Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:37, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена и тем, что кризисы в банковской системе могут быть вызваны макроэкономическими причинами, которые фактически не имеют ничего общего с этой системой. В переходных
экономиках, возникновение банковских кризисов зачастую связано с неудовлетворительным состоянием государственных финансов, которые могут пострадать в нестабильных макроэкономических условиях, ввиду непродуманного экономического или политического курса государства
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 4
1 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ .............................................................................. 5
2 АНАЛИЗ СИСТЕМНОГО БАНКОВСКОГО КРИЗИСА..................................... 14
2.1 Проведение антикризисной политики реструктурирования банков .............18
2.2 Банковская система Беларуси во время кризиса ............................................ 28
3 ПОЛИТИКА СДЕРЖИВАНИЯ КРИЗИСА........................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .............
облигации котировались приблизительно на уровне двух третей номинальной стоимости, что позволило возместить потери приблизительно 50% вкладчиков в течение нескольких месяцев. Подобная ситуация была и в Эквадоре, где
вкладчики получили сертификаты на свои депозиты, которые торговались с существенными скидками в зависимости от платежеспособности эмитента.
Кроме того, не на все депозиты распространяется замораживание. Так, в
Уругвае в 2002 г. замораживание распространялось только на срочные депозиты, номинированные в долларах и размещенные в государственных банках. Замораживание в Аргентине в 2001 г. ограничило изъятие инвалютных средств со счетов в объеме свыше 250 долл. в неделю. Кроме того, запрещались валютные операции со счетов, если это не было связано с внешней торговлей, ужесточались резервные требования для банков, ограничивались сделки, которые могли привести к снижению объемов депозитов. Затем депозиты проблемных банков были "перепрограммированы" в ценные бумаги на срок до пяти лет.
Самое широкое замораживание было проведено Эквадором и оно распространялось на сберегательные депозиты до 500 долл. США, чековые счета, соглашения обратного выкупа и на все срочные депозиты.
Полные гарантии в случае кризиса предоставлялись банкам в среднем на
53 месяца. Полные гарантии призваны восстановить веру вкладчиков и осуществить необходимый комплекс мероприятий. Однако, как показывает зарубежная банковская практика, на иностранных инвесторов принимаемые меры практически не действуют, даже если гарантия покрывает их счета. Обычно гарантии - очень дорогостоящее средство преодоления кризиса, но они принимаются вместе с масштабной поддержкой ликвидности, в случае серьезных банковских кризисов.
Пиковая поддержка ликвидности обычно бывает значительной и составляет в среднем до 28% совокупных депозитов банков, однако этот показатель по различным странам может существенно варьироваться в зависимости от условий протекания и наличия необходимых для этих целей ресурсов.
Поддержка ликвидности банков -
распространенная мера. Она применялась даже в Аргентине в 1995 г., когда действовал режим currency board (валютного управления).
Особенностью кризисного управления является воздержанность в применении принудительных мер регулирования. Цель такой политики - обеспечить постепенное восстановление банковской системы в течение длительного времени и переход к более строгим пруденциальным надзорным
стандартам. В Эквадоре, например, банкам давали два года, чтобы полностью изменить свою политику в соответствии с новыми стандартами классификации ссуд, новыми резервными требованиями.
В ходе реорганизации банковской системы акционеры или теряют свои деньги, когда банки закрываются, или вынуждены вливать дополнительный капитал, когда хотят оставить работать проблемный банк.
Обычно негативные процессы в экономике захватывают все финансовые
учреждения, а не только банки. В Таиланде в 1997 г. первыми почувствовали проблемы нехватки ликвидности инвестиционные компании, в дальнейшем 56 компаний (11% совокупных активов финансовой системы) были закрыты. На Ямайке проблемы финансового сектора в конце 90-х годов сконцентрировались в страховом секторе, реструктурирование которого обошлось государству в
11% ВВП.
Продажа проблемных банков иностранным покупателям рассматривается как вариант реструктуризации в последнюю очередь, когда уже нет покупателей внутри страны, однако в последнее время этот метод стал все чаще использоваться в банковской практике. По данным МВФ, в 51% случаев кризисных ситуаций правительства прибегали к продаже банков иностранцам.
Закрытие банков может привести к значительным потерям для экономики, однако предоставление широких гарантий может стать еще более
дорогим мероприятием, так как оно содержит фактор непредвиденных обстоятельств. Закрытия банков имеют положительный эффект, только когда совпадают с пиком реорганизации их недействующих активов. Как только банк закрыт или по отношению к нему начаты процедуры реорганизации, то стоимость его активов, как правило, значительно снижается, поэтому промедление с реорганизацией банка может привести к дополнительным
потерям.
В условиях кризиса для реструктуризации проблемных банков часто учреждаются специальные агентства, а также компании по управлению
проблемными активами. Компании по управлению активами имеют чаще всего централизованную структуру. Эффективность их деятельности особенно высока в период пика недействующих ссуд и резкого роста связанных с этим финансовых затрат.
Как показывает мировой опыт преодоления кризисов, финансовая политика в это время обычно экспансивная, так как необходимо предоставлять ресурсы и финансовому, и реальному секторам экономики, принимать программы реструктурирования банков и реструктурирования задолженности. Финансовые затраты государства по финансовому плану спасения реального и
финансового секторов в среднем обычно составляют по 4% ВВП в течение
первых лет системных кризисов.
Однако средние показатели затрат государства на преодоление кризисных явлений подсчитать достаточно сложно. Усредненные показатели общих финансовых затрат на преодоление кризиса составляют около 13, 3% ВВП, но в отдельных случаях доходят до 55% ВВП.
Наконец, потери продукции, измеренные как отклонение от сложившихся прогнозных показателей ВВП, в результате системных кризисов могут достигать 20% ВВП в течение первых кризисных лет. Правда, этот показатель значительно варьируется по странам в зависимости от характера и масштабов кризиса. Так, по отдельным странам он может колебаться в диапазоне от 0 до
98% ВВП.
Наблюдаемый в настоящее время мировой финансовый кризис, как известно, начался с ипотечного кризиса в США. В течение 2007 г.
американский ипотечный субпрайм рынок начал давать сбой, что затем
отразилось на глобальных финансовых рынках. Американский кризис субпрайм кредитов выражался на первых этапах в проблемах с ликвидностью в
банковской системе вследствие резкого снижения спроса на ценные бумаги, обеспеченные активами. Сложноструктурированные продукты и другие
инструменты, созданные бумом финансовых инноваций, было трудно оценить по справедливой рыночной стоимости в результате ее постоянной переоценки и недостоверности кредитных рейтингов. В дальнейшем это привело к росту кредитных потерь, снижению стоимости обеспечения кредитов и сокращению прибыли американских ипотечных и инвестиционных банков.
В качестве причин современного мирового кризиса выделяются разные факторы. Однако в целом их можно разделить на макро- и
микроэкономические.
Макроэкономический контекст кризиса был вызван длительным периодом избыточной ликвидности, вызванной низкими процентными ставками центральных банков развитых стран, развитием финансовых инноваций, переливом капитала в ценные бумаги развитых стран из развивающихся стран. Излишняя ликвидность спровоцировала рост
внутреннего спроса развитых стран, что нашло отражение в льготном предоставлении потребительских кредитов для широких слоев населения, зачастую не обладающих собственными накоплениями. Излишняя ликвидность
спровоцировала рост цен на недвижимость в США более чем в два раза с 2000 по 2006 г. Все это сопровождалось ростом бюджетного дефицита.
Однако микроэкономические факторы, связанные с отсутствием финансового регулирования и внедрением новых методов кредитования
финансовых институтов, явились критическими в общей цепочке негативных причин. Новая модель кредитования "создавать и распределять" (originate-and- distribute), принятая финансовыми институтами, привела к созданию финансового кредитного пузыря.
Банки выдавали кредиты в
перепродажи. Регулирующие органы не сразу поняли, что в конечном итоге совокупные риски перекидываются на нерегулируемые сегменты рынка. Регулирующие органы контролировали в основном банки, а конечные держатели ценных бумаг в этих схемах никем не контролировались.
Кроме того, многие американские и европейские (особенно английские)
банки перешли в основном на оптовое финансирование за счет перепродажи
ценных бумаг. Поэтому начавшийся кризис быстро перекинулся на большинство развитых стран.
На первых этапах начавшийся кризис протекал достаточно стандартно - кредитный бум, финансовый пузырь, пузырь на рынке недвижимости, проблемы у банков и финансовых институтов, крах пузырей. Однако созданный финансовыми инновациями пузырь оказался значительно больше тех, которые наблюдались в США после Великой депрессии, поэтому погасить проблему
традиционными способами противодействия кризисам не удалось и он перекинулся на реальный сектор, вызвав значительный спад ведущих экономик мира.
Однако нынешний кризис значительно отличается от Великой депрессии и кризисов в развивающихся странах. Развитые страны (особенно США и Великобритания) не пострадали от внезапной остановки потоков капитала,
коллапса банковской системы и экономики, что объясняется политикой регулирования кризисов, разработанной на основе приоритетного поддержания банков в кризисной ситуации. Выброс дополнительной ликвидности в ходе принятых американских стабилизационных программ отразился на колебаниях доллара к другим валютам незначительно, не так как если бы это могло произойти в результате приостановки банковских операций.
Принятые американские
поддержание банков и в дальнейшем реструктуризацию слабых банков, а также содержат меры по стимулированию спроса, поддержке корпоративного сектора и сектора домашних хозяйств, что требует значительных дополнительных инвестиций, увеличивающих бремя бюджетного дефицита. Преодолеть отмеченное противоречие можно как инфляционными методами либо, как предлагают ведущие западные экономисты, путем эмиссии новых долговых ценных бумаг. Рекапитализация компаний, создание компаний по управлению проблемными активами и эмиссия новых ценных бумаг зависят от множества факторов, определяющих финансовые возможности государства и они эффективны в применении, как правило, для слабых форм кризисов. Эти меры могут оказаться неприемлемыми для масштабного системного кризиса, подобного нынешнему.
Особенностью текущего белорусского кризиса является то, что он спровоцирован негативными явлениями в западной экономике, оттоком
капитала с российского рынка, но носит классический характер кризиса
ликвидности и не связан с проблемами последних финансовых инноваций.
Другой причиной кризиса в Беларуси явился активный рост внешнего корпоративного долга крупнейших государственных компаний, сопоставимого
по объемам с золотовалютными резервами страны.
Стремительный рост кредитных портфелей сопровождался ростом просроченных долгов. Однако до наступления кризисной ситуации проблема просроченных кредитов не была так остра, как сегодня, когда в стране растет безработица, снижается уровень жизни и совокупный спрос населения в целом. Тем не менее проблемы с возвратом кредитов некоторыми банками создавались задолго до наступления кризисных событий, так как сами банки выдавали
потребительские кредиты, плохо проверяя платежеспособность своих клиентов. Работа по управлению рисками в большинстве мелких и средних российских банков была поставлена плохо.
При наступлении кризисных явлений цена недвижимости стала снижаться, строительство практически остановилось, а объекты недвижимости, финансируемые за счет зарубежных источников, оказались в особо затруднительном положении. В настоящее время, несмотря на заверения