие производственные факторы в рамках экономической единицы. В результате разрозненные производственные факторы формируют экономическую систему и приобретают новые свойства – способность эффективно производить продукцию и создавать новые ресурсы.

Важным условием предпринимательской  деятельности является наличие свободного рынка с его жесткой конкуренцией. Только в процессе конкуренции собственники вынуждены постоянно действовать  в экстремальных условиях, что  помогает им чаще принимать в борьбе за потребителя оптимальные решения по ценам, качеству, ассортименту, а также заставляет их идти на дополнительный риск, участвуя в новых проектах для того, чтобы сегодняшняя прибыль не обернулась завтра убытком.

В конечном итоге от конкуренции  в большей степени выигрывают потребители, получая новые качественные товары, доступные цены, высокий уровень обслуживания, новые рабочие места и другие блага.

Среди основных стимулов, мотивов  и причин, побуждающих заниматься предпринимательской деятельностью, следует выделить материальную заинтересованность, но предпринимательство как род деятельности не является гарантом успеха в бизнесе и получение материального блага.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь