Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:37, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена и тем, что кризисы в банковской системе могут быть вызваны макроэкономическими причинами, которые фактически не имеют ничего общего с этой системой. В переходных
экономиках, возникновение банковских кризисов зачастую связано с неудовлетворительным состоянием государственных финансов, которые могут пострадать в нестабильных макроэкономических условиях, ввиду непродуманного экономического или политического курса государства
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 4
1 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ .............................................................................. 5
2 АНАЛИЗ СИСТЕМНОГО БАНКОВСКОГО КРИЗИСА..................................... 14
2.1 Проведение антикризисной политики реструктурирования банков .............18
2.2 Банковская система Беларуси во время кризиса ............................................ 28
3 ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ КРИЗИСА........................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .............
С начала 90-х годов более часто происходили банковские кризисы. Валютные и суверенные кризисы были характерны для 80-х годов прошлого
века. За период с 1970- 2007 гг., по данным МВФ, наблюдалось 124 банковских
кризиса, 42 двойных и 10 тройных кризисов. Кроме того, некоторые страны многократно испытывали кризисные ситуации. Анализ, проведенный
специалистами МВФ, показал, что банковские кризисы чаще совпадают с валютными кризисами (55 случаев), более редко - с кризисом суверенных
долгов (11 случаев).
При рассмотрении кризисных явлений целесообразно разграничивать их на два этапа - фазу сдерживания и фазу системного реструктурирования.
В фазе сдерживания кризис может нарастать и расширяться. В этот период времени правительство проводит политику, направленную на восстановление общественного доверия, чтобы минимизировать потери для реального сектора, восстановить доверие частных кредиторов и вкладчиков к
финансовой системе. Следующая фаза подразумевает принятие финансовых решений (и в меньшей степени операционных мер) и реструктурирование финансовых учреждений и корпораций. Политика денежных властей на этих разных этапах протекания кризиса также различается - от принятия немедленных решений в течение фазы сдерживания кризиса до долгосрочных мер, направленных на преодоление кризиса. Неэффективная политика по
сдерживанию начальной фазы кризиса негативно влияет на проведение долгосрочных мер по выходу из текущего кризиса.
При проведении
кризисов оценивают совокупные финансовые потери относительно ВВП. Основные показатели - отношение финансового баланса, государственного долга, чистых иностранных активов, совокупного объема депозитов банковского сектора к ВВП сопоставляются с докризисными значениями. Кроме того, в расчет принимаются темпы роста инфляции, темпы роста ВВП и состояние текущего платежного баланса.
Помимо этого для банковской системы необходимо более детальное рассмотрение таких показателей, как:
а) пиковое значение просроченных ссуд - отношение недействующих
ссуд к совокупным кредитам (в процентах) за последние пять лет;
б) размеры государственного участия - доля государственной собственности в совокупных активах банковской системы (в процентах и по отношению к докризисному периоду);
в) отмеченные "набеги" на банки показывают насколько массовым оказалось изъятие вкладов из банков. Этот показатель рассчитывается как ежемесячное процентное снижение совокупных депозитов (при превышении
5%-ной границы снижения);
г) "Кредитный бум" - предкризисный рост кредитов частному сектору к ВВП, превышающий 10%-ный уровень, рассчитанный за четырехлетний период до наступления кризиса.
До настоящего времени не существует нормативно установленного порога, определяющего начало кредитного бума. В разных странах это зависит от конкретных экономических условий. Пик роста кредитов в развитых
странах, как правило, превышает 10%, а в развивающихся странах составляет свыше 20% от уровня начала кредитного расширения.
Кредитный бум может быть определен как временной интервал, при
котором кредитование частного сектора растет быстрее, чем в ходе нормального обычного бизнес-цикла. При этом кредит определяется на основе задолженности клиентов как банкам, так и другим финансовым институтам. На основе исследования МВФ из 49 кредитных бумов (27 в развитых и 22 в развивающихся странах), можно судить о том, что кредитные бумы в развивающихся странах в своем пике имеют значительно больший показатель всплеска, чем в развитых странах. Но в относительных показателях кредитные бумы развитых и развивающихся стран имеют общие тенденции, что связано с цикличностью кредитных операций. В среднем по странам кредитные бумы длятся шесть-семь лет и фаза спада обычно по времени длиннее фазы подъема [22, 184 с.].
Для оценки циклического характера кредитных бумов рассматривается комплекс макроэкономических показателей, способных отразить кредитное расширение как на стадии подъема, так и на стадии сжатия. Для мониторинга кредитной экспансии в зарубежной практике в расчет принимаются:
объемы кредитов, выданных
(требования депозитных банков и прочих финансовых институтов к частному сектору);
индекс потребительских цен (средние значения и на конец отчетных
периодов);
данные по численности населения (всего, в том числе резиденты и мигранты);
номинальный и реальный ВВП в текущих ценах (в национальной валюте
и международных ценах);
реальное частное потребление (в международных ценах); реальные расходы правительства на душу населения; реальные инвестиции на душу населения;
ВВП, созданная в сфере услуг (исключая промышленное производство);
обменный курс национальной валюты;
притоки капитала (в процентах к ВВП) (рассчитываются по объему совокупных внешних обязательств);
биржевые индексы (акций);
индексы цен на недвижимость;
уровень производительности труда (по отдельным отраслям и в целом по экономике).
Динамика перечисленных макроэкономических показателей в действующих ценах и в пересчете на душу населения иллюстрирует динамику делового цикла на этапе кредитного расширения. Данный набор показателей объективно отражает состояние экономических процессов как в развитых, так и в развивающихся странах. Но отличие развивающихся стран, испытывающих кредитные бумы, заключается в том, что там наблюдается слабая цикличность кредитования. В развивающихся странах превалирует цикличность производства. Слабая финансовая система сама по себе не может спровоцировать перегрев экономики. В развивающихся странах, как правило, нет всплеска кредитования, вызывающего увеличение объемов производства. В развитых странах можно наблюдать определенную цикличность кредитования.
Развитые страны показывают незначительные колебания инфляции как на стадии повышения, так и на стадии снижения кредитных бумов. В
развивающихся странах инфляция достигает максимальных значений после пика кредитного бума. Биржевые цены и стоимость недвижимости как в развитых, так и в развивающихся странах резко растут в период роста кредитования, а затем также резко снижаются после прохождения пика. Это в целом дает возможность утверждать, что протекание кредитного бума в развитых и в развивающихся странах происходит по схожему сценарию - резкий рост объемов и цен в фазе роста кредитования и их сокращение в фазе
снижения.
Однако последствия "разрыва финансовых
пузырей" зависят от уровня компетенции
денежных властей и объема ресурсов, которые
могут быть направлены на преодоление
кризиса [10, 304с.].
2.1
Проведение антикризисной
политики реструктурирования
банков
После того как определены чрезвычайные меры по сдерживанию кризиса, правительство исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов должно определиться с мерами по преодолению последствий кризиса, для возобновления нормального функционирования кредитной системы, приведения юридических норм надзора и регулирования в соответствие с новыми экономическими условиями, восстановления финансового положения как самих банков, так и их заемщиков.
Кризис делает банки и их клиентов частично или полностью неплатежеспособными, поэтому они или переходят в государственную собственность (национализируются), или по ним открываются судебные процедуры взыскания долгов, вводится временная администрация и происходит их ликвидация. В таких условиях экономический рост сам по себе не
возродится, так как оставшийся производительный капитал и банковские франшизы переходят в руки незначительного числа платежеспособных частных предприятий.
Финансовое и организационное реструктурирование финансовых и нефинансовых организаций для преодоления кризиса обычно включает в себя детализированную работу по отслеживанию решений судебных органов по
отдельным банкам (в части наложенных взысканий и банкротства). Все принимаемые решения являются результатом компромисса между скоростью и сроками проводимых мероприятий, с одной стороны, и необходимыми для преодоления кризиса финансовыми затратами - с другой. Поэтому отследить развитие ситуации и выработать единые унифицированные условия по преодолению таких явлений не представляется возможным.
Кризис также порождает проблемы координации отношений между дебиторами и кредиторами. Судьба отдельных корпораций и финансовых
институтов зависит от проводимой государством политики как
непосредственно по отношению к ним, так и от успешности оздоровления макроэкономических условий в экономике в целом.
Самый, болезненный вопрос, который возникает относительно корпоративных фирм, обремененных значительными долгами, - должно ли им
предоставлять субсидированное кредитование, нужно ли проводить частичное (или полное) списание долгов или активы таких фирм должны быть переданы новой корпоративной структуре под новое управление? Эти меры могут быть применены как к банкам, так и к предприятиям нефинансового сектора. Однако подобные меры не всегда выполнимы, когда происходят массовые банкротства. Поэтому в рамках системных кризисов во внимание должны приниматься масштабы кризисных явлений, качество действующих юридических норм,
возможности государственных органов управления и главным образом -
причины возникновения кризиса.
Если системный кризис не был вызван недостатками деятельности банковской системы, то имеет смысл ее спасать и поддерживать владельцев банков. Если кризис был вызван непрофессиональными действиями самих банкиров, неправильной и непрофессиональной организацией банковского
дела, что вылилось в сознательной недооценке уровня рисков проводимых операций, то большинство принимаемых мер по спасению банков не дадут положительного результата, так как требуется серьезная реорганизация
банковского сектора. Поэтому мероприятия по передаче части активов специальным корпорациям по управлению активами подразумевают, что такие активы формировались на должном профессиональном уровне, поэтому не должны содержать в себе скрытых пороков, а отторжение их от родительских
банков связано с негативными макроэкономическими последствиями, а не желанием уйти от ответственности, сбросив на других владельцев безнадежные активы. В таких случаях оздоровительные меры по изъятию активов у старых владельцев могут принести только значительные убытки.
Основные методы антикризисной
преодоления негативных процессов, включают:
а) децентрализованный перерасчет ссуд, на которые наложено взыскание, но под контролем правительства;
б) отказ от взыскания долгов (долговая амнистия);
в) учреждение государственной компании по управлению активами по покупке и возмещению ссуд, на которые наложено взыскание;
г) инициированная правительством продажа финансовых учреждений новым владельцам, обычно иностранным;
д) рекапитализацию финансовых институтов государством путем предоставления дополнительных денежных средств.
Схемы помощи проблемным банкам несут в себе определенный моральный риск в той степени, в какой они контролируются и финансируются за счет государства, так как банки зачастую прекращают попытки по
возмещению убытков собственными силами, в надежде, что их включат в систему погашения убытков за счет государства.