Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретного предприятия ЧПУП «Аделаида-Сити», для чего ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность малого бизнеса и предпринимательства;
провести анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь и конкретно ЧПУП «Аделаида-Сити»;
разработать мероприятия по повышению эффективности функционирования малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Роль малого бизнеса в современной экономике 6
1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса 13
1.3 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь 22
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧПУП «АДЕЛАИДА-СИТИ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ системы управления ЧПУП «Аделаида-Сити» 33
2.3 Анализ показателей хозяйственной деятельности ЧПУП «Аделаида-Сити» 40
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 48
3.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси на современном этапе и рекомендации по повышению эффективности малого бизнеса в национальной экономике 48
3.2 Рекомендации по повышению эффективности функционирования ЧПУП «Аделаида-Сити» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложение А Организационная структура управления предприятием 68
Приложение Б Баланс за 2011 год 69
Приложение В Баланс за 2010 год 72
Приложение Г Баланс за 2009 год 75

Работа содержит 1 файл

диплом на сегодня леся.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Можно выделить четыре основные функции, которые наиболее характерны для  предпринимательства, среди них:

  1. Функция моделирования, связанная с разработкой бизнес – проектов, с видением всей картины своего будущего бизнеса со всеми основными взаимосвязями и возможными направлениями развития.
  2. Функция воплощения, предполагающая умение предпринимателя самостоятельно реализовывать свои проекты, создавать эффективно функционирующие предприятие, способное не только окупить вложенные в бизнес денежные средства, но и обеспечить в будущем значительное приращение первоначального капитала.
  3. Функция управления людьми, то есть предприниматель должен уметь заставлять работать людей производительно и эффективно, и в первую очередь в свое отсутствие, чтобы вместе с ними обеспечить реальное воплощение и развитие своего бизнеса.
  4. Функция единоличного принятия решения, которая требует уверенности в своих силах и умения брать на себя ответственность за принятое решение основных вопросов, связанных с функционированием своего предприятия. Предприниматель всегда должен иметь смелость оперативно принимать ответственные решения, полагаясь в основном на свой опыт и уверенность в своих силах, интуицию и здравый смысл, подкрепленный имеющейся на данный момент информацией [1, c. 22].

Таким образом, предпринимательство  есть способ хозяйствования, который  в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий.

С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность  достигать успеха. Он ориентируется  на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей. Мотивация предпринимателя значительно отличается, например, от мотивации специалистов и администраторов, не имеющих качеств предпринимателя. Специалист ориентирован на профессиональный рост и накопление знаний, для чего важна оценка его действительной квалификации профессионалами. Администратор ориентирован на должностной рост и склонен к управленческому труду. Поэтому далеко не каждый специалист или администратор может стать предпринимателем. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.

Предприниматель – это тот, кто  нацелен на получение прибыли  сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, творческого потенциала, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 40-60% ВНП. Абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики Республики Беларусь имеет первостепенное значение.

Развитие малого и среднего бизнеса  несет в себе множество важных преимуществ [1, c. 65]:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической и социальной стабильности в демократическом обществе;

- рост доли экономически активного  населения, что увеличивает доходы  граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей,  для которых малый бизнес становится  первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест  с относительно низкими капитальными  затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых  в госсекторе, а также представителей  социально уязвимых групп населения  (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

- подготовка кадров за счет  использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических,  технических и организационных  новшеств (стремясь выжить в конкурентной  борьбе, малые фирмы чаще склонны  идти на риск и осуществлять новые проекты);

- косвенная стимуляция эффективности  производства крупных компаний  путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают  недостаточно емкими (из недр  малого бизнеса нередко вырастают  не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых  и природных ресурсов, которые  иначе остались бы невостребованными,  а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);

- снижение фондовооруженности  и капиталоемкости при выпуске  более трудоемкой продукции, быстрая  окупаемость вложений (например, в  США у компаний с числом  занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем  у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности);

- улучшение взаимосвязи между  различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения), решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере  малого предпринимательства, как правило, выше и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.

Так, малые фирмы чаще всего проигрывают  крупным в борьбе за кредиты.

Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под более высокие проценты, что ведет к росту себестоимости продукции и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом (как в части изучения спроса на свою продукцию, так и проведения рекламных кампаний). Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе и более чувствительны к состоянию экономической среды. Так если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности. Лишь часть из них осуществляет текущее производственное планирование и еще меньше — стратегическое.

Даже в странах со стабильной экономикой в сфере малого бизнеса многие фирмы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность. Выделим основные аспекты уязвимости малого бизнеса [12, с 48]:

1. Высокий уровень риска, поэтому  высока степень неустойчивости  положения на рынке;

2. Зависимость от крупных компаний;

3. Слабая компетентность руководителей;

4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования;

5. Трудности в заимствовании  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов;

6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с отсутствием  опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников  малых и средних предприятий.

 

1.2 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

 

 

Крупный бизнес — это скелет, ось  современной экономики, а все  многообразие среднего и мелкого  предпринимательства — мышцы, живая  ткань хозяйственного организма. Это  один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих, размер уставного капитала, величина активов, объём годового оборота (прибыли, дохода) и др. [1, с 28]

В ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются следующие:

- численность персонала; 

- размер уставного капитала;

- величина активов; 

- объем оборота (прибыли, дохода) [5, c. 20].

По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны  выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период [8, с. 38].

Термин «малый бизнес» принят в  основном в англоязычных странах, а  в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние  предприятия».

В Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности  занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с  числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше $5.000.000 и годовой прибылью не свыше $2.000.000. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на [1, c. 35]:

- наименьшие – 1 – 24 занятых; 

- малые – 25 – 99 занятых; 

- промежуточные – 100 – 499 занятых; 

- крупные – 500 – 999 занятых; 

- крупнейшие – 1000 и более  занятых.

Как и во многих других странах, имеет  значение и отраслевая структура предприятия, но в одних отраслях определяющую роль имеет количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения  на товарных рынках [3, с. 46].

Во многих европейских странах  существуют также ремесленные предприятия, статус которых определен в законодательном порядке.

Так, во Франции ремесленником является тот, кто организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство  предприятием и принимает личное участие в его работе. Численность занятых на таком предприятии не должна превышать 10 чел., включая владельца, помогающих ему членов семьи, наемных работников и учеников.

Самое существенное различие между  ремесленным и мелким предприятием состоит в том, что ремесленник  сам трудится, участвует в производстве как рабочий. Его доход достаточен лишь для того, чтобы осуществлять простое воспроизводство.

Государство предоставляет ремесленным  предприятиям более значительные льготы, чем другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять свое дело и превращаться в мелких предпринимателей.

Наибольшее распространение ремесленные  фирмы получили в строительстве. Причем в некоторых странах ремесленникам  разрешено иметь большее число  наемных рабочих. В сфере услуг  статус ремесленного предприятия чаще всего имеют маленькие пекарни, кондитерские и мастерские по ремонту бытовой техники. В сфере производства ремесленники обычно работают по заказам мелких и средних предприятий. Наконец, традиционной областью приложения сил для них являются художественные народные промыслы.

Каждый предприниматель, начиная  свою деятельность, сам определяет организационно-правовую форму своего бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится  как можно больше людей вовлечь  в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы предприятия, тем проще порядок его государственной регистрации.

Информация о работе Эффективность функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь